Статьи, Как учатся лошади? | Prokoni.ru

Как учатся лошади?

25 декабря 2017 г.
Автор - Марайка де Йонг

Как учатся лошади?

Чтобы стать для лошади учителем, необходимо знать, как подойти к процессу ее обучения. Как учится лошадь? Как добиться от нее того, чтобы она нас понимала? Как вести себя, чтобы максимально эффективно доносить до нее необходимую информацию?

Лошадь учится несколькими способами. К ним относятся:

    ·импринтинг;

    ·обучение путем наблюдений;

    ·латентное обучение;

    ·социальное обучение;

    ·привыкание;

    ·классическое обусловливание;

    ·оперантное обусловливание.

Давайте кратко рассмотрим каждый из них!

Импринтинг

В первые же часы своей жизни не имеющий никакого предшествующего опыта жеребенок обучается основам, необходимым для выживания, получает важнейшие сведения:

    ·Кто его мать.

    ·Кто принадлежит табуну, а кто нет.

    ·Что такое опасность, что опасно, а что нет.

    ·Что означают сигналы тела других животных.

    ·Где найти молоко.

В первые 24 часа жизни «жесткий диск» жеребенка «открыт» для записи всей необходимой информации. Это необходимо, потому что лошади в дикой природе являются животными-жертвами, и жеребенок сразу же, с рождения, должен иметь возможность немедленно убежать вслед за табуном в случае необходимости.

Обучение путем наблюдений

Просто наблюдая за окружающей средой, молодая лошадь узнает больше о том, как распознать пищу и опасность.

Латентное обучение

Со временем жеребенок естественно учится устанавливать связь между разными стимулами (стимул А означает отсутствие риска, стимул В - опасность и т.д.). Он знакомится с окружающей средой: собаки, автомобили, мусорные баки, коневозы, деревянный пол, гравий, вода и т.д. Так происходит латентное обучение. То, с чем лошадь уже познакомилась, как жеребенок, в положительных обстоятельствах и с положительным опытом, будет вызывать у нее меньше страхов (или восприниматься спокойно) во взрослом возрасте.

Социальное обучение

Влияние социальной среды имеет решающее значение для молодых животных. Молодая лошадь должна учиться у других лошадей социальным навыкам и правильным манерам.

Молодая лошадь получает социальные навыки, намеренно заходя слишком далеко во время игр. Взрослые в табуне автоматически и последовательно справляются с любым недисциплинированным поведением.

Быстроте реакций, необходимых для выживания, лошадь наилучшим образом может научиться только у других лошадей. Ни один человек не сможет научить этому лошадь.

Изоляция жеребенка может привести к травматическим эффектам, так же, как и в случае с детьми. Если лошадь вырастет на пастбище только со своей матерью и дорастет так до возраста трех лет, то она не обучится социальным навыкам в той же степени, как обучится им лошадь, выросшая в табуне.

Привыкание

Благодаря привыканию лошадь узнает, что стимул не имеет значения, и учится сокращать и, наконец, терять свою реакцию бегства от испуга. Привыкание - это форма обучения, при которой лошадь неоднократно сталкивается со стимулом ради того, чтобы реакция испуга на этот стимул со временем уменьшилась.

Вот пример привыкания к звуковым и визуальным стимулам:

Лошадь ставится на пастбище рядом с железной дорогой. Несколько раз в день проходит длинный товарный поезд. В первый раз это напугает лошадь, но со временем страх будет уменьшаться, потому что лошадь начнет понимать, что проходящий мимо поезд безопасен. Через какое-то время при приближении поезда лошадь будет продолжать мирно пастись, не обращая на него внимания.

Важно, чтобы лошадь училась адаптировать свое поведение к окружающей среде и игнорировать бессмысленные стимулы. В противном случае лошадь, переживая множество ненужных испугов, вызванных бессмысленной стимуляцией, будет тратить слишком много энергии (производство адреналина, повышение частоты сердечных сокращений, ускорение дыхания и т.д.).

Лошадь вполне в состоянии привыкнуть к открывающимся зонтикам, шелестящим, развевающимся вещам, громким звукам, звону колоколов, сигналам машин, аплодисментам, тракторам и т.д.

Привыкая к явлениям одного порядка, лошадь сможет обобщать (например, привыкнув к тракторам, она сможет классифицировать как неопасные и грузовики).

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание является формой ассоциативного обучения (обучения при помощи ассоциации) – лошадь узнает и осознает что «это обозначает это». Вспомним собак Павлова: когда они слышали звон колокольчика, у них появлялось слюнотечение, поскольку собаки знали, что этот звук связан с подачей корма.

Благодаря классическому обусловливанию мы можем научить лошадь определенным голосовым командам, сигналам тела или инструментов (например, хлыста). Лошадь устанавливает связи и создает ассоциации с определенными командами и сигналами и отображает конкретное поведение, которое требуют эти команды и сигналы.

Посредством классического обусловливания вы можете научить свою лошадь подниматься в рысь при слове «Рыыыысь», научить ее выполнять бедро внутрь по диагонали в вашу сторону по сигналу хлыста, объяснить, что «клик» означает лакомство. Когда лошадь свяжет «клик» с лакомством, вы сможете использовать кликер, чтобы устранить разрыв между выполненным поведением и лакомством. Такие «мостики» могут появляться в любых формах: клики, свист и речевые сигналы, такие как «Да» или «Браво».

Большинство лошадей с удовольствием пасутся. Если вы каждый день приезжаете на одной и той же машине и сразу же выводите лошадь на пастбище, она вскоре будет приветствовать вашу машину ржанием, потому что будет ассоциировать автомобиль с чем-то приятным.

Если ваш друг по конюшне всегда приносит вашей лошади кусочек сахара, лошадь скоро начнет гугукать, как только услышит звук его шагов.

К сожалению, лошади ассоциируют не только положительные явления, но и отрицательные.

Так, лошади, плохо грузящиеся в коневоз, часто ассоциируют его с негативным чувством. Это может произойти из-за того, что лошадь впервые грузилась под давлением или испытала болевые ощущения во время погрузки (например, ударилась головой о крышу, или была напугана ударами хлыста). В результате сам вид коневоза заставляет лошадь чувствовать угрозу и демонстрировать соответствующее поведение. Лошадь связывает коневоз с «не хорошо».

Когда лошадь работает с всадником, который всегда оказывает давление, если лошадь не «принимает» что-то новое немедленно (прыжок, преодоление воды, спрей и т.д.), она может начать воспринимать со страхом любую новую вещь или ситуацию. Лошадь поначалу не испытывает страх (только любопытство), но если всадник никогда не разрешает ей обследовать новые вещи и рассматривает любопытство и потребность лошади в обследовании как «нерешительность» или даже «сопротивление», то реакция лошади будет такой же, как если бы всадник оказывал давление. Это может привести к развитию «обусловленного страха» - лошадь начнет ассоциировать с давлением все (!) новое. Лошадь сделает логичное обобщение, а всадник, помимо своей воли, научит лошадь тому, с чем хотел бы бороться.

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание предполагает обучение в форме «причина àследствие». В ходе такого обучения лошадь узнает и осознает, что «когда я делаю это, происходит это», устанавливает связи между ее собственными действиями (например, становится на тумбу передними ногами или забирает повод из рук всадника) и последствиями этих действий (например, получение лакомства в качестве вознаграждения или одной из форм «НЕТ» в качестве наказания).

Оперантное обусловливание работает с подкреплениями, но может работать и вместе с корректировками (наказаниями).

Термин «оперант» означает, что определенное поведение, отклоняющееся от нормального, будет обусловлено.

Вы можете обучить лошадь желаемому поведению и исключить нежелательное поведение.

Желаемое поведение может быть приумножено путем добавления вознаграждающего его стимула (лошадь поднимает ногу, вы говорите «хорошо» и даете ей лакомство).

Желаемое поведение можно приумножить, удалив стимул (лошадь следует за натяжением чомбура, и вы убираете давление).

Нежелательное поведение может быть уменьшено путем добавления стимула, наказывающего его («удар» электропастуха препятствует выходу лошади за пределы ограниченного пастбища). Его также можно уменьшить, удалив стимул (это часто используется при работе с детьми - любимая игрушка убирается, когда ребенок озорничает).

Можно представить схему оперантного обусловливания в виде таблицы:

Преданность одному подходу

Сегодня многие коневладельцы являются категорическими противниками наказания. Некоторые отвергают даже любые формы давления, желая работать только с положительным подкреплением. С другой стороны, есть и те, кто против использования угощения, предпочитая использовать технику создания/снятия давления (отрицательное подкрепление и положительную коррекцию).

Люди, являясь принципиальными приверженцами одного подхода, игнорируют преимущества остальных. Однако это ведет к негибкости, к неспособности обеспечить лошади индивидуальное обучение. А ведь оно необходимо – каждая лошадь уникальна!

Кроме того, некоторые подходы в определенных ситуациях могут не работать. Так, например, в стрессовой ситуации не поможет лакомство – испытывающие страх лошади не интересуются едой.

Иногда принять определенный подход человеку мешает…его название. Названия – это просто слова, символы для определения чего-либо, однако некоторые люди чувствуют себя некомфортно, используя такие слова, как «давление» и «наказание». Да, сложившиеся ассоциации отражаются на наших убеждениях и на нашем восприятии мира, однако надо понимать, что так можно перейти к семантической дискуссии, а не к практической. Замените слово «наказание» на «исправление», а «давление» - на «сигнал». Суть явлений от этого не изменится, но можно было бы говорить об одном и том же подходе, используя разные слова.

Когда дело касается обучения лошадей, можно сделать следующие наблюдения:

Почти каждый всадник использует отрицательное подкрепление, даже если он не хочет этого признать.

Некоторые всадники называют то, что на деле является «положительным наказанием», «отрицательным подкреплением».

Некоторые всадники используют только положительное подкрепление, но в манипулятивной манере, используя экстремально приказной стиль лидерства и буквально «рассказывая» лошади голосовыми командами, что делать. Лошади, как хорошо обученные солдаты, подчиняются всем командам, но реального «общения» с человеком у них при этом не возникает. У лошади есть определенный ограниченный «словарный запас», и он сводится к подчинению командам. И это единственные «трюки», которые она знает. Если это «выездковые трюки», то лошадь будет демонстрировать определенную скованность. Ее тренер забыл о сути выездки.

Лучше избегать крайностей. В природе все динамично. Нам нужно иметь динамическую способность передвигаться от +R к -R, говорить «нет» (+P) и убирать удовольствие (-P), мы должны чувствовать себя свободными во всем спектре возможностей обучения, уметь варьировать подходы в зависимости от ситуации, типа поведения и личности лошади. Только тогда мы сможем добиться нужных нам результатов – всестороннего развития лошади (физического, интеллектуального, эмоционального и духовного).

Ситуационный подход

Ситуационное обучение предполагает выбор подхода (подходов), лучше всего подходящего для конкретной лошади, в определенной ситуации, в определенный момент времени.

- R. Учитывая, что лошадь в дикой природе, живя в табуне, часто сталкивается с созданием/снятием давления, именно эту технику ей легче всего понять и принять при ее правильном применении (своевременность и дозировка).

+ R. Используя удовольствия и похвалу, вы можете добиться от лошади дополнительных усилий, превышающих ваш запрос. Лошадь может стать более склонной к выполнению задач из-за дополнительной награды в виде лакомства.

+ P. Когда лошадь становится более назойливой и наглой, вы можете действовать, как электропастух, и предупреждать лошадь, проецируя идею «будь я на твоем месте, я бы меня не трогал». Если лошадь совершит нежелательное действие, это будет ее собственным выбором, собственным исследованием в целях установить четкие границы. Вы же сработаете как электропастух - абсолютно (!) без эмоций, не выказывая какой-либо формы гнева, страха или разочарования. Как спокойная, мудрая, взрослая кобыла по отношению к молодой лошадке.

- Р. Лошадь всегда должна видеть лакомство, как ваш подарок ей, у нее никогда не должно возникать и мысли, что, приняв лакомство из ваших рук, она вас подчинила и вы оказались ниже на иерархической лестнице. Поэтому, если лошадь слишком настойчиво требует лакомство, просто уберите его - скажите лошади, что она принадлежит вам и должна ждать, проявить вежливость и воспитание.

Я предпочитаю использовать весь имеющийся набор инструментов, все стратегии, и положительное, и отрицательное подкрепление.

Не обязательно прибегать к наказаниям, потому что можно использовать «повторения» в качестве стратегии мотивации. Повторение является матерью всех навыков. Чем лучше лошадь будет проявлять себя в определенном поведении, тем более вероятно, что она увеличит частоту, с которой будет его демонстрировать. Повторение создает хорошие, позитивные привычки.

Мы используем «профилактику» - не позволяем лошади повторять нежелательное поведение. Это более эффективная стратегия, чем «игнорирование» нежелательного поведения, потому что, когда вы просто игнорируете нежелательное поведение, ваша лошадь может продолжать повторять его и оттачивать этот навык. Это более эффективная стратегия, чем «наказание», потому что наказание может вызвать страх или агрессию. Куда лучше предотвратить нежелательное поведение или перенаправить его.

«Перенаправление» дает лошади возможность получить вознаграждение, если она выберет правильный вариант поведения (откажется от нежелательного, которое она собиралась демонстрировать). Речь идет об усилении альтернативы, о том, чтобы побудить лошадь повести себя правильно.

Любой подход может быть использован неверно. Действует не подход, действует человек, который использует подход! Даже «лучший» подход / стратегия / метод / концепция / инструмент при плохом использовании могут привести к драматическим последствиям!

Любой инструмент всегда находится в руках человека, который его использует. Таким образом, каждый из нас сам по себе является инструментом.

Некоторые инструменты, используемые при обучении лошади, считаются очень противоречивыми. Так, например, многие люди настроены против хлыстов или бичей.

Но хлыст, лежащий на земле, не ударит лошадь и не повредит ей. Хлыст в руках человека, настроенного агрессивно, испытывающего гнев, - совсем не то же самое, что хлыст в руках эмоционально стабильного тренера.

То же относится к поводу и трензелю. Это вы связываетесь с лошадью через свои «дополнения»: повод и трензель; вы - повод, вы – трензель.

Конечно, хлысты могут использоваться для причинения боли, и они также помогают нам создавать большее давление.

Но, если вы используете хлыст правильно, как продолжение руки и энергии, он не нанесет больше вреда, чем если бы лежал на полу. Поэтому, если мы начнем «судить» инструмент, мы должны судить в первую очередь человека.

Не стоит осуждать какой-то инструмент, чтобы казаться более добрым и любящим лошадей.

Каждый инструмент, метод, технику можно использовать с наилучшим намерением, но, с точки зрения лошади, мы будем действовать не лучшим образом.

Так, всадники, которые ездят на свободном поводу, чтобы не причинять вред рту лошади, могут допустить ее движение с провисшей спиной, что негативно отразится на ее здоровье.

Неправильная работа с кликером может запутать лошадь и вывести ее из мысленного равновесия, спровоцировать стресс.

«Приказной» стиль обучения на свободе может подавить или разрушить дух лошади.

Всадники, обладающие хорошей энергией и чувством, ценятся лошадью из-за их изысканного и ясного взаимодействия с ней. Они могут использовать хлыст, чтобы сделать себя «горизонтальными» и длинными, как лошадь, потому что хлыстом они могут расширить свой энергетический пузырь.

Когда мы думаем только об инструменте, методе, технике, это делает нас узкомыслящими и невежественными, потому что мы закрываем глаза на общую картину.

Когда используется инструмент, метод или техника, все дело в перспективе. Вы всегда должны анализировать общую картину.

Является ли всадник ориентированным на задачи и цели или он более ориентирован на лошадь и ставит ее потребности на первое место?

Каково эмоциональное состояние всадника? Он чувствует себя сердитым, злым, больным, обеспокоенным, напряженным? Или он чувствует себя благодарным, мирным, игривым и успешным?

Какой стиль обучения используется всадником? Он «босс» или он больше «тренер» для своей лошади?

Всадник использует инструмент с чувством и органично или технически, механически?

Всадник не упускает из виду суть обучения лошади?

Какого качества отношения установлены между всадником и лошадью? Мы используем инструменты для установления соединения между собой и нашими лошадьми, но прежде чем использовать какой-либо инструмент, должна быть установлена связь между всадником и лошадью.

Когда мы судим об инструменте, нам нужно иметь ввиду больше переменных.

Изучите, как нужно использовать инструмент

Стратегия «избегания» хороша, если вы не можете использовать инструмент правильно, но разве не лучше было бы научиться его использовать, определив все переменные?

Даже кордео может причинить лошади дискомфорт, если все время тянуть за него. При желании можно и недоуздок превратить в инструмент пытки.

Вместо того, чтобы запрещать себе использовать определенные инструменты, лучше научиться с ними работать, и, самое главное, научиться тому, как правильно использовать энергию при их использовании.

Инструменты - это не только ваше физическое продолжение. Они отражают состояние вашего разума и ваши эмоции.

Например, ваш повод может быть брошен, но лошадь почувствует ваш эмоциональный стресс через вибрации по нему.

Нам нужно научиться осваивать наши мысли, энергию и эмоции, управлять ими.

Обуздайте вои эмоции и будьте уверены, что вы всегда спокойны, сосредоточены, стабильны и расслаблены.

Настраивайте вашу энергию, чтобы, работая с лошадью, использовать ее своевременно и в нужном объеме.

Марайка де Йонг; перевод Валерии Смирновой по материалам сайта http://straightnesstraining.com.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования