Статьи, Седла: дорого или дешево? За что мы платим? | Prokoni.ru

Седла: дорого или дешево? За что мы платим?

21 декабря 2017 г.
Автор - Екатерина Литвиненко (Ilenara)

Седла: дорого или дешево? За что мы платим?

Когда речь заходит об обсуждении седел, многие сетуют: «Откуда такие цены? Седло стоит дороже моей лошади!» И правда, откуда? В чем разница между седлами эконом-класса и седлами класса люкс?

Начнем с основы!

Ленчик. Ленчики для недорогих седел эконом-класса «штампуются» по образцу и, как правило, не проходят проверок или тестирований. Их формы часто копируют с иностранных образцов, но встречаются и «самоделки на коленке». Чаще всего ленчики деревянные, реже – металлические.

В дорогих седлах ленчики, как правило, комбинированные (дерево/металл, карбон/пластик/титан, карбон/металл), что позволяет им более чутко реагировать на движение лошади, отвечать ее подвижному корпусу, передавать информацию от лошади всаднику и наоборот. В современных седлах высокого уровня ленчик «играет».

Сам факт комбинирования материалов уже прибавляет будущему седлу стоимости, и это не считая самой идеи, родившейся в голове у специалиста, которого наняли для этого за зарплату, тестирования, подгонки материалов друг под друга, а так же 3D-моделирования конструкции и последующего многоэтапного монтажа.

Итак, мы еще далеки от готового седла, а уже имеем на руках конструкцию себестоимостью от 20 тыс. руб (навскидку). Для для седел эконом-класса эта сумма может составлять 2/3 от конечной цены, если не саму конечную цену.

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 592px;">

Колодка. Седла эконом-класса (к которым, кстати, относятся и все седла со сменными ленчиками (не путать с переобжимными!)) производятся для сферической лошадиной спины в вакууме - так называемой стандартной спины. И вам очень повезет, если спина вашей лошади окажется среднестатистической.

У седел эконом-класса нет вариаций по длине подушек, вырезам под лопатку, ширине позвоночного канала, приподнятию седла в передней или задней части, утолщению в средней части, по длине крыла (например, для всадника с длинными ногами).

Колодки профессиональных седел как правило создаются под теплокровных лошадей с обмускуленной спиной или имеющих такую тенденцию (если лошадь молодая). Опросы коневладельцев показали, что у большего числа спортивных лошадей довольно широкие лопатки. Не в последнюю очередь это связано с селекцией (ценятся широкая грудь, объемное сердце и отсутствие патологий легких и позвоночника).

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 600px;">

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 601px;">

Кожа. Как правило на прилавке магазина все новые сёдла, вне зависимости от их цены, выглядят одинаково: приятный блеск, чистота, ровная гладкая кожа. Именно с этим на первом этапе бывает связано возмущение покупателя (откуда разница в цене - 200 тысяч, если седла не отличить друг от друга?!).

Разница обычно проявляется после первого столкновения с непростой конюшенной реальностью: влага, песок, бриджи со складками или езда в джинсах...При регулярном использовании седла всплывает вся правда о качестве кожи.

Матовую кожу, которая так хорошо держит всадника, в настоящее время умеют качественно использовать при изготовлении седел только в Европе. Такая кожа при правильном уходе (не натирать маслом до глянца каждые 2 недели!) служит долго даже при езде в бриджах с силиконовой леей.

В бюджетных седлах кожа чересчур быстро разминается и рвется в районе швов в седалищной части седла. Последствиями при пересыхании кожи становятся трещины и, опять же, полопавшиеся швы. Все это говорит нам об изначально плохом качестве кожи (возможно ее выделка была сжата по срокам для экономии денег и времени, а обработка проводилась дешевой химией, которая растворила кожу сильнее, чем надо).

Но кожа кожей, а внешний вид отходит на второй план, когда лошадь начинает жаловаться на спину. Возможно, неискушенная лошадь не сразу покажет дискомфорт, а неискушенный всадник не сразу поймет, что в поведении лошади что-то изменилось, либо не сможет провести связь между задранной головой, взбрыкиваниями и дискомфортом в спине.

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 223px;">" ]<="" p="" style="background-color: initial; opacity: 1; width: 288px;">

Износостойкость напрямую относится и к коже, и к нитям, и к крою, и даже к самим стежкам (расстояние между стежками, их прямолинейность, работа с верхней и нижней нитью, непропуск стежков, натяжение нитей – все это выверяется и испытывается годами). Не стоит забывать и о самих профессиональных швейных машинках, которым нужны обслуживание и уход, а так же о «прокладках между станками и седлами» (простите!) - шорных мастерах!

" ]<="" p="" style="background-color: initial; text-align: center; opacity: 1; width: 266px;">

Индивидуальность. Она, конечно, зависит от колодки, но есть и другие нюансы.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что в зависимости от наклона лопатки (ох уж эта тема про «лопатку-плечо»!) приструги должны располагаться ближе или дальше от центра седла, а так же иметь наклон?

В спортивном конкурном или выездковом седле (в отличие от вестерн-сёдел, где задняя лука просто притягивается отдельной подпругой) довольно сложно подобрать ту суперпозицию приструг, в которой притягиваются 3 точки: передняя лука, середина седла и задняя лука. Производитель также делает поправку на то, что, когда всадник сядет в седло и затянет подпругу, положение седла на лошади изменится. Цена седла напрямую зависит от самого факта обращения внимания на эти «мелочи».

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 578px;">

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 575px;">

Детали. К деталям можно отнести клёпки, складки кожи, заглушки клепок, защитные щитки на пристругах, элементы дизайна, маленькие практичные мелочи. Вам ли не знать отличие айфона и какого-нибудь китайского телефона за 5 тысяч (мы не говорим, что всем должно нравится что-то одно, мы обсуждаем именно различия)?

Как кожа крепится к ленчику? Задумывались ли вы? Известен случай, когда выпирающая клепка доставила массу беспокойств одной лошади и ее всаднику и стала предметом целого расследования. Клепка, которую при производстве недокрутил мастер, стала проблемой для спортивной пары!

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 580px;">

Тестирование (краш тест). Много ли испытаний прошли сёдла эконом-марок? Если говорить честно? Скорее всего, испытания проводили сотрудники цеха, а чаще - сами покупатели. Вероятнее всего, при создании модели на седлах ездили тестовые всадники, но тестирование тестированию рознь! Винтек Изабель (Верт) - это торговая марка, но никак не показатель качества на сегодняшний день. Хотя для своего времени (появления на рынке) эти седла были лучшим и по сравнению с остальными.

В дорогих седлах тестирование проводят как на живых лошадях, под всадниками, так и на компьютерах, используя сведения о биомеханике лошади, датчики, подключаемые к лошади и всаднику. Седла выдаются для тестирования профессиональным всадником, и их комментарии учитываются при внесении изменений в конструкцию. Ведется анализ материала ленчика - изучается его реакция на изменения положения всадника при работе с лошадью.

Престиж. Эстетическую составляющую никто не отменял - хороший внешний вид седла, его красота, изящество имеют значение. Скучная круглая задняя лука уже в прошлом (хотя некоторые кустарные марки так и не могут от нее отказаться).

Седло давно уже перестало быть простым средством взаимодействия лошади и всадника. Меняется мир, и амуниция меняется вместе с ним.

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 358px;">

Ну и о наболевшем: заказ, курс евро, доставка, процедура растаможивания. Чтобы доставить седло иностранного производителя в Россию, нужно посетить эту страну, найти там условного Джона и заключить с ним договор о сотрудничестве. Компания-продавец имеет свой штат менеджеров, и у седла есть конечная цена, как правило обусловленная не только чистой стоимостью материала и труда рабочих, но и оплатой работы всего штаба конструкторов, менеджеров по продажам и всей их сопутствующей деятельности, ведь не секрет, что в Европе рынок седел организован не менее широко, чем рынок эксклюзивных автомобилей.

По запросу магазина менеджеру отсыпается партия седел, которая отправляется самолетом в Москву. Далее - процедура растаможивания с таможенным брокером, уплата пошлины (европейский орднунг, все седла проходят по своей реальной цене). При этом каждый производитель устанавливает свою MSRP (рекомендованную производителем розничную цену), или, по-нашему, РРЦ, ниже которой российский продавец продать и не может.

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 317px;">

Б/у седла. Кажется, компромисс найден! Сегодня рынок подержанных европейских седел неуклонно растет. Но нужно понимать, что покупка б/у седла как и б/у автомобиля, – это риск.

Если отстраниться от шопоголизма («О! Такое же седло только в 3 раза дешевле!»), мы вспомним, что, как и автомобили, сёдла проходят предпродажную подготовку, редкий продавец расскажет вам, что седло винтом (не редкость), не скроет год выпуска (не везде есть клеймо), а уж о "пробеге" вам не расскажет никто, потому что может просто не иметь таких данных. Бальзам для кожи временно скроет потрескавшуюся поверхность или растяжения кожи. К плюсам можно отнести отсутствие переплаты за организационные моменты и сам дисконт за износ (хотя процент посредников - отдельная тема).

Вернемся к цене: подержанные седла престижных марок все равно дороже, чем новые седла эконом-класса, поэтому любителям Wintec и прочих Bates при желании перейти к седлам классом выше желательно обращаться к специалистам по подбору седел, производя такой подбор в присутствии ветврача или независимого опытного человека, не заинтересованного в вашей сделке.

Настоятельно рекомендую не пренебрегать присутствием ветеринара при обращении к перекупщикам, называющим себя специалистами по подбору седел. К сожалению, многим из них нужно в первую очередь продать седло, чтобы получить свою комиссию, а не сделать вашу верховую езду лучше. Это мое заявление основано на частых жалобах людей, воспользовавшихся данной услугой без присутствия ветеринара.

Хочу подчеркнуть: не все посредники в продаже седел такие, но, если вы хотите сэкономить, то должны держать ухо востро. Бесплатный сыр только в мышеловке!

В зависимости от интенсивности ваших тренировок, ваших амбиций и качества я рекомендовала бы, совершая покупку, выбрать самое дорогое седло, которое вы можете себе позволить, советуясь со специалистом и (желательно)с врачом. Даже новое седло может прийтись не по вашей лошади, и тут стоимость седла отойдет на второй план.

Многие всадники успешно ездят на белорусских, китайских и других седлах, но тем не менее спортсмены выбирают другое.

" ]<="" p="" style="opacity: 1; width: 326px;">" ]<="" p="" style="background-color: initial; opacity: 1; width: 302px;">

Порядок цен на 2017 г.
Новое седло эконом-класса - 35-45 тыс. руб.
Новое седло класса премиум - 90-170 тыс. руб.
Новое седло класса люкс - 350-450 тыс. руб.
В промежуточных ценовых категориях, как правило, находятся б/у седла.

Екатерина Литвиненко (Ilenara).

Автор выражает благодарность Конному магазину Prokoni shop за возможность изучить новые седла фирм Equipe, Sommer, CWD, сделать детальные фото, а так же посетить мастер-класс от представителя фирмы CWD.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования