Точка зрения: лошадь с "жестким" ртом или с "жестким разумом"?
Точка зрения: лошадь с "жестким" ртом или с "жестким разумом"?
Большинство людей, которые занимаются верховой ездой или конным спортом, в какой-то момент своей конной жизни сталкивались с лошадьми с «жестким ртом», с тугоуздыми лошадьми. Существует множество способов и приспособлений, предназначенных для решения этой проблемы, но, полагаю, что гораздо более полезным, чем новый строгий трензель, должно стать понимание того, как именно рот лошади стал "жестким".
Грубая работа рук всадника, неправильно подобранное железо или плохо подогнанная амуниция, пренебрежение стоматологическими осмотрами и лечением и наличие возможных травм во рту лошади, - все это может сыграть свою роль. Я убежден, что стоит говорить не о "жестком рте" лошади, но о ее "жестком разуме".
Первое, что нужно учитывать, - это то, что лошадь является лишь половиной уравнения. Если у всадника жесткие руки, у лошади не остается другого выбора, кроме как привыкнуть к слишком большому давлению на ее рот. И это не только повреждает рот лошади, но и утомляет ее разум. Допустим, вы всегда останавливаете лошадь, изо всех сил натягивая повод к себе. Чему вы учите ее? Тому, что все, что меньше этого давления, означает не останавливаться. Так вы устанавливаете и закрепляете минимальное количество необходимого давления. Со временем ваша лошадь станет настолько тугоуздой, что вы не сможете создать давление такой силы, которое смогло бы ее остановить! В конце концов вам понадобятся более сильные и строгие приспособления, чтобы привлечь внимание лошади. Постоянное давление на рот делает разум вашей лошади "жестким".
Оборудование, которое мы используем, предназначено для причинения боли или дискомфорта - так мы заставляем лошадь реагировать на натяжение повода. И слишком часто руки, которые используют это оборудование, недостаточно подготовлены для его правильного использования. Лошадь может проявить наличие дискомфорта многими способами. Она может открыть рот, но мы затягиваем его капсюлем. Она может поднять голову, но мы скрутим ее шею шпрунтом. Она может опираться на железо, но мы откинемся назад в противовес. Каждая форма уклонения лошади сталкивается с определенной формой наказания; но на самом деле все, что нам нужно сделать, - это вернуться назад, чтобы найти причину сопротивления!
Если ваша лошадь хорошо работает с трензелем, когда вы не тянете повод, то вполне возможно, что вы являетесь причиной ее стресса. Если она постоянно грызет трензель, возможно, ей не нравится ваш выбор железа. То, что вам нравится определенный трензель, совсем не значит, что он по душе и вашей лошади.
Если зубам лошади необходима помощь, ее челюсть не сможет правильно работать. Ее челюсть должна двигаться назад и вперед и из стороны в сторону, чтобы правильно пережевывать пищу. Если состояние зубов лошади не позволяет ее челюсти делать это правильно, то это будет вызывать боль, даже если вы не тянете повод, а трензель лошади нравится.
Если у лошади травмирован рот, вы должны вникнуть в суть проблемы и сделать со своей стороны все, что поможет лошади с ней справится. Понимание того, как разные виды трензелей воздействуют на разные участки рта, поможет вам определить то, как сделать езду для лошади более комфортной.
Если у вашей лошади по какой-то причине все же огрубели рот и разум, не опускайте руки. Прежде, чем вы сможете смягчить лошадь, вы должны смягчить себя! Вы должны работать над своими руками, и они станут мягкими только тогда, когда вы будете готовы признавать и ценить меньшие усилия со стороны вашей лошади. Когда вы начнете вознаграждать ее больше за меньшее, она начнет более оперативно реагировать на сигналы.
Часто тугоуздые лошади опираются на трензель. Если вы не дадите лошади опору, она прекратит эти попытки. Смягчите «контакт», пусть рука будет чувствительной - не позволяйте лошади искать в вас точку опоры.
Чтобы сделать лошадь мягкой, вам, возможно, придется работать усерднее, чем ей. Натяжение повода может быть интенсивным, но длительность должна быть короткой. Когда вы просите вашу лошадь смягчиться, вы должны просить ее ответить только с чувством. Это сводится к тому, чтобы держать повод большим и указательным пальцами и поднимать его, пока вы не почувствуете трензель. Ваша лошадь не должна быть на трензеле, а вам нужно просто чувствовать достаточное давление (поводья натянутыми, но не затянуты). Если лошадь не отвечает на ваш запрос, начинайте закрывать пальцы - это увеличит давление. Если вы все равно не получите ответа, осторожно потяните повод назад. Если лошадь по прежнему не захочет слушать, приложите локти к корпусу и откиньтесь немного назад, используйте свое тело, чтобы усилить давление. Лошадь должна понять, что вы предлагаете ей лучшую сделку. Если она не примет ваше предложение, она поймет, что натыкается на стену - созданное вами повышенное давление. Повторите эти действия и будьте очень осторожны при каждом повышении давления. Дайте лошади время ответить! Присутствует определенное запаздывание реакции после того, как вы послали лошади сигнал, поэтому не торопитесь и не переходите на следующий уровень давления слишком быстро. Вам нужно ждать ответа от лошади: либо она отреагирует немного (вознаградим ее), либо проигнорирует вас и продолжит движение (увеличиваем давление).
Вам нужно будет замечать и вознаграждать небольшие усилия с ее стороны. Если вы чувствуете, что лошадь реагирует на ваши действия, но очень слабо, будьте довольны. Как только вы получите первоначальные попытки лошади дать правильный ответ, смягчайтесь и смягчайте просьбу. Когда вы начнете просить все меньше и меньше, вы будете более осведомлены о небольших ответах своей лошади. Вы, по сути, будете с ней более созвучны. В итоге вы сможете работать в гармонии с ней.
Не имеет значения, просите ли вы лошадь об остановке или хотите, чтобы она приняла трензель. Если лошадь смягчается, сами смягчайтесь еще больше. Если она сопротивляется, вы становитесь сильнее, чем она. Вы всегда должны быть либо мягче, либо сильнее, чем лошадь, но никогда не "совпадать" с ней в вашем воздействии. Цель - заставить лошадь реагировать не быстро, а мягко. Скорость же придет с уверенностью и согласованностью.
Уилл Клингинг (источник); перевод Валерии Смирновой.