На дальнем Западе России... Опыт с уздечкой Кука

Длинные рыси по песочку Зеленоградского взморья аукнулись моей пятой точке неожиданно серьёзно: на следующее утро после поездки она заскрипела, как будто я день не вылезал из седла... Впрочем, когда у меня было последний раз столько учебки? Восемь лет назад, так-то. В голову стукнуло, что такие же ощущения запросто могут быть и у бедной кобылы; позвонил на конюшню - спина её, тьфу-тьфу, была цела. Лечить одну мою дупу сильно проще, и обычно она лечилась замачиванием в горячей ванне. Был ещё способ экстремальный: на следующий день - снова в седло. А этого не получалось - в прошлый раз была пятница, на выходных калининградцы едут на море толпами, и на пляж с конями лучше не соваться... Не мои умозаключения - народ с конюшни рассказал. В общем, дупа моя скрипела до вторника аж. Бриджи с крагами, знатно отсыревшие, успели высохнуть на пафосном старонемцком балконе с видом на парк; кстати, краги начали умирать, похоже - посыпалась резина в эластичных вставках. Пора бы уж, им за десять лет. Жалко будет всё равно: служили они мне от Рязани до Крита.
Только житель Незиновска, ну, и разве Северной Пальмиры оценит, как это здорово - до конюшни можно добраться за сорок минут пешего хода! На велосипеде было бы 15-20, наверное... впрочем, и так хорошо: сперва дорога идёт по винтажной улочке до старого вокзала,

h-1910.jpg


потом 400 метров вдоль железки, заросшей травой (идиллия!),

h-1908.jpg


а потом я довольно чётко пошёл по ориентирам, что в прошлый раз показала мне хозяйка конюшни. Сложная развязка железки,

h-1911.jpg


пожарная часть, болотистый луг, перечённый тропинкой, забутованной камнем(!) ещё в германские времена. Прошёл задворками посёлка - немецкие ещё домики и заборов не имеется, а срезать мимо них совестно как-то, чужая жизнь. Но вот знакомый проулок, развалины каретного сарая времён Прусского герцогства

h-1902.jpg


и длинное здание конюшни, еле видное за буйными травами. Уже второй год убеждаюсь - травы здесь буйные, для этой широты неожиданно.

h-1904.jpg


А ведь Пруссия считалось в Германии дырой, климата которой нет хуже, и переселялись туда из какого-нибудь Ангальта с безнадёги полнейшей.
Если честно, у меня была надежда попасть в местные поля - по словам местного народа, они имелись и были очень даже ничего... Ну да. Вокруг стояло полное безветрие, и в нём радостно гудел здешний оводняк - мелкий, но нахальный и удивительно цепкий. Значит - снова на море, там хоть эту гадость сдувает. Никак, я эстетом стал - не восторгаюсь от перспективы галопа по пляжу. Много там было в прошлый раз, того галопа. Возможно, сейчас будет больше: Вестницу взнуздали уздечкой Кука, которая ей, говорят, привычнее.
h-1905.jpg


Ну и пожалуйста - сейчас-то я знал точно, что кобыла адекватна и приключения нам не грозят. Почему-то умилило, что стремена на седле остались на тех дырочках, что я выставил четыре дня назад. А ведь впрямь - вернулся в СВОЙ мир. И было здорово, что он, пусть немножко, но меня помнит. Подумал, и тут же удивился странности этой мысли. Но мир и впрямь помнил - местная цепная полуволчица, например, сегодня не орала вовсе и требовала гладиться.
h-1903.jpg


Впрочем, сигнализация, маленькая, меньше нашей Лисы, белая собачонка отстранялась от протянутой руки с видом самым оскорблённым и растопыривала при этом большие "локаторные" уши.
Ехали мы сегодня вдвоём с девонькой, что давеча сидела на мерине Капитане... На него она села и сейчас. Капитан, что в прошлый раз был ленив и пофигистичен, сейчас хвостил и подыгрывал, Вестница тоже потихоньку заводилась. Амберина покачала головой и пошла за хлыстами. Нашёлся один - новый, эстетский, правда, короткий - конкурный. В итоге я поезал с хворостинкой, впрочем, хворостинкой правильной, бузинной (привет, От Эколь и Толстая разом). Пустить в ход её пришлось метров через двадцать: Капитан объявил, что не пойдёт мимо некоего рубежного куста (и снова привет, Толстая и сосенка у входа на просеку-магистраль). Кобыла взяла было пример: мол, Капитан знает, чего боится, но после применения правильного прутика прошла мимо куста, как миленькая, да и Капитана за собой повела. А впереди - изрядно асфальта, сначала проулок, потом шоссейка... Обошлось: гаврики твёрдо знали, когда можно шутить, когда нельзя. Для полевой лошади - крайне ценно.
Долгую дорогу по тротуарам будущего посёлка мы развлекали друг друга разговорами и сшибали с конины оводняк - здесь, на откром месте, где от асфальта поднимался жар, его было поболе, чем среди травы и болотин. И здесь пригодилась бузинная палочка - обмахивать конину от крылатой дряни; конины это принимали с понятием. Вообще, Вестница шла удивительно ровно и спокойно и довольно точно отвечала на шенкель; Старик приучил меня к этому, но внезапно меня осенило, что едем-то мы на Куке, а управление не отличается от трензеля ничем - по крайней мере, на шагу. На остальных аллюрах - будем смотреть: не зря же хозяйка на прощанье напомнила, что давление с повода временами сбрасывать надо, и всякий сигнал поводом здесь во времени растянут? Но пока - ничего.
Бело-голубой, как здесь принято, строительный забор, идущий ВДОЛЬ дюны, насколько хватало глаз, смотрелся чистым кощунством. Очередной друг начальства, типа, приватизировал дюну - мол, цивилизует, променад сделает... В прошлый раз мы как-то легко его объехали, но, похоже, за четыре прошедших дня он явно увеличился в длине. Дыру, годную для лошадей, нашли не сразу... и попали на идущую вдоль дюны автодорогу из литого бетона с отбойниками под полметра. Некие предприятия общепита разной степени достроенности тут имелись, правда. По дороге шлялись машины, которым было можно - спасибо лошадям, что спокойно пропускали их, прижимаясь к стенкам этого бетонного лотка. Но выбираться как-то надо было. Вот кончился отбойник со стороны моря - но дюна, если помните, крутая, в общем случае человек туда разве на четырех костях заползёт. Наконец, нашли подходящий серпантин, но вот незадача: по всей его длине разлеглись загорающие граждане, заняв каждую подходящую складочку местности. Ну да, конечно, здесь ветра нет. Спутница моя не видела ничего зазорного в том, чтобы слегка подвинуть народ, я предложил не портить отношения с большинством населения; настроял на своём, явно торный распадок, ведущий поперек дюны, нашли метров через сто. И выскочили навстречу действительно свежему ветру.
Конины веселились - Вестница танцевала на полосе прилива, отбегая от волны, Капитан подпрыгивал от выброшенных морем коряг. Рысью побежали с явным удовольствием; я искал компромисс между учебной рысью и строевой, до конца не нащупал - наоборот, почувствовал заметную аритмию. Попросил спутницу посмотреть... пришли к выводу, что кобыла идёт по влажной полоске песка, спускающейся к воде, отсюда и аритмия... с одной стороны "страшные" волны, с другой - песок, где вязнуть копыта, наилучшей поверхностью она сочла наклонную плоскость. Ладно, что делать, и к этому присидимся - ездил аллюрами куда хлеще. Впрочем, рыси в этот раз было меньше: не привязанные к пожилому коню, наши гаврики выбрали себе среднюю скорость повыше и с большим желанием поднимались в галоп. Вестница каждый раз стартовала очень мощно, сразу обгоняла Капитана метров на сто, потом огладывалась - что это, мол, она? - и начинала неумолимо терять ход: сначала приходилось поддерживать рукой, потом палочкой, а потом становилось ясно, что палочкой надо работать всерьёз, а надо ли это было? А Капитан сзади делал стойки на народ на ковриках, тенты, солнцезащитные зонтики, какие-то старые бетонные глыбы - валился на рысь и тянул в сторону. Кажется, больше полукилометра галопа зараз мы так и не сделали. Кстати, именно после галопа я увидел классический эффект затяжки уздечкой Кука: после того, как отпустишь повод, она трясла головой ещё секунд пятнадцать, освобождая натяжение ремешков. В общем, требовать серьёзного контакта на этом Куке не стоило, похоже, это неудобно, может, и больно. Видимо, не стоило и отзывать - безотносительно дурацкой оленей шеи. Пришёл к выводу - я, конечно, за гуманизм, но "колёсики" с точки зрения управления будут логичнее. В следующий раз возьму их с собой... Только когда - через год? А доживет ли до этого кобыла, конюшня и ты сам? Или ты раньше пенсии в Калининградскую область валить собрался?
Сегодня на пляже был ДЕНЬ БОЛЬШИХ СОБАК. Впрочем, они были куда адекватнее безбашенной мелочи, кидавшейся в прошлый раз под копыта с истерическим воплем... Большие либо слушались хозяев, либо сами держали дистанцию, кого-то без нашей просьбы взяли на поводок. Но когда впереди нарисовалась великолепная немецкая овчарка в свободном полете, раз за разом приносящая хозяевам пластиковую летающую тарелку - от греха мы прыгнули через дюну в лес, благо местность позволяла. Проехали по лесному коридору метров триста, выскочили обратно - привет, ещё одна овчарка, правда, пожиже комплекцией. Невозмутимо остались на курсе - и правильно, её хозяева подозвали. Зато мы объехали галечник, в который уперлись в прошлый раз: пляж был нашим до самого конца. Конец, кстати, был виден - зелёнка почти к берегу подходила. Да и народ на пляже густел - следующий городок уже недалече был. Что ж, поворачиваем.
В сторону дома лошади и впрямь бежали куда активнее, хотя длинных галопов не получалось всё равно... Куда веселее, чем в прошлый раз, но Вестницы оставалась полностью сухой: похоже, её и впрямь железяка в зубах раздражала. Ну, а с вытянутой вперёд пресловутой шеей я толком ничего сделать не мог: было бы интересно, если бы она и впрямь решила побегать от души. Но ей хотелось быть рядом с Капитаном, а он сегодня тормозил. Может, это было и к лучшему. Зато я ухитрился затащить её в воду, когда Капитан шагал там, зайдя выше скакалки. Метров сто мы прошли вдоль берега, потом кобыла стала ненавязчиво тянуть к берегу - и попала в непонятную бочажину, провалившись почти по брюхо. Психовать она особо не стала, но вылетела из моря пулей и приближаться к волне отказывалась напрочь. Бог бы с ней, я не настаивал - не работаем, в конце концов. Хотя, в рамках поддержания дисциплины, быть может.
Так вот, где галопом, где рысью мы долетели до уже знакомых бетонных кубов... Перед ними Капитан снова вкопался, а мы превозмогли себя - объехали галопом кубы со стороны дюны, а не моря, правда, галоп после этого завял. Народ прибавился (наш городок недалече), и мы снова полехли на дюну по не самому очевидному распадочку. И попали в тупик: в точке перегиба возлежал на циновке жилистый мужик в тёмных очках, разворачиваться пришлось бы на склоне, а потом опреметью сыпаться назад. Спасибо мужику - встал, отодвинул циновку. Мы всячески раскланялись - но на дорожку сыпаться пришлось всё равно. Ладно, впредь будем выбирать распадки понадёжнее.
На дорожке спутница моя предложила сделать ещё один круг - должны же лошадки пробегаться? Да уж, лошадки пока не напрягались. Мы снова проехали километр-другой по светящемуся зелёному коридору, я снова чувствовал себя персонажем Хоббита. Залезли на дюну, не сразу нашли спуск; спуск был широкий, сравнительно пологий; сперва конины спускались аккуратно, а примерно с середины пошли в разгон. Девонька потихоньку заводила Капитана вбок, параллельно дюне, Вестница попёрла строго вниз и как будто намеренно целилась в него. Я набрал поводья, правый локоть давно ушёл за спину, да что локоть - кулак дошёл до бока, а башка по прежнему тянулась вперёд, скорость не падала, и чувствовалось, что запаса верёвочек на пресловутой уздечке хватит ещё надолго. Довернуться получилось от ноги - мы со свистом проскочили под задом у Капитана, его хвост по моему колену хлестнул. Четвёртый палец правой руки схватило болью: зря с него печатку не снял. Кони раздухарились и пролетели галопом ещё метров двести... Ну её к лешему, эту уздечку Кука: четко понял, что если лошадь хоть немного захочет, фиг её этим устройством остановишь.
На следующем галопе у меня сломалась патентованая бузинная веточка. Интересно, согласно От Эколь она просто должна ломаться с превышением силы удара? Девонька отдала мне красивый хлыстик, но в режиме туширования он аргументом не был, драть реально - а ну его. Наверное, больше пригодились бы шпоры, но да ну их. Хотя - вспомнить, как ими работают, видимо, надо. Уже дома. Только вот на ком?
Мы уже собирались сматываться с пляжа, как нас окружила компания девонек... Я уж решил, что им хочется пофоткаться в седле, чего не хотелось, но они хотели всего только сфотиться рядом и погладить носик! Кто-то признался, что трогает лошадку первый раз в жизни - интересно, взаправду так? Хотя что в этом странного? Сам лошадку впервые лет в 35 потрогал, а до этого как-то и не думал, что это зачем-то сделать надо. Интересно, откуда были девоньки - неужели местные? Область, повторяю, конная, и клубов хватает, и, со слов народа, кони частенько здесь по дворам стоят. Не проблема. С другой стороны, покатушек я не видел ни в Калининграде, ни здесь: наверное, их городов их гоняют серьёзно. Но ведь это хорошо, когда из коней не делают аттракцион?
Третий раз пробежав мимо бетонных кубов (кто их тут бросил - наши, немцы ещё?), мы решили сматываться. На дорожке за дюной царили безветрие, жара и оводняк - от оводов удирали рысью с отдельными переходами в галоп. Какая-то гадость тяпнула меня за локоть - желвак потом две недели держался. Зад Вестницы дрожал, как вибростенд: похоже, овод вцепился в причинное место, до истерики было очень недолго, но потом овода, видимо, снесло набегающим потоком. Убегая, мы проскочили правильную развилку и снова оказались за забором, в бетонном лотке, где взад и вперёд ползали автомобили... Дурацких шуточек от водил мы наслушались на три года вперёд: спутница моя заявила, что дело обычное, но я такого даже в Рязани давно не слышал. Впрочем, когда я в Рязани последний раз по прямой населёнке ездил?
...Когда мы вернулись, на конюшне никого уж не было (жаль, я думал с хозяйкой ещё за медицину поговорить). Попросил девоньку сделать представительское фото, поставил ногу по науке - так задница улетела на заднюю луку, я ламер еси.
h-1901.jpg


Кони виртуозно протопали через кабельную катушку, что работала мостиком через канаву, и рухнули в траву, а потом вцепились в неё так, что морковка моя им была не особо интересна: стоило покупать её на вокзале за нерезиновские деньги?

h-1900.jpg


Немного выделил и козюлинам: они брали кусочки с руки удивительно нежно. Одну козюлину пришлось выручать: она ухитрилась намотать привязь на куст в двадцать оборотов и сопротивлялась попыткам размотать её обратно.

h-1907.jpg


Кажется, байки о запутавшихся козах - не шутка. С безопасного расстояния показали сторожевого козла: на незнакомый народ он реально кидался с рогами наперевес, а рога у него были почтенные. Зато отдал последнюю морковку всё тому же рыжему жеребцу Крулю, которому, увы, недолго осталось быть жеребцом: проблем от него было больше, чем прибытку. В частности (редкий случай!) он вполне себе мирился со всадником-мужчиной, а женщину мог и зубами вытащить из седла... Может быть, стоило попросить на нём посидеть, но в смене он, вроде как, тоже не ходит.
h-1906.jpg



В следующий раз? Когда он, следующий раз, будет. Через год в лучшем случае. Хотя что-то говорит - будет.
...А в возвращении на вокзал пешком по путям какая-то особенная креза имеется.

h-1909.jpg


Угу, добрый старый сайд-пулл никто не отменял. А мне вот нравятся "колёсики", сиречь безрычажная хака. Дать, что ли, дамам поиграться?
...Если доживём все до следующего лета, с собой захвачу. По семейным причинам Кёниг базовым направлением становится :-/

По моему обычное безтреньзельное оголовье куда как понятней для лошади и для всадника)

А в манеже не будет быстрого ответа на управляющее воздействие... Не, нафиг. А кому гуманизьму хочется - альтернативных устройств море.

Круто!Как всегда,впрочем;)Как сама там побывала)
К уздечке Кука я тоже так себе отношусь.Мне кажется слишком уж неудобно для лошади. Затягивание неизбежно,особенно на свободе,не в манеже,а вот расслабление не всегда быстро,особенно на крупных,костистых моськах.По мне так трензель и мягкие руки предпочтительней;)
Сверху