Изучая классиков русской прозы

  • Автор темы Автор темы Zlyuka
  • Дата начала Дата начала

Zlyuka

Pro
Перечитывая весьма уважаемых мной господ Ильфа и Петрова, нактнулась на вот такую историйку в их бессмертном труде "12 стульев":

Придется снова красить. Давайте деньги - пойду в аптеку. Ваш "Титаник" ни к черту не годится, только собак красить... Вот в старое время была красочка!.. Мне один беговой профессор рассказал волнующую историю. Вы интересовались бегами? Нет? Жалко. Волнующая вещь. Так вот... Был такой знаменитый жулик, граф Друцкий. Он проиграл на бегах пятьсот тысяч. Король проигрыша. И вот, когда у него уже, кроме долгов, ничего не было и граф подумывал о самоубийстве, один жучок дал ему за 50 рублей замечательный совет. Граф уехал и через год вернулся с орловским рысаком-трехлеткой. После этого граф не только вернул свои деньги, но даже выиграл еще тысяч триста. Его орловец Маклер с отличным аттестатом всегда приходил первым. На дерби он на целый корпус обошел Мак-Магона. Гром!.. Но тут Курочкин (слышали?) замечает*, что все орловцы начинают менять масть - один только Маклер, как дуся, не меняет цвета. Скандал был неслыханный! Графу дали три года. Оказалось, что Маклер не орловец, а перекрашенный метис, а метисы гораздо резвее орловцев и их к ним на версту не подпускают. Каково?.. Вот это красочка! Не то, что ваши усы!..
- Но аттестат? У него ведь был отличный аттестат?
- Такой же, как этикетка на вашем "Титанике", - фальшивый! Давайте деньги на новую краску.

И вопросы: правда ли метисы быстрее рысаков? А что есть метисы в данной истории? Полукровки рысаков? И получается, что в начале века орловцы были строго серые?

И сразу вспомнился Холстомер, которого так же спровадили с завода ( а какой породы он был?) за то, что он был пегим и слишком быстрым.

Может эти подобные история не лишены реальных оснований?
 
На сколько я помню (могу ошибаться), Холстомер был орловцем, а его "пегость" выражалась в виде отметины, которая немного зашкаливала допустимые границы. Пятнистой "коровой" он точно не являлся, как многие его описывают. :D

Также считается, что американские рысаки, по статистике, резверее орловских. На основе этого была выведена новая порода - русский рысак (орловец+американец).
 
Не так давно читала эту книгу и тоже обратила внимание на данный пассаж.
Zlyuka написал(а):
И вопросы: правда ли метисы быстрее рысаков?
В смысле, быстрее чистопродных орловцев? Метисы-то тоже рысаки.
Да.
Zlyuka написал(а):
А что есть метисы в данной истории? Полукровки рысаков?
Американо-орловцы.
Zlyuka написал(а):
И получается, что в начале века орловцы были строго серые?
Не стоит буквально воспринимать слова авторов. Не забывайте, что это прежде всего сатирический роман, а значит, в нем многое утрировано.
Суть истории в следующем: в орловской рысистой породе доля серых лошадей даже в те годы была очень велика. В американской же стандартбредной породе доминируют темные масти. Серая встречается редко.
Так что где написано "все орловцы начинают менять масть", читайте "многие".
Zlyuka написал(а):
И сразу вспомнился Холстомер, которого так же спровадили с завода ( а какой породы он был?) за то, что он был пегим и слишком быстрым.
Вы о каком Холстомере? О герое книги или о его прототипе? Их нельзя смешивать, это разные лошади.
Zlyuka написал(а):
Может эти подобные история не лишены реальных оснований?
Оснований - не лишена. Но это не стопроцентная истина.
 
Mrs. John написал(а):
Zlyuka написал(а):
И сразу вспомнился Холстомер, которого так же спровадили с завода ( а какой породы он был?) за то, что он был пегим и слишком быстрым.
Вы о каком Холстомере? О герое книги или о его прототипе? Их нельзя смешивать, это разные лошади.

Я о герое книги. А о прототипе я не знала. Где о нем (прототипе) можно прочитать?
 
Мужик I 1803 г.р.
Любезный I - Баба от выводного из Бухары иноходца, бабка кобыла №4 из Голландии
вороной с большими белыми отметинами
Пробегал 200 сажен за 30 секунд. За это граф Орлов счел нужным оставить его в заводе, несмотря на нежелательную масть.
В 1808 г. граф умер, и его дочь поставила заведовать заводом берейтора-немца. Новый управляющий решил увеличить рост в приплодах, для чего выхолостил всех низкорослых жеребцов, которых было немало в заводе из-за примеси у орловцев того времени арабской крови. В их число попал и Мужик I. (Правда, из-за несовпадения данных в рукописи Бутовича и племенных книгах есть версия, что конь был выхолощен уже при Шишкине, следующем управляющем.)
Единственный потомок этого коня - Старый Атласный, ставший известным производителем.
по материалам статьи Валентины Алексеевой "Повесть Л.Н. Толстого "Холстомер", КМ №6/2006.

Кстати, если уж зашел разговор о метисах, то стоит сказать, что сын А.А. Стаховича, которому посвящен "Холстомер", оказался замешанным в скандале с американским рысаком. Эту историю можно узнать из рассказа Куприна "Изумруд".
 
Родоначальник рысистой орловской породы арабский жеребец Сметанка и его сын Полкан-1 от датских кобыл. Сам Полкан не бегал резвой рысью. Барс-1 1784 г.р. от серой голландской кобылы, он соответствовал типу орловского рысака. Любезный-1 1804 г.р. вороной. Лебедь-1 1804 г.р. серый. От Барса-1 в 1803 г. пегий жеребчик по кличке Мужик (Холстомер). В 1812 г. кастрировали и продали в городскую езду. От него в к/з Шишкина от Угрюмой родился вороной жеребчик Старый Атласный 1812 г.р. Сын С. Атласного Бычок 1824 г.р. Сын Холстомера Сделал большой вклад в коневодство. / Описал судьбу его в книге ''Холстомер'' Л.Н. Толстой./ Толстой сам очень любил лошадей. Есть снимки, где писатель верхом на лошади. Ездил он на длинных стременах.


а вот кое что об орловских...
http://www.orlovhorse.ru/?page=16&Book=81

(очень нелепая смерть у Сметанки :cry: )
 
Mrs. John написал(а):
Кстати, если уж зашел разговор о метисах, то стоит сказать, что сын А.А. Стаховича, которому посвящен "Холстомер", оказался замешанным в скандале с американским рысаком. Эту историю можно узнать из рассказа Куприна "Изумруд".

Читала Изумруда лет в 11, помню только, что, кажется, рассказ грустный. Сюжет совершенно не отложился. Освежу. А не о нем ли говорил г-н О. Бендер?
 
Мда, вот не зря у меня сюжет не отложился. Понятно, почему. Прочитала и опять расстроилась.

А кто знает, зачем там мальчик-поддужный верхом и галопом скакал вместе с рысаками?

И что же за скандал все-таки был? Изумруд был метисом?
 
Рассказ грустный, а реальность еще грустнее.
С Холстомером все нормально было, это Толстой придумал очень правдоподобно.
А вот история с Изумрудом реальная и очень трагическая стоившая нескольким людям жизни и репутации древнему и уважаемому роду. Описана она в книге Бутовича "Мои Полканы и Лебеди".
И непосредственно касается семьи Бутовича.

Для тех кто не в курсе. Яков Бутович основатель музея коневодства в Тимирязевке, страстный коллекционер, но в первую очередь лошадник, заводчик орловцев. Во многом благодаря его самопожертвованию мы сегодня можем еще наблюдать орловцев в реальности. Это не высокопарные слова, человек реально спасал орловскую лошадь во время и после революции, не щадя себя, хотя мог уехать за границу и был бы там богатым человеком. Но не смог бросить лошадей, породу, коллекцию и в итоге его сгноили в лагерях. Тем не менее он победил хоть и так не скоро. Забыть его имя не получилось, хотя очень старались. 70 лет рукопись его дневников хранилась у потомков начкона, которому Бутович смог передать чемодан с дневниками. Пряталась и перепрятывалась. И только недавно ее наконец удалось издать небольшим тиражом. Рассказывать про эту книгу бесполезно это надо читать.

Вкратце своими словами история такова.
У Якова Бутовича был брат Владимир который продал орловского рысака Рассвета одному человеку. Через какое-то время этот человек попросил его подправить в аттестате описание отметины. Владимир по наивности не заподозрив ничего дурного аттестат исправил. Потом этот рысак появился на бегах и стал выигрывать.
Тогда орловец был основной рысистой лошадью, но начали появляться американские рысаки, которые конечно были резвее. Стали активно крыть орловских кобыл американскими жеребцами, получались метисы которые бежали в массе своей быстрее чем чистопородные орловцы. Эти метисы позднее и стали основой русской рысистой породы лошадей. Борьба между "орловцами" и "метизаторами" была страшная. И конечно пошли слухи что с Рассветом не все чисто. Шила в мешке не утаишь.
Владимир понял, что его просто обманули и орловскую лошадь подменили метисом похожей масти. Красить лошадей конечно никто не красил, но подмена была.
Трагедия заключается в чем, Владимир струсил и побоялся сразу как только узнал о подмене пойти и заявить об этом в Императорское беговое общество. Когда история раскрылась, то Владимир пошел под суд как соучастник преступления и был сослан на каторгу. Скандал был страшный. Мало того что молодому человеку жизнь поломали. Так еще и отец Бутовича когда узнал об этом ( от него долго скрывали эту историю, боялись за его здоровье) не перенес позора, и умер от сердечного удара.
Так из-за этого мошенничества Яков Бутович потерял сразу и отца и брата.
Про сына Стаховича честно говоря не помню ( надо в книжке посмотреть), но возможно и он был замешан в скандале.

В начале века орловцы были конечно не только серые. Был такой заводчик Яньков он разводил только рыжих орловцев, почти все рыжие орловцы происходят из его завода. Были и пегие ( редко), и серые, и вороные, и гнедые. Одно время была мода на фризообразных рысаков с большой гривой, мохнатых, хвостатых и мясистых. Вся Москва на таких ездила, так что русский человек не впервой увлекается фризской лошадью. :lol:

Много в книжке интересных историй описано.
Был реально случай когда великого производителя (как раз Стахович-отец по моему) нашел в городе в бочке у водовоза! Это вообще обалдеть, кино можно снимать.
Ехал он по улице на хорошем рысаке, вдруг видит обгоняет его парень на немолодой уже лошади (10 лет ему кажется было), груженый полной бочкой воды. И такие формы у лошади, такой ход что у Стаховича аж захолонуло ( он талантливый коннозаводчик был). Он кучера просит догнать эту лошадь. Когда они подьехали ко двору, парень уже коня распряг. Спросил он парня про лошадь, тот проводил его к хозяйке. Хозяйка старенькая бабуся показала ему аттестат, он глянул ахнул - крови наилучшие. Просит он продать коня, она не против, только говорит без Федьки он не пойдет. Жизнь тяжелая была у коня, не подпускает он людей. А Федька этот с ним подружился и только он с ним справиться может. Стахович пошел к Федьке предложил ему жалование и жилье, тот конечно за конем хоть куда пойдет. Так и взял жеребца. Вся Москва смеялась, пальцем показывала на дурака. А как дети этого жеребца побежали лучше всех, кинулись кляч из телег выпрягать да в заводы производителями ставить.

Короче читайте книги товарищи. Очень познавательно.
 
Мальчики-поддужные рядом ехали потому что раньше выступали не как сейчас кучей. А по отдельности на время. И вот чтобы рысак резвость свою показал (в компании лошадь быстрее бежит чем одна)пускали рядом лошадь галопом.
 
Zlyuka написал(а):
Перечитывая весьма уважаемых мной господ Ильфа и Петрова,
нактнулась на вот такую историйку в их бессмертном труде "12 стульев":


Может эти подобные история не лишены реальных оснований?


Какая славная тема, подписываюсь,
дабы не упустить новые отрывки.......
 
Н.Эртель, роман "Гарденины" - рекомендую прочесть тем, кто интересуется рысаками.
Действие происходит в 19-м веке. Гарденины - дворянская семья. Покойный глава семьи был заводчиком орловских рысаков, дети лошадьми интересуются мало. Всё держится на старом управляющем, который решил усовершенствовать тип орловца - вместо мощных тихоходов вывести более легких, резвых.
Кому роман покажется нудноватым, можно пролистывать страницы с переживаниями дворянской и разночинной молодежи 19-го века и читать только о лошадях. Чем ближе к бегам, в которых должен выступать Кролик (лучший рысак, которого удалось вывести старому управляющему), тем круче интрига - не хуже, чем у Дика Фрэнсиса.
До сих пор помню фразу: "Вот как делают сбой".
Для чего это делали? В заезде разрешалось определенное количество сбоев (увы! поэтому и нынешние орловцы склонны к сбоям), так мастера-наездники умели так сбить лошадь на галоп, чтобы она на нескольких тактах галопа (не ведущих к дисквалификации) вырывалась вперед, а потом не осаживали на себя, а переводили на рысь без потери резвости, добившись отрыва от соперников.
 
Сверху