Ливадия и Алупка
Эта композиция называется "Одинокий пастух". Современная классика?...
Так жаль, что нет огня - в дали от костра зажечь хотя бы свечу.
Скрипка. Танец. Твоё жилище должно иметь холл. Не только для тай чи. Не только простор для движения и сна. Ещё для танца. спонтанно роившегося в душе. Свобода... движение.
Вчера я была в Ливадийском дворце. Сложно передать всё пережитое мной там. Не буду даже пытаться. Это встреча. Она произошла. И, может быть, поброжу я ещё по её огромному саду, и музыка, та самая музыка, льющаяся откуда-то из глубины дворца снова вернёт мне воспоминания-ощущения сути и стати. Всего того, что умерло, навсегда оставшись живым. Всего того, что плещется за стенами обыденного.
Потом был Юсуовский дворец графа Воронцова в Алупке. Мой мир никогда не будет прежним И не найти слов, чтобы выразить то, что я пережила там. Это не просто размах человеческой мысли, не просто совершенство и умопомрачительное качество каждой детали, это нечто на подобии космического корабля, но не для Космоса, а для Земли. Меня поражало всё, совершенно всё. Строение, камень, раствор, которым скреплён камень из яичного белка и извести, который везли из Англии. Из Англии!! Никогда особо не ощущала недостатка в воображении - сейчас же ощутила в полной мере. Площадью дворец равен замку. Полноценному готическому замку. Он мог бы держать оборону, мог бы стать крепостью, красотой, статью и мощью он превосходит не то чтобы другие замки, он превосходит посредственность человеческого мышления...
Сколько тонн, сколько тысяч, миллионов тонн нужно было вывезти... Англия... Алупка... 19й век. Зачем? Неужели в Российской Империи было недостаточно кур?
Тысяча крепостных. До тысячи в один день работало в замке. Десять тысяч - в саду. Я не знаю, чтобы я делала, будь у меня десять тысяч крепостных, но точно бы не наслаивала двухметровый слой плодоносной земли на 38 гектарах парка, чтобы разбить сад. Сад! Дно озёр, вписанных в пейзаж так, чтобы вода под определённым углом отражала луну и солнце, чтобы кроны деревьев (когда те вырастут!) бросали определённые тени и загораживали светила на нужную величину... Дно одного озера засыпалось полудрагоценными камнями, чтобы, отражая свет, воспевать радость и краски жизни. Сложная система водоотвода создавала нужную силу течения, задававшего рисунок на воде. Вы могли построить космический корабль. Вы могли построить БАМ. Я бы точно построила БАМ, подняла сельское хозяйство и что-угодно ещё, но не занималась тасканием камней для архитектурного ансамбля каждого уголка парка, должного навевать мысли о вечном или восхищать буйством красок девственной природы - настолько гармоничным казались посадки.
А какая лепка! У меня захватывало дух. Казалось, зала тонет во млечном пути - но то были не звёзды, а тончайшей работы белоснежные розы, отражающие свет люстр и солнечных лучей... Какая резьба. Она завораживала. Казалось невозможным, чтобы это было создано человеком. Орнаменты каминов, голубой камень, сплетение стихии и страсти с лёгкостью и лазурью распускающегося листа. Как? И то были крепостные мастера - их имена выгравированы на табличке у входа. Фантастическое, законченное, органичное, чарующее совершенство каждой - каждой детали. На что бы ни упал взгляд - будь то паркет, рама окна или пейзаж за окном, ручка двери, ткань обивки, вышивка обоев - всё было совершенно. В гармонии, раскрывающееся в непостижимой глубине, в красоте завершённой, как форма жемчужины, рождающей ощущение божественности своего происхождении. Так можно было строить храм. Вера, чтобы создать такое, нужна по истине абсолютная.
Никогда раньше не относилась я так к предметам искусства. Многие города, многие дворцы и замки ложились смутными ощущениями, не имеющими никакого ко мне лично отношения. Эти же дворцы застали меня врасплох. И я понимаю почему. Им удалось сделать что-то совершенным. Я думала, что это невозможно. И я должна была оказаться здесь до того, как начнётся стройка нашей конюшни. Я никогда больше не соглашусь на ленность своей мысли, считая, что совершенство недостижимо. Оно передо мной. И это не менее сложно: вентиляция, канализация, электричество, система отвода воды для снятия риска оползней, роза ветров... Да, здесь работали профессионалы. Но глупо считать, что сейчас их стало меньше.
А десять тысяч крепостных и БАМ... А может быть, это не менее важно, чем БАМ? Может быть, прикоснувшись к этому человек, прикоснувшийся к невозможному, никогда не будет прежним?... Душа его изменилась, его мера вещей, его воображение, широта взгляда, вера в человека. Ведь что крепостной, что граф - они приняли участие на равных. Оба были необходимы. Оба подарили нам... симфонию. Соцветие звуков, доподлинно утверждающих торжество сознания. Совершенство, к которому может приблизиться человек в своём труде. в своей вере и воли. Это не слова и не сказки. Это реальность, рождённое в сердце и ставшая твердью.
Я долго ходила по залам, не в силах опомниться. Каждая поражала моё воображение. Каждая открывала какой-то портал в бесконечность, каждая утверждала силу выбора человека быть во всём до конца верным...
Личным девизом его отца были слова о том, что люди, имеющие власть и богатство должны жить так, чтобы люди прощали им эту власть и богатство. И он многое сделал и в сельском хозяйстве и на международной арене, предотвратив ряд войн и трагедий. В доме этого человека я стояла по прошествии века. Велик дух человека. И равняться нужно на то, что ещё требует постижения. И я увожу с собой эти стены, этот сад с огромными красными цветами австралийских растений, я увожу с собой это молчание каминов и глади мозаичных столиков, я увожу с собой ощущение космоса, рождающегося на ступеньках твоего замка. Как отрадно, что в нашей отчизне, в нашей истории есть, были и будут такие люди. Что может быть яснее, что может благословлять в путь более явственно?...