Секреты подготовки троеборных лошадей
Секреты подготовки троеборных лошадей
Корреспондент "The Horse Magazine" берет интервью у троеборца Стюарта Тинней, бронзового призера Олимпиады в Рио.
- Вы считаете, что «перебалансировка» - это волшебное слово, открывающее секреты троеборья? Как вы пришли к этому убеждению?
- Методом проб и ошибок. Я участвовал в соревнованиях уровня 2**, прежде чем переехал из Квинсленда, где я родился, в NSW, и стал работать с Уэйном и Вики Ройкрофт. Я был не так уж плох, но все, что я делал, опиралось...на подсознание. Самое важное, что я вынес из работы с Уэйном - осознанность. Где моя точка отталкивания? Я не знал. Очевидно, я выпрыгивал из правильного места, иначе мои лошади не стали бы прыгать, но после работы с Уэйном я стал понимать, что и зачем я делаю.
Мне было необходимо осознать технику преодоления каждого препятствия. Почему одна работает, а другая - нет? Речь идет о мышлении, о концентрации. Каждый прыжок, который я совершаю на кроссе, я анализирую. Этот не был слишком хорош - почему не был? Был ли галоп достаточно хорошим? Была ли не подходящей точка отталкивания? Достаточно ли я перебалансирован? Я спустился с холма, и попытался перебалансироваться, но неудачно. Каждая моя езда учит меня тому, что работает, а что - нет. Все приходит со временем.
- То есть, подходя к препятствию, вы все это обдумываете? Ребалансируюсь, ребалансируюсь, где моя точка отталкивания?..
- С практикой все это начинает работать уже на грани чувств. Тренируя других всадников, я пытаюсь показать им способы пробовать и учиться чувствовать происходящее. Это немного похоже на вождение автомобиля. Вы не говорите себе: «Вот, сейчас мне лучше всего притормозить», - вы чувствуете, что нужно делать. Но, чтобы развить это умение чувствовать, вам придется достаточно поездить.
Самое интересное, что совершенствуются в умении понимать и чувствовать не только всадники. Так, когда вы берете молодую лошадь и учите ее работать на склонах, то видите, что вниз она идет совсем не так, как вверх, что ее надо учить балансировать себя. И вот, набираясь опыта, лошадь уже умеет держать равновесие на спуске, а затем приходят к тому, чтобы не просто сбегать с холма, ведь внизу их ждет пара узких препятствий...
- Так секрет в долгой, скучной и кропотливой работе? В том числе, и манежной?
Стюарт представляет Австралию на Всемирных конных играх 2014 г. в Нормандии.
- Определенно. Если вы не можете сделать полуодержку в манеже, вы будете бороться с лошадью, пытаясь сделать ее во время кросса. Но на соревнованиях все меняется. Вы можете делать много манежной работы, но когда вы оказываетесь на соревнованиях, то сталкиваетесь с тем, что существует огромная разница между прыжками и манежной работой, между кроссом и домашней тренировкой. Все происходит быстрее, и лошадь должна реагировать моментально. В своем манеже вы добиваетесь того, чтобы ваша полуодержка была гладкой и приятной - не резкой. Но, когда вы заходите на барьер и понимаете, что на следующий попадаете слишком близко, вам придется сделать быстрое "не торопись", и вы видите, что приятная медленная полуодержка сработает слишком поздно. Да, ваша манежная работа, несомненно останется базой, от которой вы отталкиваетесь, но придется все ускорить. Ваши реакции должны быть намного быстрее. Отмечу, конечно, что очень многое зависит и от лошади - хорошая, умная лошадь будет реагировать гораздо быстрее.
- Можно ли добиться таких реакций, на домашних тренировках, или же требуется обязательно находиться там, где уровень адреналина такой же, как в реальных условиях кросса? И существенна ли эта разница для лошади?
- Занимаясь в манеже, в том числе, работая над прыжками, можно добиться очень многого. Но все обостряется, когда вы выводите лошадь на поле для кросса. Вы не можете моделировать все условия в манеже. Нужно выбираться из него, чтобы познакомить лошадь с различными видами препятствий и типами прыжков. Так, мой молодой конь Деттори очень боялся бревен. Ему нужно было к ним привыкнуть. Мы галопировали рядом с бревнами то там, то здесь, заходили на них с разных сторон, сверху, снизу. Где-то тренировали одни виды прыжков, где-то другие, проходили водные препятствия. Без подобного приучения обойтись невозможно.
- Когда лошадь становится опытнее, вы уменьшаете ей число прыжковых тренировок?
- Для более молодых лошадей я провожу по 2 прыжковые тренировки в неделю. Более опытные прыгают один раз. Со своими турнирными лошадьми я стараюсь прыгать перед стартами как можно реже, предлагая им выездковые занятия.
Стюарт на Джипстере на кроссе в Сиднее 2000 года, принесшем им золото.
- Нужны ли лошадям прыжки, чтобы развить определенные мышцы?
- В начале тренинга я занимаюсь с лошадью только выездкой, и этого достаточно для того, чтобы заставить нужные мышцы работать. Когда лошадь приобретает хорошую физическую форму, я перехожу к прыжкам, предлагая лошади довольно низкие препятствия. Мы начинаем с двух конкурных тренировок в неделю, затем я добавляю еще одну. Как только уровень лошади будет достаточным, мы выезжаем на старты. Работа над прыжками должна быть очень постепенной. Я методично отрабатываю каждую замеченную ошибку.
Я учу лошадей обращать внимание лишь на верх препятствия, так же, как тренеры учат всадников. Когда вы подходите к некоторым из препятствий на Олимпийском боевом поле, то они кажутся настолько огромными, что вы удивляетесь, как лошадь может такое перепрыгнуть, - это же невероятно. Но, когда вы едете на хорошей лошади, она смотрит на верх препятствия и не засматривается в глубину канавы перед ним. Да, лошадь обращает внимание на канаву, но она не пытается оценить ее глубину. Так же как, как и ее всадник.
Курс-дизайнеры строят умопомрачительные маршруты, стараясь отвлечь внимание лошади от верхней жерди препятствия, но хорошая лошадь не попадает в эту ловушку. Понаблюдайте, как прыгают лошади топ-уровня. Все они сосредоточены на барьерах. А как выполнены препятствия? Их красочность и фантазийность поражает, однако лошади не обращают на них внимания!
Препятствия могут выглядеть довольно сложными и устрашающими, но все не так уж и сложно, - стоит только посмотреть на них просто как на расстояние, высоту и препятствие.
Иногда, когда вы идете по маршруту и, заходя в поворот с 30 метров, видите ЭТО, то понимаете - это ДОМ! Буквально, дом! И вам надо вскочить на вершину и спрыгнуть вниз. И, что интересно, если бы я направил лошадь на свой дом, то она попыталась бы прыгнуть на крышу, посмотрев на него, как на препятствие. Мы, люди, осматриваем углы подхода, флажок там, флажок здесь, думаем, изучая маршрут, куда подойти, как лучше прыгнуть. Но когда мы садимся на лошадь и направляем ее на барьер, она разбирается моментально, сразу, сходу...
- Изменился ли кросс под влиянием конкура? Когда-то ведь были троеборные лошади, которые били ногами все препятствия на маршруте?
- Я не езжу на лошадях, которые стучат по препятствиям на кроссе, - это меня нервирует. Я думаю, что если они стучат по препятствиям на кроссе, то вряд ли будут особенно успешны в конкуре. Мы стремимся получить первоклассного прыгуна, он должен быть внимательным, аккуратным и уверенным в себе.
На кроссе есть ряд барьеров, которые лошадь может цеплять, перенося задние ноги, но их, разумеется, не нужно цеплять передними. Очень сложно преодолеть некоторые комбинации, где есть прыжок вниз в воду, так, чтобы лошадь не намочила задние ноги, - она должна быть действительно достаточно осторожной. Все сводится к тому, чтобы хорошо ездить и поддерживать уверенность лошади в себе, так, чтобы, лошадь, увидев что-то большое и трудное, не сомневалась. Я всегда старался работать и ездить на лошади настолько хорошо, насколько я способен. Если лошадь действительно небрежна, то в спорте надолго ее не хватит.
- Вы стали чаще участвовать в соревнованиях по конкуру, чем раньше?
- Это зависит от лошадей. Лошади, с которыми я работаю сейчас, еще зеленые, поэтому я регулярно вывожу их на конкурные соревнования. Трудно сохранять форму у всех сразу. Я беру их прыгать на другие конюшни или к друзьям, чтобы имитировать выезды на старты. Но вообще, я люблю конкур.
- Как вы считаете, в новом формате CIC будет уделяться больше внимания езде?
- Посмотрите на мероприятия вроде Сиднейских игр. Вычтите из выступления две-три минуты, оставив такое же количество прыжков - вот вам и новый формат. Это просто означает, что теперь не будет промежутка на галопе после второй воды. Все препятствия остались. Вы проезжаете угол и попадаете на следующее, и вновь на следующее - между ними нет проезда на галопе - это способ сократить курс. Маршруты станут более заполненными. Лошадь при этом должна быть сфокусирована и сосредоточена, у нее не будет времени отдыхать, долго галопируя на следующий барьер. Вы могли бы одержать победу в Сиднее, только если ваша лошадь приспособлена для такого маршрута. Лошади, на которой вы проводите больше времени верхом, - это, как правило, лошадь, которую вам нужно больше настраивать, чтобы сделать ее более организованной. Такие лошади часто нуждаются в более строгом железе. Есть лошади, которые и на простом трензеле легко приводятся в баланс, - просто идут от барьера к барьеру, настраиваются за два темпа, прыгают и едут на следующий. Эти лошади более быстрая, они подойдут для нового формата соревнований.
- Вам не кажется, что в таком формате троеборье просто станет похожим на конкур и выездку, а вам понадобится супер идеальная лошадь, чтобы выиграть? Хорошие лошади при этом станут заоблачно дорогими...
- Вероятно, будет меньше лошадей, которые смогут участвовать в соревнованиях топ-уровня. В настоящее время вы можете увидеть множество разных лошадей с множеством разных качеств или слабых мест. С новым форматом, я думаю, выбор сузится. От лошади будут ожидать покладистости в манежной работе, таланта в конкуре и хороших навыков преодоления кросса. Мощные, высокорослые лошади не так маневренны и теряют в скорости, они будут терять баллы на кроссе. Лошади, которые хорошо прыгают, но не обладают выдающимися движениями, будут оставаться позади в выездке.
Вы можете подумать, что лошадь, которая хороша во всем, стоит очень дорого, но, если вы оглянетесь назад и вспомните успешных лошадей прошлых лет, вы обнаружите, что практически все они были слабы в чем-то. В мире не много лошадей (не было и нет сейчас), равно талантливых во всех трех областях троеборья. Это тяжелый вид спорта, и лошадь, хорошая для всех трех этапов, - огромная редкость.
- Какие упражнения вы могли бы порекомендовать нашим читателям для включения в график домашних тренировок?
- Троеборье становится все более и более техничным. Оно не перестает меня удивлять. Я прохожу маршрут, вижу что-то сложное или техничное, узкое ... и думаю, что это действительно сложно. Кажется, вы каждый раз удивляетесь этому. Угол ранее был шириной в 1,20 м, но теперь он может быть намного уже. Куда мы движемся? К 10-сантиметровым углам? Что ж, пусть так. Это значит, что нам нужно учить наших лошадей быть сосредоточенными и прямолинейными. Когда они видят узкий барьер, они должны нацелиться на него и взять вас на спину, это очень важно.
Как только лошадь начнет уверенно преодолевать обычные препятствия, начните вводить более узкие, убедившись, что лошадь остается прямолинейной.
Упражнение 1. Бочки
Если лошадь молода и неопытна, я начинаю с двух бочек, расположенных бок о бок. По обе стороны от них я кладу откосы. Для некоторых лошадей отсутствие откосов является трагедией. Если есть два откоса, они идут между ними без проблем. Уберите откосы, и они просто скажут: "Я понятия не имею, как сделать то, что ты просишь" . Я кладу откосы назад и их действия начинают напоминать прыжок. Затем я удаляю откосы немного дальше (они все еще там, но между баками и откосами есть небольшой разрыв). Как только у лошади получится прыгнуть, замените откос на просто лежащие на земле жерди, а затем и вовсе уберите их.
А вот и шаг от лежащей бочки к стоящей. Я начинаю, размещая большую жердь на верхушке бочки (мы должны сделать прыжок без откосов). Затем я уменьшаю размер жерди до тех пор, пока мы не начинаем прыгать только бочку.
Когда мы совершаем переход от препятствия с откосами к прыжкам через бочку, становится трудно. Вы не можете эффективно направлять лошадь на бочку. Если она двигается не прямолинейно или немного дрейфует в сторону, вам будет сложно, ведь бочка действительно узкая. Лошадь должны быть нацелена на бочку! Такое напрыгивание - процесс, который учит лошадь прыгать любое препятствие. Это как прыжок через простое препятствие - вам не нужно направлять лошадь между откосами - вы выходите из поворота, и лошадь сама везет вас на центр препятствия. Того же нужно добиться и работая над этим упражнением. Лошадь везет вас на бочку и все!
Если лошадь уверенно преодолевает препятствие шириной 90 см (бочку) и может сделать подряд 3 и более прыжков, то стоит перейти к прыжкам над чем-то еще более тонким (в разумных пределах). Помните, что при этом лошадь должна работать безотказно, не уходить от, к примеру, третьего прыжка, уже сделав два.
Упражнение 2. Ров между прыжками
Препятствия такого вида - барьер-ров-барьер - встречаются на маршрутах не часто. Раньше их называли "гробами". Вы преодолеваете первое препятствие, после него расположен ров, канава или что-то подобное, после чего идет второе препятствие.
Я ставлю препятствие и что-то еще за ним, чтобы научить лошадь правильно фокусироваться. Неопытные лошади часто цепляют первое препятствие, так как слишком сосредоточены на том, что расположено за ним. Или же, наоборот, фокусируются и видят только первое препятствие, а затем "падают в обморок", обнаружив, что за ним есть что-то еще, чего "не было" секунду назад.
Чем больше вы работаете над такими вещами дома, тем меньше лошадь реагирует на них во время прохождения маршрута на соревнованиях. Лошадь прыгает первый барьер, приземляется и обнаруживает канаву или ров, и вам не хотелось бы, чтобы она "хваталась за сердце", зажималась и переставала прыгать. Вам нужно, чтобы она использовала свой мозг и концентрировалась.
Когда вы практикуете это упражнение впервые, расстояние должно быть оптимальным. Позже вы можете играть, расширяя его и сужая. Довольно часто расстояния на кроссе оптимальны, но препятствия могут располагаться на серьезном склоне, что делает расстояния длинными или короткими. Я никогда не напрягаю своих лошадей трудными расстояниями - немного уже, немного шире. Главное для меня - поддерживать в них уверенность в себе.
Упражнение 3. Ров
Вы можете попытаться воспроизвести канаву или ров в своем манеже, но нет ничего более впечатляющего, чем серьезная канава. Вы можете построить поддельную канаву с брезентом, красочным ковриком , положить попону на барьер, чтобы он выглядел немного похожим на куст, использовать что-то, что побудит лошадь опустить взгляд вниз. Ваша цель - научить лошадь вообще не переживать о том, что находится внизу, и фокусироваться на верхней линии препятствия.
Перевод Валерии Смирновой (источник).