Статьи, Прочувствуйте полуодержку: пошаговое упражнение для начинающих всадников | Prokoni.ru

Прочувствуйте полуодержку: пошаговое упражнение для начинающих всадников

16 января 2018 г.
Автор - Перевод Валерии Смирновой по материалам сайта https://aspireequestrian.wordpress.com

Прочувствуйте полуодержку: пошаговое упражнение для начинающих всадников

Способность без затруднений перебалансировать лошадь абсолютно необходима в любой дисциплине конного спорта, да и просто при верховой езде, при работе с любыми лошадьми, независимо от их возраста и опыта.

Упражнение, которым я хочу с вами поделиться, представляет собой прогрессивный, вводный метод, который я использую, когда обучаю концепции полуодержки всадников, незнакомых с этой идеей или не очень хорошо понимающих, что именно им нужно делать.

Совсем не загадочная полуодержка

Самое простое теоретическое объяснение полуодержки - это действие тела всадника, целью которого является перебалансировка и смещение веса в теле лошади.

Мне также нравится польский перевод этого термина (полуодержка ( англ. «half halt») = pol parada), который означает «внимание/приготовьтесь».

С точки зрения классической выездки эта перебалансировка является прогрессирующим увеличение сгибания суставов задних ног лошади (бедренного сустава и скакательного сустава).

На более продвинутом уровне, которого всадник достигает со временем, и в правильной работе, полуодержка может оказывать влияние на сгибание выбранной задней ноги. Другими словами, если всадник чувствует, что задняя нога лошади нуждается в большем сгибании (должна ступить глубже под корпус, под центр тяжести лошади), он в нужный момент (когда задняя нога находится в движении вперед) срабатывает соответствующим поводом со стороны этой задней ноги, чтобы воздействовать на нее. Работа над этим действием не предназначена для начинающих всадников и не является частью упражнения, приведенного ниже.

А, Б, В полуодержки

Мне нравится думать об эффективной полуодержке, как о сложном предложении - никто не может построить предложение, прежде не изучив слова. Никто не может написать слово, пока не обучится буквам. Обычно, это заглавные буквы.

Когда я впервые учу всадника тому, как он может подружиться с полуодержкой, я начинаю с этих заглавных букв. На языке верховой езды эти буквы являются средствами управления, слова – это «способы координации средств управления», а предложения - это фактические движения или действия.

Если всадник не знает, как координировать средства управления (например, когда и как сокращать лошадь седалищем, как просить больше активности ногой и седалищем, когда закрывать кисти на поводе, чтобы удерживать импульс, направленный вперед, и т.д.), и лошадь их не понимает (например, поднимает голову и шею, когда всадник закрывает кисти), с "предложениями" играть невозможно, и написать "роман" не получится...

hold t-shirt

Шаг 1. «Большая полуодержка» на шагу

Для того чтобы сделать достаточно хорошую остановку, вам необходимо координировать сдерживающее действие вашего таза с мягкой, но сдерживающей рукой. Я начинаю с переходов из шага в остановку через каждые 5-6 шагов, а затем через каждые 3-4 шага. Мне нравится, когда всадник чувствует абсолютный контроль над верхней частью своего тела. Это предполагает и отсутствие раскачивания корпуса вперед-назад , когда лошадь останавливается и снова начинает движение. Чем более податливы и расслаблены суставы всадника (тазобедренные, коленные, голеностопные), чем в лучшем вертикальном положении находится его корпус, тем легче выполнять это упражнение.

Некоторым всадникам трудно не раскачиваться в седле, когда переходы осуществляются довольно быстро, один за другим. Если это так, я, как правило, придерживаю их у задней луки седла за низ спинки жилета или куртки - так всадник сразу ощущает свои колебания.

Я считаю, что стабильность верхней части тела очень важна для начинающих всадников, - локти и кисти должны оставаться эластичными и расслабленными, когда всадники работают с поводом.

Еще один бонус от этой работы над дисциплинированием верхней части тела всадника – это то, что баланс большинства начинающих всадников существенно зависит от баланса их лошади. Лошадь, движущаяся «с горки», заставит всадника опрокидываться вперед. Обучая всадника постоянно держать верхнюю часть тела вертикально и прямо над седалищными костями, я помогаю ему быстрее обнаруживать подобный изъян движения лошади (движение «с горки»).

Когда мы делаем этот первый шаг, мы проверяем то, насколько всадник готов к переходам, как восходящим, так и к нисходящим (насколько хорошо он знает "алфавит"). Поначалу от него не требуется быстрой или незамедлительной остановки. Ключ – достигнуть того, чтобы лошадь начинала движение вперед от легкого касания шенкелей и останавливалась от легкого сдерживающего воздействия седалища и мягкой закрытой руки. Важно, чтобы во время всех остановок лошадь «не теряла движения вперед», чтобы всадник не «замолкал» и не позволял лошадь уходить за шенкеля.

Если все будет проходить правильно, это упражнение повысит чувствительность лошади к воздействию средств управления и активирует ее задние ноги (они станут более внимательными к командам).

Шаг 2. Переходы внутри шага

Второй наш шаг ориентирован на подготовку к остановке только без самой остановки. Я позволяю всаднику искать ощущение подъема, которое он должен почувствовать своими бедрами тогда, когда лошадь готовится остановиться. Всадник чувствует, как каждый шаг лошади приподнимает его бедра во время движения задних ног лошади и ее спины. Это не позволяет всаднику наклоняться вперед или сжимать седло коленями. Я также прошу, чтобы всадник пытался почувствовать движения влево-вправо грудной клетки лошади так, чтобы он позволял продолжаться движению во время подготовки к остановке. Я прошу всадника стараться побудить лошадь ставить задние ноги под его собственные седалищные кости каждым воздействием шенкелей.

Когда лошадь проявляет реакцию и пытается остановиться, всадник снова просит ее двигаться вперед. Мы делаем это через каждые 4-6 шагов, снова обращая внимание на положение верхней части тела всадника и закрывая и осторожно удерживая, но не ограничивая рукой лошадь. Оформляется разница между удержанием и ограничением.

Прежде чем я учу всадника полуодержке, я обучаю его чувствовать, какая его седалищная кость двигается во время каждого шага лошади. Всадник должен почувствовать, как одна из его седалищных костей приподнимается, а вторая - опускается (и наоборот) с каждым шагом. Сдерживающее действие повода согласуется по времени только с одним перемещением седалищной кости или даже короче.

На этом этапе ничего не является точным и своевременным. Всадник может сдерживать слишком долго, недостаточно долго, слишком сильно и т.д. Но я уже чувствую, что он начинает чувствовать взаимосвязь работы задних ног лошади и повода.

[Мы работаем над чувством всадника ног и спины лошади на корде. У него есть достаточно времени, чтобы просто расслабиться и почувствовать, как движется его седалище, прежде чем мы дадим ему повод в руки].

Мы практикуем эти мини-переходы внутри шага, пока всадник не почувствует, что лошадь укорачивает свои шаги, но ее движения не становятся «ленивыми» или вялыми, и она возвращается к прежней длине шага, не заторапливаясь и не закрепощаясь.

Мы работаем далее, пока всадник не будет в состоянии просить лошадь сделать эти переходы, не зажимаясь и не меняя положения своей верхней части тела. Требуется от 1 дня до месяца, чтобы всадник начал ощущать разницу между хорошей и не очень хорошей реакцией лошади.

Шаг 3. Где находится большая часть веса лошади (на шагу и рыси)?

Как только всадник ощутит разницу между лошадью, которая двигается вперед или сокращает шаг, не теряя активности, и лошадью, которая идет «с горки», когда делает остановку или сокращает шаги, я начинаю игру с ощущением веса в теле лошади во время выполнения таких упражнений, как повороты, круги, восьмерки, серпантины на шагу и рыси.

Я прошу всадника сообщать мне каждый раз о том, когда он будет ощущать, что двигается «с горки», или у него будет появляться чувство, как будто его тянут вперед, или когда он больше не будет чувствовать подъема своих бедер по очереди (каждый всадник чувствует движение «в горку» или «легкое движение» по-разному, мы обязательно доходим до того момента, когда мы оба знаем, что мы имеем в виду, прежде чем идти вперед). Я также прошу всадника прочувствовать смещение веса в боковом направлении (когда лошадь «валится» влево или вправо).

Это игра называется «поиск чувства», и она полна испытаний и ошибок. Есть способы помочь всаднику обрести «чувство лошади». Так, например, если всадник скажет мне «теперь я чувствую легкость в руке, мне кажется, лошадь находится впереди шенкелей и движется «в горку»», я прошу его выполнить переход в рысь или галоп, чтобы проверить это чувство. Если всадник ошибался, переход будет беспорядочным, и он начнет понимать, как ощущается «неправильное» движение. Затем он снова ищет правильное чувство, а я подсказываю.

Как только всадник начинает определять моменты более качественных движений лошади и те моменты, когда она движется не сбалансированно (перед и зад отдельно, становится тяжелой на переду), мы переходим к следующему шагу.

Шаг 4. Начинаем действовать, чувствуя лошадь… Шаг и рысь

Я прошу всадника выполнить переход тогда, когда он ощущает снижение качества шага или рыси (например, лошадь стала не такой «легкой»). Здесь мы в некоторой степени возвращаемся к Шагу 1, но на этот раз всадник действует, основываясь на собственном чувстве, а не работает в заранее спланированном промежутке шагов. Я делаю видеосъемку таких моментов. Таким образом всадник может увидеть себя на лошади и сравнить то, как все «выглядит», с тем, как это «чувствуется». Я считаю, что такая работа помогает в развитии умений всадника, а не только в повышении уровня его теоретических знаний.

SONY DSC

Пример упражнения Шага 4 для более опытного всадника на молодой / неопытной лошади: мне нравится использовать коридор из жердей, чтобы помочь выпрямить и сфокусировать молодую лошадь и дать всаднику четкие границы. В результате всадник может каждый раз использовать одно и то же место (отмечено на рисунке выше красным), чтобы перебалансировать лошадь посредством хорошо подготовленного перехода. Лошадь меняет постановление (сгибается в затылке другую сторону), чтобы продолжать сбалансированное движение в новом направлении каждый раз, когда пересекает указанную точку. Используя средства управления каждый раз в одном и том же месте, работая по шаблону, всадник помогает лошади «составлять слова из букв и предложения из слов». Порядок и дисциплина делают упражнение более понятным для лошади.

Мы работаем над тем, чтобы всадник сознательно поддерживал наилучший баланс, как свой, так и лошади, во время переходов, а затем и полуодержек. Это долгий процесс и и с каждой новой лошадью игра начинается по новой, но в этом то и заключается вся прелесть обучения.

Я считаю, что этот метод облегчает большинству всадников понимание того, когда им нужно перебалансировать лошадь/ выполнять полуодержку и почему. Это также означает, что всадники больше не удивятся, узнав, что им нужно сделать 200-300 полуодержек и переходов, работая на односторонней, несбалансированной лошади. После некоторой практики всадник становится менее пассивным и менее зависимым от моего обучения. Уходит чувство раздраженности и разочарования из-за своих действий или действий лошади.

Такая работа помимо прочего дает всаднику понять, что полуодержка - это не просто «набрать и отпустить» повод, он более не зацикливается на голове лошади, а начинает обращать больше внимания на то, что происходит под его седалищем. Это, в свою очередь, в дальнейшем облегчит всаднику работу над сбором. Он не будет блокировать движения лошади жесткой рукой.

Этот процесс может показаться длинным, но я вижу, что всадники действительно наслаждаются «поиском чувства лошади» и они в восторге от роста уверенности в правильности своих действий.

Перевод Валерии Смирновой (источник).

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования