Улучшая баланс лошади, движемся к контакту
Улучшая баланс лошади, движемся к контакту
На этой фотографии изображена Эшли Пулер - она и ее трехлетний мерин I-Ronic («Ник») впервые выступают на соревнованиях по выездке (подготовительный уровень). Эшли описывает Ника как энергичного, импульсивного "хорошего мальчика" и очень гордится им.
Ник , несмотря на свой юный возраст, очень высок и длинноног. Как у любого подростка, его координация и баланс нуждаются в определенном времени для развития. По фотографии видно, что он волнуется, являя собой яркий пример того, как нервозность может привести к эффективным, но напряженным движениям. Ник сохраняет напускное спокойствие, но его явно настораживает судейская трибуна - обратите внимание на его шею и напряженность в плечах! Это напряжение в свою очередь ограничивает свободу его переда. Ник слишком высоко (для подготовительного уровня) держит шею и не работает в стабильном контакте.
То, как Ник опускает круп и сгибает задние ноги, показывает наличие большой двигательной мобильности. Во многих случаях молодые, высокие лошади сверх мобильны, и им требуется время для развития координации и силы. Для обретения ими баланса требуется вдумчивая работа над базовой подготовкой.
Эшли очень сфокусирована, и кажется, что она в основном старается контролироваться себя, а не демонстрировать лошадь. Учитывая ситуацию, это не удивительно. Хотя Ник явно немного напряжен, Эшли не тянет за поводья. Но она высоковато держит свою правую руку и излишне отводит ее назад. Я обращаю на это внимание, поскольку такое положение рук создает больше напряжения в ее собственном теле и плечах.
Помните, что лошади имеют больший диапазон бокового зрения и могут видеть руки всадников, так же, как мы видим угол их внутреннего глаза. Лошадь не может видеть длину повода, но очень быстро узнает, что может означать отведенная назад рука, и это знание может спровоцировать ее не тянуться к контакту!
Эшли (особенно в моменты напряженности) нужно держать руки ниже и в направлении вперед, так Ник научится доверять ей и расслаблять затылок, растягивать рамку и следовать за рукой. На это, разумеется, потребуется время, но контакт необходим. Даже тогда, когда лошадь достигла уровня, на котором она может нести себя самостоятельно.
Чтобы помочь лошади расслабиться и поработать над достижением более последовательного контакта, я советую всадникам работать над следующим упражнением:
Двигайтесь рысью по 20-метровому кругу, выполняя в четырех равноудаленных друг от друга точках (например на 12, 3, 6 и 9 "часов) полуодержки. В манеже 20 х 40 эти точки будут расположены на букве С, на длинных стенках в 10 метрах от угла и на букве Х. В каждую точку нужно подойти, сбалансировав лошадь и проверив, отвечает ли она на внешние средства управления.
Эшли может использовать ее внутренний шенкель немного больше. После внутреннего шенкеля Эшли должна убедиться, что она смягчает внутреннюю руку, сохраняя внутреннее постановление. Ей нужно попытаться смягчить руку, чтобы Ник понял и растянулся на контакт с внешним поводом.
Большинство лошадей очень быстро учатся тому, что работа внутреннего шенкеля сопровождается смягчением внутреннего повода и, таким образом, они начинают лучше балансировать в углах и поворотах. Всегда важно помнить, что смягчение - это самый важный момент полуодержки.
Я также вижу, что Эшли смотрит вниз. Это часто происходит, когда от всадника требуется высокий уровень концентрации. Совет, который я хочу дать Эшли, заключается в том, что она должна сосредотачиваться на последующем движении, отрезке пути или элементе. Работая по кругу, она должна фокусировать свое внимание на следующей четверти круга. Направление взгляда вперед помогает переместить вес всадника в правильном направлении и дать лошади обеспечить лучший баланс.
Еще один полезный инструмент, который мы можем использовать, - это визуализировать треугольник, образованный между ухом лошади и каждой из рук всадника. Его сторонами будут поводья и пространство между руками всадника. При работе с молодыми лошадьми, открывая этот треугольник немного шире, расширяя руки, вы помогаете и лошади, и себе найти лучший баланс так же, как когда вы стоите и с большей легкостью балансируете с ногами, расставленными шире, а не со сдвинутыми стопами. Более широкое основание позволяет упростить балансирование, в то время как более узкое - вызывает трудности в поддержании равновесия. Все это верно и для контакта. Более широкий треугольник позволяет лошади лучше сбалансироваться между внутренним и внешним поводом и облегчает ее работу в поддержании контакта с рукой всадника. При более развитом контакте, треугольник может стать уже, вы можете сузить руки.
Выполняя эту задачу, Эшли сможет почувствовать лучшее взаимодействие между ее внутренним и внешним поводьями и увидеть, как контакт может поддерживать, а не ограничивать движение Ника.
Я желаю ей всего наилучшего в самой захватывающей задаче - выездке молодой лошади.
Сюзанна фон Дитце (источник); перевод Валерии Смирновой.