Основы тренинга: 10 заповедей
Основы тренинга: 10 заповедей
Принципы верховой езды как науки можно рассматривать как ориентиры для этических стандартов обучения, соблюдая которые можно сделать наш спорт обоснованным и объективным. «Десять принципов» были разработаны мной совместно с профессором Полом МакГриви, а затем проверены коллегией из 10 ученых , специализирующихся на поведенческих исследованиях. Подробнее о них можно узнать на веб-сайте Международного общества по вопросам верховой езды: http://www.equitationscience.com. Ниже вы можете ознакомиться с нашими основными выводами.
Итак, принципы:
1. Тренинг должен учитывать базовые нужды вашей лошади, соответствовать ее этологии и возможностям познания.
Это значит, что нам необходимо учитывать то, как лошади живут в естественной среде.
Этология - это полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе лошадей. Она помогает объяснить естественные социальные структуры лошадей, включая сложную динамическую социальную организацию с социальным рангом, который определяет право доступа к ресурсам (пище, воде). Лошади демонстрируют «двустороннее доминирование», что означает, что каждая из них имеет индивидуальные отношения с другой особью, однако нет никаких доказательств того, что они понимают или заботятся, если на то пошло, об отношениях между особями в социальной группе. Другими словами, у лошадей нет стабильной иерархии, поскольку они имеют индивидуальные отношения друг с другом. Этим объясняются сложные шаблоны отношений, наблюдаемые в табунах, которые не соответствуют иерархическим объяснениям. Лошади нуждаются в компании представителей своего вида и легко образуют связи, поэтому изоляция для них вредна. Лошади эволюционировали, чтобы передвигаться и пастись в течение 16 часов в день, и их пищеварительная система и мозг адаптировались к этому режиму.
Вы должны учитывать то, как думают лошади. Когнитивная функция, «познание» описывает то, как животные обрабатывают информацию об окружающем их мире. По сравнению с мозгом человека, префронтальная кора мозга лошади меньше, поэтому лошади не могут вспоминать события так, как мы. У всех млекопитающих, включая людей, продолжительность воспоминаний длится всего около 3 секунд. У людей и других животных, таких как стайные хищники (например, волки и львы), существуют специфические нейронные ткани, которые обновляют пути памяти в префронтальной коре. Отсутствие этого у лошадей означает, что они не визуализуют стимулы, которые они не видят. Однако, если стимул связан с определенной реакцией, он вызовет определенное поведение. Это означает, что воспоминания лошадей не подвержены искажению через воображение и визуализацию, но остаются совершенно нетронутыми. Запоминание и распознавание стимулов, которые вызывают определенные ответы, - вот что отвечает за безопасность. Мы должны быть осторожны, чтобы не переоценивать интеллект лошади (например, «она знает, что она сделала не так»), особенно в попытке оправдать наказание. Точно так же мы не должны недооценивать их интеллект, полагая, что у лошадей нет эмоций и чувств. Наши последние исследования показывают, что привязанность, возбуждение и эмоции влияют на эффективность различных процессов обучения в очень индивидуальной и интересной манере.
Игнорируем? Чрезмерное или недо- оценивание интеллекта лошади имеет негативные последствия для ее благополучия. Изоляция, ограничение свободы движения и кормления непосредственно влияют на физическое и психическое благополучие лошади.
2. Занимайтесь самообразованием! Вы должны знать, как эффективно тренировать лошадь, использовать на практике теорию обучения.
Тренинг лошади должен учитывать надлежащее использование ключевых понятий обучения - привыкание, сенситизация, оперантное обусловливание, формирование и классическое обусловливание.
Мир - довольно пугающее место для лошади, но вы можете создать для нее более комфортные условия, используя учебный процесс, который можно назвать "Привыкание".
Привыкание считается завершенным, когда животное перестает негативно реагировать на события и стимулы, когда оно признает их. Лошади врожденно боятся нового / незнакомого (неофобия) и часто находят характеристики различных стимулов (размер / величина, новизна, близость и внезапное появление и т.д.) раздражающими восприятие. Так, например, если объект движется, особенно не стабильно или по направлению к лошади, то ей может быть трудно идентифицировать его, даже если она ранее уже ознакомилась с ним. Привыкание может использоваться для обезвреживания реакций на аверсивные раздражители в процессе, называемом десенситизация. Систематическая десенситизация, потеря важности и контробусловливание - это некоторые методы десенситизации.
Потеря важности - эффективнейший метод для того, чтобы приучить лошадь к машинке для стрижки, спреям, инъекциям и т.д.
Когда лошадь видит приближающегося к ней человека с машинкой в руках, она проявляет гиперактивность и пытается вырваться, натягивая развязки в своих попытках убежать. Решение проблемы включает в себя обучение лошади отступать назад и вперед от легкого давления чомбуром (развязкой). Затем человек с машинкой приближается к лошади и, как только лошадь показывает самый низкий уровень страха, останавливается так, что расстояние между ней и человеком остается неизменным. Затем лошадь просят отойти назад и вперед при помощи сигналов чомбуром, используя давление. Первоначально лошадь немного замедляется в своих реакциях на легкое давление (игнорирует его), так как ее механизм ответа на этот сигнал перекрывается страхом перед машинкой. Поэтом обучающий увеличивает мотивационное давление, так что через несколько повторений лошадь начинает реагировать на более легкие сигналы. Реакция страха лошади на машинку на этом расстоянии уменьшается. Человек с машинкой снова приближается к лошади и, как только она проявит малейшую реакцию страха, процесс повторяется обучения при помощи давления повторяется. Он продолжается до тех пор, пока реакция лошади на машинку не уменьшится, и к ней можно будет прикоснуться машинкой, а затем приступить к стрижке.
Сенсибилизация - это увеличение интенсивности ответа индивидуума. Если человек или животное сталкивается с рядом возбуждающих стимулов, сенсибилизация работает так, что в последствии индивидуум будет реагировать быстрее или с большей интенсивностью на тот же или иной стимул, который будет представлен вскоре после этого. Так, если лошадь научилась не реагировать на воздействие шенкеля и на хлыст, то можно сенсибилизировать ее на действие шенкеля путем ретренинга, включающего работу на движение вперед от одного хлыста. Например, лошадь может быть обучена переходить из остановки в шаг, из шага в рысь, а затем и из остановки в рысь лишь от легкого двойного касания хлыстом (легкого - т.е. такого, которое вы сами можете выдержать). Ритм постукивания должен оставаться постоянным. Как только уровень возбуждения повысится, лошадь станет сенсибилизированной и к ногам всадника. Всадник должен позаботиться о том, чтобы не попасть в ситуацию, когда ему нужно, сцепив зубы, "выдавливать" лошадь ногами.
Опирайтесь на концепцию оперантного обусловливания, которая предполагает, что ваша лошадь делает то, что вы хотите, но способом, который не является стрессовым или напрягающим ни для вас, ни для нее.
Если не следовать этой концепции, вы можете столкнуться с нежелательными последствиями: лошадь может вернуться к одному из способов, помогающих ей справиться со стрессом: гиперреактивности, попыткам убежать, агрессии или возвращению к апатии и "непонятливости". Все это может угрожать безопасности людей и лошадей.
Оперантное обусловливание - обучение, в ходе которого лошадь получает вознаграждения (за требуемое поведение) или сталкивается с последствиями (в случае невыполнения требуемого). Известно 4 способа соответствующей работы, и первый предельно прост - лошадь делает то, что вы хотите, а вы вознаграждаете ее:
1. Положительное подкрепление: даем лошади что-то, в чем она заинтересованна, чтобы увеличить ее желание повторить нужное нам поведение. Первичными могут быть любые предметы, которые представляют естественную ценность для лошади. Примером того, что используется в тренинге, являются еда и прикосновения. Чтобы их можно было использовать в качестве вознаграждений при обучении, они должны быть выданы лошади немедленно вслед за правильным ответом. Вторичные положительные усилители должны быть связаны с первичными усилителями. Они часто принимают форму слуховых стимулов, таких как кликер или последовательный голосовой сигнал (например, «Хороший мальчик»).
Следующий способ вызывает - отрицательное подкрепление - вызывает больше споров, однако по сути должен сводиться лишь к снятию давления:
2. Отрицательное подкрепление: убираем от лошади что-то, что она не любит, чтобы увеличить ее желание повторить нужное нам поведение. Отрицательное подкрепление может и должно быть очень тонким. Давление мотивирует лошадей, но освобождение от него является тем, что их обучает.
Использование давления для переходов между аллюрами и внутри аллюров начинается с создания давления, далее следует поддержание или повышение давления, а затем происходит его снятие. Хорошие тренеры всегда стремятся уменьшить "громкость" сигналов до самых легких форм давления. Отрицательное подкрепление принимает много форм и объясняет то, как лошади самовознаграждают себя, когда избавляются от всадников ("козлы" и т.д. ) или уходят от воздействия повода (выдергивают его из рук).
Еще более спорным является положительное наказание - последнее средство, к которому следует прибегать...
3. Положительное наказание: добавление чего-то плохого, чтобы уменьшить вероятность возникновения определенного поведения (примером может быть удар по лошади за то, что она отбила). Положительное наказание имеет негативные последствия на благополучие лошади, поэтому его следует избегать. Если оно используется, то должно осуществляться одновременно с нежелательным поведением. При задержке оно не работает.
4. Отрицательное наказание: удаление чего-либо, что лошади нравится, чтобы уменьшить вероятность возникновения определенного поведения. Отрицательное наказание используется редко (за исключением оперативного устранения фокусировки внимания, чтобы подавить или не допустить поведение). Примененное с задержкой, оно становится неэффективным.
Обучение - это процесс строительства из блоков, или «формирование» - постепенное, поэтапное построение поведения. Каждый шаг должен незначительно отличаться от предыдущего так, чтобы лошади стало понятно, как именно предложить правильный / желаемый ответ.
Обучение требует времени.
Классическое обусловливание использует сигналы для запуска и выявления поведения. Они должны быть использованы с изысканной точностью, чтобы совпадать с началом желаемого поведения. Таким образом,звуковые сигналы, сигналы подаваемые телом всадника, должны быть последовательно даны непосредственно перед сигналами поводом и шенкелями, чтобы вызвать тот же ответ.
Игнорируем? Использование непоследовательного давления и / или причинение продолжительного дискомфорта имеет серьезные последствия для благополучия лошади. В результате можно получить побеги, агрессию, апатию и выученную беспомощность.
3. Применяем сигналы, очевидные для понимания.
Ваш тренинг должен предполагать, что сигналы классического и оперантного обусловливания уникальны и легко различимы при:
1. Нисходящих/восходящих переходах.
2. Ускорении/ замедлении (темпа) движения конечностей лошади.
3. Удлинении/укорачивании (длина шага) движения конечностей лошади.
4. Боковых шагах (поворотах) передних ног.
5. Боковых шагах задних ног.
6. Сгибаниях головы / шеи /, изменениях положения головы.
Обучение лошади чревато трудностями с самого начала, потому что мы сидим на животном и можем использовать лишь два повода, седалище, корпус и ноги, чтобы стимулировать лошадь. Но все эти средства могут не обеспечить нужный ответ в сложных обстоятельствах или тогда, когда лошадь просто не хочет реагировать. Поэтому нам нужно разделить наши средства управления на те, которые могут вызвать надежную ответную реакцию (оперантное обусловливание), и те, которые могут поддерживать ее, когда все идет хорошо (классически обусловленные средства управления).
Оперантно обусловленные средства управления - это повод и ноги, поэтому нам нужно иметь четкие и легко различимые сигналы для изменения аллюра, темпа и длины шага, а также для боковых шагов передними и задними ногами. Затем нам потребуются различные средства управления, основанные на воздействии седалища и корпуса (положения тела всадника). Прежде всего, сигналы ускорения должны существенно отличаться от сигналов торможения, иначе возникнет путаница.
Игнорируем? Размытые и амбивалентные сигналы могут привести к путанице, стрессу и ответам, которые ставят под угрозу эффективность движений и безопасность всадников.
4. Обучение должно основываться на ответах лошади на ваши сигналы.
Тренинг должен учитывать то, что для обучения лошади любой модификации поведения все начинается с усиления базовых попыток повлиять на формирование нужного поведения, а затем идет постепенное улучшение и подведение к нему.
Шкала формирования Equitation Science начинается с Базового Опыта. Затем следует работа над ответом или движением с целью получения его немедленно и при использовании легких сигналов. Следующий этап - Ритм -тренируется тогда, когда лошадь учится самостоятельно поддерживать свои аллюры, темп и длину шага. Затем идет Прямолинейность. В отличие от Шкалы FEI (немецкой шкалы обучения), где прямолинейность приходит гораздо позже (после Импульса и Контакта), Шкала Equitation Science ставит ее сразу после Ритма, потому что теперь мы знаем, что лошади не только работают диагональными парами ног, но и каждая диагональная пара имеет разные характеристики пропульсивного ритма, которые искривляют лошадь. Теперь у нас есть ноги, с которыми мы "договорились". Следующее - это тело лошади: Контакт. Контакт наиболее неуловим при формировании, потому что большая его часть развивается со временем при правильном обучении. На этом уровне развитие импульса до подключения, затем проводимости и, наконец, сбора развивается через переходы между и внутри аллюров с соблюдением двух ударов (два шага передними ногами на шагу и рыси и два скачка кентера или галопа). Время имеет важное значение для развития проводимости и сбора, и в то время, как многие ведущие тренеры не признают важности этого фактора, большинство из них все же поступают правильно. По мере того, как лошадь прогрессирует от импульса к сбору, развиваются взаимосвязь лошади со всадником через седалище, ноги и повод, поэтому правильная посадка становится неотъемлемым и неизбежным компонентом. Последний уровень формирования предполагает тренинг лошади в разнообразных местах (вне манежа), чтобы она могла быть надежным партнером в любом месте.
Игнорируем? Плохое формирование навыков может привести к путанице и ответам, которые ставят под угрозу эффективность движений и безопасность всадника.
5. Сохраняйте простоту и не путайте лошадь. Ваши сигналы должны быть отделены во времени друг от друга.
У лошади три базовых аллюра. Четырехтактный шаг, двухтактная рысь и трехтактный галоп. Оптимальное время, чтобы вызвать ответную реакцию лошади, - когда нога находится в фазе подвисания. Когда нога находится на земле, она ограничена механически. Поэтому, когда вы хотите, чтобы какая-то нога двигалась определенным способом, у вас есть небольшое "окно", чтобы попросить об этом.
Чтобы проиллюстрировать этот момент, подумайте о пируэте на галопе. У вас есть три отдельных такта, чтобы попросить о чем-то каждую конкретную ногу. Ведущую переднюю ногу в фазе подвисания можно попросить о повороте, внешнюю заднюю - об уступке, а внешнюю переднюю и внутреннюю заднюю пару можно попросить сократиться, чтобы уменьшить пируэт. Все это происходит в разное время...
Конечно, всадники далеко не всегда попадают вовремя и часто просят лошадь о действии в неподходящий момент, но когда это случается, возникает непонимание. Когда вы просите что-то, чего лошадь сделать не может, она постепенно перестает реагировать на ваши просьбы (обычно это причина, по которой начинают использовать более строгие трензеля или шпоры).
Подача одновременно сигналов, требующих разных ответов, приводит к тому, что они подавляют друг друга, и лошади постепенно становятся десенсибилизированными. Если мы используем одновременно сигналы, ответная реакция на которые противоположна (например, для ускорения и замедления), эффект десенсибилизации увеличивается, и, вероятно, возникают путаница и стресс. В процессе обучения сигналы могут использоваться с меньшей разницей во времени. Сигналы похожи на слова, и лучшие всадники "говорят" членораздельно.
Игнорируем? Противоречивые сигналы ослабляют контроль и могут приводить к путанице и ответам, которые ставят под угрозу эффективность движений и безопасность всадников.
6. Разделяйте сигналы: один сигнал - один ответ!.
Каждый сигнал должен вызывать один ответ, однако каждый ответ может быть вызван более, чем одним сигналом.
Прежде всего, сигналы ускорения должны быть отделены от сигналов торможения. Это очень важно, поскольку повод часто используется для округления лошади, что может внести путаницу в эффект замедления. Воздействие одним поводом часто используют для сгибания шеи, что можно спутать с базовым поворотом, а ноги всадника часто используют для реакций ускорения, а также при сгибании и в повороте. Лучшее, что вы можете сделать для вашей лошади, - хорошо обдумать каждый свой сигнал и задать себе вопрос: те проблемы, которые сейчас есть - это результат путаницы?
Игнорируем? Неоднозначные сигналы поводом и шенкелями приводят к путанице и реакциям, которые снижают производительность движений и безопасность всадников.
7. Хороший тренер последователен: формируйте согласованные привычки
При обучении лошади новым ответным реакциям все условия должны совпадать, сигналы должны быть постоянными, места их приложение и сила - теми же?
После того, как каждый ответ будет стабилизирован, места приложения средств управления могут быть постепенно изменены. Тренинг определенной реакции должен иметь одинаковую структуру и продолжительность из раза в раз.
Лошади - это особые животные: вы часто видите, что они могут каждый раз проявлять одну и ту же реакцию в определенном месте. Например, работая на вольтах, всадники замечают, что у лошади появилось улучшение в одной части вольта, которое в последствии распространится и на остальные. Имеет смысл обучать лошадь таким же образом и в том же месте, каждый раз до стабилизации. Несмотря на то, что важно часто менять направление /повод, также целесообразно при изучении чего-то нового оставаться на одном и том же поводе, пока лошадь не поймет сути новой задачи, и только потом менять направление. Изменение условий может затруднить процесс обучения для лошади.
Вспомните, что такое привычка. Это биомеханическое повторение чего-либо до того момента, пока это не станет фиксированным действием, как в балете или боевых искусствах.
Тайминг переходов (аллюр, темп, длина шага, движение) часто незаслуженно игнорируется всадниками. Если тайминг переходов обучается и совершенствуется в пределах определенного количества ударов, то переходы становятся привычкой. Если вы посмотрите на лучших всадников, например, Шарлотту Дюжарден на Валегро, вы увидите, что ее переходы почти всегда происходят на два удара передних ног на шагу и рыси и на два шага галопа. Я просматривал это в замедленном воспроизведении на разных видео, - все стабильно. Когда я обсуждал это с лучшими тренерами мира, то понял , что они обычно не знают, что это, как и почему они это делают, но у них есть подсознательное стремление к такой последовательности. Последовательность делает лошадей спокойными и безопасными, потому что она дает им ощущение предсказуемости и контроля.
Игнорируем? Неподходящее обучение может привести к скучным ответам, которые ухудшают производительность.
8. Настройка : способность нести себя самостоятельно.
Необходимо работать над длительностью ответа - способностью нести себя. Лошадь должна учится «продолжать движение», сохраняя ритм, прямолинейность и рамку так, что всаднику не нужно постоянно давать ей сигналы, рискуя, что она к ним привыкнет и утратит остроту реакции на них.
Способность нести себя самостоятельно интерпретируется по-разному. Полагаем, что ее можно определить следующим образом: лошадь должна самостоятельно поддерживать свои реакции и движение. Если вы скажете мне, что обучили птицу сидеть на вашей руке, я поверю вам только тогда, когда вы развяжете ей крылья. То же самое верно и в езде. Мы должны обучить лошадь «идти самостоятельно», и этой концепции уже 300 лет.
Лошадь должна поддерживать свою скорость, прямолинейность и рамку, а вы должны быть в состоянии отпустить повод на два или три шага (überstreichen) без того, чтобы со стороны лошади последовали какие-либо изменения.
Если вы силой округляете лошадь, то это приводит к укорачиванию ее шеи, а самой большой проблемой укороченной шеи, помимо ортопедических и неврологических последствий (компрессия спинного мозга и спинномозговых нервов), является перекрытие пищевода, которое может вызвать перекрытие дыхательных путей и ограничение дыхания.
Игнорируем? Последствия отсутствия способности "двигаться самостоятельно" варьируют от вялых до гиперреактивных ответов, которые ставят под угрозу эффективность движений лошади, ее благополучие и безопасность всадников.
9. Остерегайтесь реакции бегства!
Избегайте и предотвращайте реакции бегства, поскольку они основаны на страхе, устойчивы к успокоению и могут возникать спонтанно.
Бегство часто сопровождается:
1) повышенной активностью катехоламина (например, повышенная концентрация адреналина);
2) повышенной гиперреактивностью;
3) агрессией (включая перенаправленную агрессию);
4) конфликт и замещение поведения.
Если стресс продолжается, могут возникнуть:
1. Повышенная активность глюкокортикоидов (например, повышенная концентрация кортизола).
2. Дефицит памяти и обучаемости.
3. Компромиссный иммунитет.
4. Пищеварительные нарушения.
5. Ритуализация оригинального конфликтного поведения.
6. Перенаправленная агрессия.
7. Долгосрочная неуверенность (например, блуждание вдоль ограждения, усиление неофобии, трусость и т.д.).
В случае появления этих симптомов тренеры должны проанализировать свои программы обучения и подумать о том, как они могут их изменить. Некоторые лошади более склонны к стрессу, чем другие, но, тем не менее, по-прежнему крайне важно быть уверенными в том, что тренер, среда проживания и учебная среда лошади не являются причиной стресса.
Игнорируем? Острый стресс проявляется как проблемное поведение (побег, агрессия, апатия). Хронический стресс имеет очень серьезные последствия для благополучия лошади, включая выученную беспомощность, и может быть фатальным.
10. Хорошее обучение - расслабленное обучение.
Во время тренинга лошади необходимо обеспечить минимальный уровень возбуждения.
В процессе обучения лошадь должна быть расслаблена, насколько это возможно. Определенные уровни возбуждения, мышечного тонуса и внимательности необходимы для успешного обучения, но когда они превышаются, страдают и процесс тренинга, и благополучие лошади.
Наилучшей практикой является достижение уровня возбуждения, который является оптимальным для обучения конкретной ответной реакции. Старайтесь не превышать его по достижении.
Это также означает отсутствие переутомления! Имеет смысл попытаться выполнить три правильных повторения подряд с небольшим перерывом, затем еще три и, наконец, еще три. Я говорю три, потому что перед первыми тремя правильными повторениями подряд, могут иметь место и множество неправильных.
Было доказано, что проведение тренировок в соответствии с данным способом крайне эффективно - нет перевыполнения, нет чрезмерно высокого уровня возбуждения. Пять или десять правильных последовательных повторений создают лишь незначительно больший эффект, чем три.
Игнорируем? Сильное возбуждение может привести к ухудшению благополучия, которое может проявиться как острый / хронический стресс (побег, агрессия, апатия).
Итак, вот он, простой контрольный список из 10 пунктов. Прошла ли этот тест ваша программа обучения?
Эндрю Маклин (источник); перевод Валерии Смирновой.