Ленчик. В дешевых седлах ленчик штампуется по образцу и, как правило, без какой-либо проверки, тестирования путем копирования формы какого-то европейского седла или реже – самоделка на коленке. Чаще всего ленчик деревянный, реже металлический. В дорогих седлах как правило ленчик комбинированный (дерево/металл, карбон/пластик/титан, карбон/металл) что позволяет ему более чутко реагировать на движение лошади, отвечать ее подвижному корпусу, передавать информацию от лошади всаднику и наоборот. В современных седлах высокого уровня ленчик «играет». Сам факт комбинирования материалов уже прибавляет будущему седлу стоимости, не считая уже самой идеи, которая родилась в голове у специалиста, которого наняли для этого за зарплату, тестирования, подгонки материалов друг под друга, а так же 3D-моделирования конструкции и последующего многоэтапного монтажа. Вот мы еще далеки от законченного седла, а уже имеем на руках конструкцию себестоимостью от 20 тыс руб(навскидку), тогда как для седел эконом-класса это бывает уже 23 цены, если не конечная цена.
Колодка. Сферическая лошадиная спина в вакууме, т.н. стандартная спина для которой производятся седла эконом-класса (куда, кстати, входят все седла со сменными ленчиками (не путать с переобжимными!) ) это около 35% от всей массы лошадей (вроде бы много, но вам сильно повезет, если у вас именно такая лошадь). У седел эконом-класса нет опций по длине подушек, вырезам под лопатку, ширине позвоночного канала, приподнятию седла в передней или задней части, утолщения в средней части, так же опций по длине крыла, например, для всадника с длинными ногами. Как правило колодки профессиональных седел рассчитываются под теплокровных лошадей с обмускуленной спиной или с такой тенденцией. Если лошадь молодая.Тут спорно, но по опросам людей у наибольшего числа спортивных лошадей довольно широкие лопатки (не в последнюю очередь связано с селекцией, в которой ценится широкая грудь, объемное сердце и отсутствие патологий легких и позвоночника).
Кожа. Как правило на прилавке магазина все новые сёдла не зависимо от цены выглядят одинаково: приятный блеск, чистота, ровная гладкая кожа – именно с этим на первом этапе связано возмущение при виде двух вроде бы одинаковых седел с разницей в цене 200 тыс.. Разница проявляется нередко после первого столкновения с тяжелыми условиями: влага, песок, бриджи со складками или езда в джинсах, так же при регулярном использовании седла вылезает вся правда о коже. Матовая кожа, которая так хорошо держит всадника – пока качественную матовую кожу научились делать только в Европе. Такая кожа при правильном уходе (не натирать маслом до глянца каждые 2 недели!) служит долго даже с силиконовой леей. В бюджетных седлах кожа чересчур быстро разминается и рвется в районе швов в седалищной части седла, последствия при пересыхании кожа – это трещины и снова полопавшиеся швы. Это все говорит нам о плохой изначальной коже, возможно выделка кожи была сжата по срокам для экономии денег и времени, а так же обработана дешевой химией, которая растворила кожу сильнее чем надо. Но не забываем, что внешний вид уходит на второй план, когда лошадь начинает жаловаться на спину. Возможно неискушенная лошадь не сразу покажет дискомфорт, а неискушенный всадник не сразу поймет, что что-то изменилось или проведет связь между задранной головой, взбрыкиванием и дискомфортом в спине.
Долговечность напрямую относится и к коже и к нитям и к крою, и даже к самим стежкам (расстояние между стежками, из прямолинейность, работа с верхней и нижней нитью, непропуск стежков, натяжение нитей – это все выверяется и испытывается годами. Не стоит забывать о самих профессиональных швейных машинках, которым нужно обслуживание и уход, а так же «прокладкой между станком и седлом» (простите!) шорных мастерах.
Индивидуальность. Тут прямая отсылка к пункту «колодка», но еще кое-что. Думали ли вы когда-нибудь что в зависимости от наклона лопатки (ох уж эта тема про «лопатку-плечо»!) приструги должны располагаться ближе или дальше от центра седла, а так же иметь наклон? В спортивном конкурном или выездковом седле (в отличие от вестерн-сёдел, где задняя лука притягивается просто напросто отдельной подпругой) довольно сложно подобрать ту суперпозицию приструг, в которой притягиваются 3 точки: передняя лука, середина и задняя лука, Производитель так же делает поправку, что когда всадник сядет в седло и затянет подпругу, положение седла на лошади изменится. Цена седла напрямую зависит от самого факта обращения своего внимания на эти «мелочи».
Детали. К деталям можно отнести клёпки, складки кожи. Заглушки клепок, защитные щитки на пристругах, элементы дизайна, маленькие практичные мелочи. Вам ли не знать отличие айфона и какого-нибудь китайского телефона за 5 тыс. (мы не говорим что всем подходит одно, мы с вами говорим именно о различиях). Как кожа крепится к ленчику? Задумывались ли вы? Известен случай, когда выпирающая клепка доставила массу беспокойств и целого расследования одной лошади. Клепку, которую при производстве недокрутил мастер стала проблемой целой спортивной пары.
Тестирование (краш тест). Много ли испытаний прошли сёдла эконом-марок? Давайте только честно. Скорее всего испытания проводили сотрудники цеха, а чаще сами покупатели, и скорее всего на седлах при создании модели ездили тестовые всадники и лошади, но тестирование тестировнаию рознь. Винтек Изабель (Верт) - это торговая марка, но никак не показатель. Хотя для своего времени (появления на рынке) это седло было лучшим по сравнению с остальными.
В дорогих седлах тестирование проходит как на живой лошади и всаднике, так и на компьютере, используются сведения о биомеханике лошади, к лошади и всаднику подключаются датчики, так же седла даются на тестирование профессиональным всадником и их комментарии учитываются при внесении изменений в контструкцию. Ведется работа с материалом ленчика и реакцию на изменения положения всадника при работе с лошадью.
Престиж. Хороший внешний вид седла: его красота, изящество – никто не отменял эстетической части. Скучная круглая задняя лука, уже в прошлом (хотя некоторые кустарные марки продолжают шить). Седло давно уже перестало быть простым средством взаимодействия лошади и всадника. Меняется мир и амуниция меняется вместе с ним.
Ну и о наболевшем: заказ, курс евро, доставка, растаможка. Поскольку все вышеописанное относится к Европейским маркам сёдел, эти седла нужно доставить в Россию. Для этого нужно сгонять в страну-производителя, найти там Джона и заключить с ним договор о сотрудничестве, продавец (компания) имеет свой штат менеджеров и у седла есть конечная цена, как правило обусловленная не только чистой стоимостью материала и труда рабочих, но и оплатой работы всего штаба конструкторов, менеджеров по продажам и всей их околоседельной деятельности, ведь не секрет, что в Европе рынок седел организован не менее размашисто чем рынок эксклюзивных автомобилей.
По запросу магазина ему отсыпается партия седел, которая летит самолетом в Москву, далее происходит растаможка с таможенным брокером, уплата пошлины (европейский орднунг, все седла проходят по своей реальной цене). Не забываем, что для Европы это полноценный не гаражный бизнес, поэтому каждый производитель устанавливает свою
MSRP (рекомендованная производителем розничная цена) или по-нашему РРЦ. Ниже которой российский продавец продать и не может.
Б/у седла. Кажется, компромисс найден! Большую популярность сейчас имеет рынок поддержанных европейских седел, но хотим напомнить, что покупка б/у седла как и б/у автомобиля – это риск. Если отстраниться от шопоголизма «о такое же седло только в 3 раза дешевле!» мы все знаем, что как и автомобили сёдла проходят предпродажную подготовку, редкий продавец расскажет вам, что седло винтом (не редкость), не скроет год выпуска (не везде есть клеймо), а уж о пробеге вам не расскажет никто, потому что может просто не иметь таких данных. Бальзам для кожи временно скроет потрескавшуюся поверхность или растяжения кожи. К плюсам можно отнести отсутствие переплаты за организационные моменты и сам дисконт за износ.
Даже вернемся к цене: поддержанные седла престижных марок – это все равно дороже чем новое седло эконом-класса, так что любителям Wintec и прочих Bates при желании перейти в класс выше рекомендуется обращаться к специалистам по подбору седел в присутствии ветврача или независимого опытного человека, не заинтересованного в вашей сделке. Настоятельно рекомендую не пренебрегать присутствием ветеринара при обращении к перекупщикам, называющими себя специалистами по подбору седел. К сожалению, многим людям нужно в первую очередь продать седло, чтобы получить свою комиссию, а не сделать вашу верховую езду лучше. Это мое заявление основано на частых жалобах людей, воспользовавшиеся данной услугой без присутствия ветеринара. Хочу почеткнуть, что не все посредники в продаже седел такие, но если вы хотите сэкономить, вы должны держать ухо востро. Бесплатный сыр только в мышеловке.
В зависимости от интенсивности, качества и ваших амбиций я рекомендую брать самое дорогое седло, которое вы можете себе позволить и обязательно со специалистом и (желательно) врачом. Даже новое седло может прийтись не по вашей лошади и стоимость седла отойдет на второй план. Многие всадники успешно ездят на Белорусских, китайских и других седлах, но тем не менее спортсмены выбирают другое.