Однако предыдущие исследования не обнаружили документальных подтверждений тому, что лошади способны обучаться посредством наблюдения. В исследовании, проведенном учеными в 2012 году, изучалась способность лошадей обучаться инструментальному навыку, наблюдая за знакомым сородичем, когда во время демонстрации разрешено социальное взаимодействие. Было проведено два похожих эксперимента. В первом эксперименте лошади экспериментальной группы из 11 голов наблюдали за десятью удачными демонстрациями, в которых обученный конь-демонстратор открывал оперантное устройство, сдвигая мордой крышку, чтобы получить пищевое подкрепление. Сразу же после демонстраций лошади экспериментальной группы получили возможность открыть устройство самостоятельно. Лошади контрольной группы из 11 голов знали, что устройство содержит еду, но получали доступ к нему без демонстрации навыка его открытия другой лошадью. Критерием усвоения навыка являлись, по меньшей мере, два открытия. Были зафиксированы усвоение навыка, латентный период усвоения навыка и исследовательское поведение по отношению к оперантному устройству. 5 лошадей экспериментальной группы и 1 лошадь контрольной группы (из 11 голов в каждой из групп) усвоили навык. Несмотря на то, что это демонстрирует высокое отношение шансов (ОШ) в пользу экспериментальной группы (ОШ = 7.6), значимой разницы между двумя группами не обнаружено (P = 0.15). Однако анализ исследовательского поведения показал, что демонстрация увеличивала мотивацию экспериментальных лошадей изучать устройство. Впоследствии был проведен похожий эксперимент в практических условиях с 44 испытуемыми лошадьми (разного возраста, пола и породы). Мы использовали то же оперантное устройство и такое же количество и способ демонстраций, хотя лошадей держали на свободной привязи, чтобы минимизировать агрессию. Во втором эксперименте 6 из 23 лошадей экспериментальной группы и 5 из 21 лошади контрольной группы усвоили инструментальный навык, что свидетельствует об отсутствии влияния демонстрации.
Таким образом, данное исследование не доказало способности лошадей усваивать полезный навык посредством наблюдения