Как обучаются конники?

Пынгвын

Участник
Эпиграф

Чтобы настоящим стать
Профессионалом,
Фиксик должен много знать
И уметь немало.
У фиксиков есть школы
И университет…(с)


Сразу прошу прощения за многа букаф!

Эта тема – результат долгого брожения мыслей из тутошних обсуждений разных лет, причем обсуждений с уклоном во всякую теорию и очень разноречивых.
У этой темы целей две:
1) кое-что узнать о реальном положении дел в мире и отечестве и
2) пообсуждать и пофантазировать.

Собственно сабж кратко изложен в названии темы. Разворачиваю.
Сразу хочу вынести за скобки те конные профессии, для которых нужно высшее образование: ветеринарию и коневодство (может, что-то еще забыла).

Какие на наших горизонтах еще наблюдаются конные специальности? Ну, конечно, самые любимые: всадник (спортсмен), берейтор, тренер (иногда в одном лице, иногда в разных). Потом, например, коваль. Думаю, в забугорье также существуют специалисты по разработке разной анатомической и высокотехнологичной амуниции, грунтов, составов подкормок, тренажеров и другого оборудования…
Так вот, чем пристальнее я всматриваюсь в конную тему, тем сильнее мне кажется, что каждая (или многие) из этих профессий требуют помимо большого опыта еще и весьма глубоких, не побоюсь этого слова, академических знаний. По большому счету, любому околоконному специалисту невредно иметь представление об анатомии, физиологии, биомеханике. Потом было бы прекрасно иметь некий единый научно обоснованный алгоритм развития лошади, от самого базового до узко специализированного. Опять же невредно иметь понятия о влиянии на здоровье и работу лошади той же ковки-расчистки, грунтов, условий содержании и многое другое.
Я не хочу сказать, что эти знания недоступны. Но в нашем отчестве они, как минимум, очень разрознены и многообразны по качеству. Здорово получать такие знания "из рук в руки" или из качественной литературы. На деле же многое приходится выскребать по крохам из самых разных источников. Из рук в руки мы в обязательном порядке получаем одно умение – ездить верхом (это при условии грамотного и толкового тренера). Скажем так, получаем некоторый базовый инструментарий для работы с готовой лошадью. Если с тренером особенно повезло, то в некотором роде можно уяснить некоторые "почему?" И то, если ученик посчитает нужным этим "почему?" заинтересоваться, а тренер – объяснить. Если сам толком знает.
У меня сложилось впечатление, у если не у всех, то у очень многих конников на каком-то этапе (очень разном) возникает много вопросов. И начинаются поиски ответов, откуда возможно: книги, статьи, интернет, мастер-классы, клиники, консультации, форумы, показания "одной бабки", опыт, опыт, опыт, ошибки и успехи, - и все за счет непарнокопытных братьев. Чаще всего у человека образуются какое-то видение и понимание, как оно должно быть и как этого достичь. И не только видение, но и свои подходы и методики в работе с лошадью и всадником. Но это понимание не всегда совпадает с видением коллег. И потом начинаются бурные обсуждения с ломанием копий, как оно на самом деле.
Еще раз подчеркну, что поиск новых знаний, дискуссии и разнообразие мнений и подходов – это хорошо. Но не тогда, когда все эти диспуты происходят от невладения информацией, которая, кстати, не засекречена и часто доступна, но просто нам не попалась, а попалась не нам. Также печально, что ценой некомпетентности конника нередко становится здоровье лошади.

Ну и в закругление, что, собственно, хотелось бы обсудить.
1) Если кто знает, как происходит обучение конников, скажем, в заграницах? Особенно любопытны классические школы, в какой мере они именно Школы? Существуют ли в мире учебные заведения для обучения по конным специальностям? Если нет, то какие есть пути трансляции конных традиций?

2) Как, по-вашему, должно обучение происходить? Возможно, я слишком драматизирую, и так, как есть, оно и достаточно? Конное дело – это таки наука или ремесло? Как и чему хотели бы научиться лично Вы? Каких знаний не хватает нашим конникам в массе? Как их доносить?
 
На первый вопрос не отвечу по незнанию. Выскажу махровую имху по второму. Под конником рассматриваю ЧВ хобби-уровня (попокататель, спортсмен-любитель). Особенно на первых порах нужны основы ветеринарии и основы расчистки. Цель знаний по расчистке/ковке - чтобы вовремя заметить косяки коваля, своими силами в копыта лезть не обязательно. Увы, основной метод обучения-книги разной степени грамотности.
Неплохо может пойти обучение если после чтения кучи литературы проводятся семинары/вебинары. В идеале хороший наставник, но это утопия.
 
Пынгвын, из вашего "многабукв" лично я не поняла кого вы имеете в виду: профессионалов или любителей?
Если кто знает, как происходит обучение конников, скажем, в заграницах?
Опять же кто имеется в виду? Любители точно так же, как у нас, приходят в КСК и занимаются с тренером. Желающие стать профессионалами учатся в специализированных учебных заведених. Тут приходится признать, что "их" учебные заведения, готовящие конников-профи, гораздо в большей степени отвечают требованиям сегодняшнего дня, чем наши. И с точки зрения программы, и с точки зрения форм обучения.

У нас тоже есть специализированные конные учебные заведения, но они в большинстве направлены на обучение жокеев, наездников и зоотехников. По учебникам середины 20 века. В ряде спортивных и зоотехнических Вузов есть кафедра КС и по окончании можно получить диплом с записью "тренер по КС". Еще есть курсы ВНИИК. Так что конное образование получить можно, но лично я пожелала бы ему более современной программы, существенного расширения списка литературы и подготовки по таким направлениям, как инструктор проката и тренер по КС для любителей.

Хотя вот с точки зрения формы обучения, многие учебные заведения стараются к сегодняшнему дню подстраиваться и учитывать, что многие, желающие получить образование, в реальности работают в конной сфере не один десяток лет и не имеют возможности "оторваться от производства".
 
Очень актуальная тема, послушаю!

С обучением в России полная безнадёга в вузах, тем, кто хочет реально научиться это становится понятно на этапе ознакомления с программами, все оторвано от реальности на 100%. Чуть лучше в ветеринарии, можно проходить блоки в "Новом Веке", они конечно соответствуют реалиям.

В Питере, в Комарово, начинаются курсы переподготовки тренеров и видимо берейторов, но по новостям видим, что люди вяло интересуются вопросом http://kskkomarovo.ru/news/kursy-perepodgotovki.html

Пока Белецкий был кандидатом в Президенты ФКСР были разговоры о курсах берейторов от иностранцев в России, вроде даже начались переговоры со школами, но все затихло по понятным причинам.
 
из вашего "многабукв" лично я не поняла кого вы имеете в виду: профессионалов или любителей?
Снегурочка,
я уже четвертый день думаю, как ответить на Ваш вопрос.

Если кратко и по существу, то, мне кажется, обучение не вредит никому, ни профессионалам (действующим и тем, кто стремится ими стать), ни любителям. Более того, профессионализм сам по себе подразумевает непременную компетентность.
Другое дело, что потребности в объеме и глубине знаний разные у разных конников.
И, да, мне интересно обучение как тех, так и других, а также возможности для такого обучения.

Вопрос показался непростым потому, что в обеих категориях – что профессионалов, что любителей, - имеет место очень пестря публика, с совершенно разным опытом, притязаниями и общим уровнем конной культуры.
С любителями чуть проще – на то они и любители, что как бы не обязаны вникать в глубины глубин (хотя это тоже вопрос спорный, так как этический).
Но и среда профессионалов в наших реалиях очень разношерстна. Из поверхностных наблюдений: никто из знакомых мне профессиональных тренеров и берейторов не имеет высшего или среднего образования. Начинали они в большинстве своем в советское время или, в крайнем случае, в 90-е, была КСШ, а потом много-много опыта в спорте, трен-депо или работе с чужими или своими лошадьми, ну и людьми. Некоторые имеют спортивные или тренерские регалии, другие – нет.
И потом, даже по тому же форуму видно, сколько существует спорных моментов в тренерской и берейторской работе, сколько нареканий и поводов для гордости среди потребителей их услуг, сколько мнений по поводу "как должно быть"… Причем обсуждаются иногда какие-то вроде бы базовые вещи…
Для меня вообще открытый вопрос, по каким критериям можно железно отделить профессионала от непрофессионала.
 
Выдалось пообщаться с французскими конниками.
Все (или многие), кто занимается более или менее серьезно (не профессионально, а просто с желанием что-то уметь, кроме как рассекать по полям) сдают экзамен, который называется Галоп. Сложность возрастает от уровня Галоп 1 до Галоп 7. Есть специальные книжки и тетрадки, сайты, помогающие подготовиться к тесту и практическому экзамену, на конюшнях централизовано проводят занятия.

Вот, что написано про Галоп 1.

На земле:
Надевать и снимать недоуздок
Седлать и расседлывать(с подпругой возможна помощь)
Снимать уздечку
Знать названия щеток и порядок чистки
Мыть железо
Правильно складывать амуницию в амуничнике
Управлять лошадью без излишнего воздействия повода или хлыста.
Остановка и осаживание.
Слалом (змейка), преодоление препятствий (дверь, палка и пр.)

Верхом:
Затягивать подпругу из седла (с возможной помощью)
Посадка верхом с табурета
Разбор поводьев, правильно их держать.
Умение удлинять и укорачивать повод, бросать его. Остановка на шагу.
Брать и бросать стремена на шагу.
В течение нескольких темпов держать равновесие, стоя в стременах на шагу и рыси(можно держаться за гриву)
Факультативно: умение сделать несколько темпов галопа.
Подъем с шага в рысь, остановка
Управление на шагу (змейки, предметы)
Облегченная рысь с верным ритмом
Спешивание и возвращение в седло

Теория:
Части и виды амуниции (седло, уздечка, недоуздок)
Экипировка для чистки и ухода
Элементарная ТБ
 
Пынгвын, вы вообще осознаете, что затронули весьма больную тему? (Или вы к тому и стремились?)
Потому что бог с ними, с любителями, но вот для профессионалов очень желателен какой-то образовательный стандарт, поскольку они отвечают не только за себя. С другой стороны те образовательные программы, которые есть сейчас, совершенно не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. То есть образование дает "корочки", официальное право преподавать, но... не те знания и навыки, которые необходимы сейчас. Поэтому сплошь и рядом наш конник-профессионал вынужден выбирать: или "корочки" или реальные знания. Реальные знания приобретаются в хороших ДЮСШ, у хороших тренеров, на различных мастер-классах и образовательных программах ФЕИ, если удается в них попасть, и при помощи самообразования.

Тема больная еще и потому, что тут же подтягиваются граждане, требующие запретить работать тренерам и берейторам без официального образования. На мой взгляд это значит порушить все, что и так держится на честном слове. Прежде, чем запрещать, надо сначала создать систему образования, отвечающую современным требованиям, а это страшно подумать какая работа. И кто за нее возьмется? Белецкий, вроде, собирался... Но я даже не представляю какая магия нужна чтобы потревожить ГОСТы и внести в них какие-то изменения.

Для меня вообще открытый вопрос, по каким критериям можно железно отделить профессионала от непрофессионала.
А среди врачей, например, вопрос как отличить профессионала от непрофессионала, для вас закрытый? Там все с корочками. При этом не знаю как человеческие врачи, но все наши ветеринары в один голос говорят: заканчиваешь академию, получаешь диплом и начинаешь учиться. Кто относится к вопросу таким образом, становится профи. Кто считает, что диплом - необходимое и достаточное доказательство профессионализма... у того весьма обширное кладбище. Или очень низкая востребованность.

Среди конников с дипломами весьма часто встречаются начконы, которые как выучили, что кормление 6/6 - это самое прекрасное и правильное, так их с этой точки зрения и не сдвинуть. Легче убить.

В общем, мое мнение таково, что пока нет современной и доступной системы образования (под доступной я подразумеваю возможность учиться без отрыва от производства), не надо ничего запрещать и вообще как-то вмешиваться в ситуацию. Пусть все идет как идет.
 
Я крайне далека от того, чтобы понять вопрос в том смысле, что "без корочки – значит не профессионал!" Более того, если бы мне попался специалист-конник с корочкой, я бы очень долго присматривалась к нему с подозрением.
В том и проблема, что имеющееся образование, там, где оно доступно, по большей части не дает конкурентную специальность. И, тем не менее, профессионалы же есть! Вот мне и интересно, откуда они берутся. Как передаются и приобретаются такие знания. И какие трудности у тех, кто в них нуждается.

Я бы еще хотела коснуться такого момента. Во многих вопросах конного дела мы по привычке ждем отмашки от государства, в частности в вопросе создания адекватного образования. А мне кажется, что заинтересовано в таком образовании не государство, а как раз конное сообщество (кстати, туда же неплохо отнести и вопросы стандартизации современных конных пород). И вполне вероятно, что какие-то современные стандарты и исследования вполне могут исходить "снизу".
В принципе, в какой-то мере это сейчас и происходит: поскольку централизованное образование не актуально, нормы устарели, - конники стремятся изыскивать другие источники информации и приобретать нужные знания всеми доступными способами, благо, многие сейчас доступны. С другой же стороны, отсутствие какого-то единого стандарта неизбежно приводит к… гм… большому многообразию знаний, как по количеству, так и по качеству.

Так вот, поскольку форум – это в какой-то мере репрезентация конного сообщества, мне как раз и хотелось попытаться собрать по возможности информацию о конном образовании там, где оно эффективно работает, и с другой стороны, узнать, какие у конников есть образовательные нужды.

Спасибо @Indilза французский пример.
В какой-то теме форумчанин довольно много описывал эти Галопы (я, к сожалению, не могу найти, тема была какая-то "посадочная"). Там, во-первых, было сказано, что только после какого-то 4-го, что ли, Галопа всадник получает разрешения выезжать в поля. Во-вторых, там говорилось, что по мере усложнения уровня ВЕ добавляется и теория, там проходят и основные болезни и травмы лошадей, и вопросы кормления и содержания и т.д.
 
Во многих вопросах конного дела мы по привычке ждем отмашки от государства, в частности в вопросе создания адекватного образования. А мне кажется, что заинтересовано в таком образовании не государство, а как раз конное сообщество
Ох... На самом деле конное сообщество даже не ждет отмашки от государство, а затихарилось и надеется, что государство про него забудет и не будет вмешиваться. Потому что никто не ждет от вмешательства государства ничего хорошего. По идее посредником между государством и конным сообществом должна быть ФКСР. Но она как-то не особо справляется.

отсутствие какого-то единого стандарта неизбежно приводит к… гм… большому многообразию знаний, как по количеству, так и по качеству.
Полностью согласна. Но это жизнь во всем ее многообразии. А все попытки хватать, запрещать и не пущать приведут к смерти. Все эти тренера-берейтора без корочек создают финансовое обеспечение огромному количеству лошадей и конюшен. Запрети их деятельность - и страшно подумать сколько лошадей окажутся ненужными.

Давайте не забывать, что частному коневладению в нашей стране лет 20. Все недостатки, которые сейчас есть - это издержки периода первоначального накопления капитала. Смешно надеяться, что в этот период все будет параллельно, перпендикулярно и по правилам. Понятно, что из этого периода надо выбираться, но обстановка такая, что государству не до нас и поверьте, что это хорошо. Потому что те варианты вмешательства, которые ближе всего к поверхности, никому не понравятся.

В какой-то теме форумчанин довольно много описывал эти Галопы
Согласна, что спасибо за информацию про первый галоп. Очень хорошо, что во Франции всадник обязан уметь не только кататься, но и саночки возить. А наш всадник имеет выбор возить или не возить. Если он хочет учиться не только скокать, но и седлать, а так же разбираться в амуниции, содержании и ветеринарии, он найдет информацию. Не хочет - его все равно примут, лишь бы деньги платил. Ничего не поделать, такова текущая обстановка.

В клубе, в котором я работала, довольно длительное время занимались французы, имеющие галоп, позволяющий прыгать. Наш клуб их вполне устраивал. Это я о том, что уровень обучения любителей у нас вполне конкурентоспособный с Европой, просто он не стандартизирован.
 
Во многих вопросах конного дела мы по привычке ждем отмашки от государства, в частности в вопросе создания адекватного образования. А мне кажется, что заинтересовано в таком образовании не государство, а как раз конное сообщество (кстати, туда же неплохо отнести и вопросы стандартизации современных конных пород). И вполне вероятно, что какие-то современные стандарты и исследования вполне могут исходить "снизу".
Теоретически могут, но нужно сказать, что в России все реформы традиционно исходят сверху. Снизу как-то не очень получается. К тому же образовательная деятельность должна быть лицензирована, в России - желательно и аккредитована. Иначе... вот никто и не идет учиться, если на выходе будет недостаточно користая корочка.
 
На самом деле все у нас в основном на самообучении. Если человек хочет и поставит цель, он будет профессионалом, причем это не зависит от того по скольку часов он трет задни цу на конях, а от того с какого уровня тренерами он работает, какие книги читает и читает ли вообще, в каком кругу общается. профессионалов среди покатух вы не увидите, даже если они уже сединой поросли :). Они могут профессионально убирать и чистить, кормить готовыми кормами, проводить прокат и покатать детишек по кругу, но видимо вы имеете ввиду другой профессионализм. Согласитесь, если вы учитесь у тренера с категорией, у которого помимо спортивных достижений есть и высшее образование это совершенно другой уровень нежели когда прокат со стажем верховой езды три года тренирует прокат со стажем 2 года :), если вы ездеете или хотя бы смотрите выступление европейских всадников, вы наверное увидите разницу в их и нашей езде, но у нас есть люди, едущие на европейском уровне и если вы научились их находить и видеть, значит вы можете оценить профессионала. Если вам нужна корочка, грош вам цена, таких корок вам нарисуют вы будете заниматься у этих людей, слушать их байки и ездить любительские езды 10 лет, при этом думая, что с вами занимается профи :). Так что все очень сложно.
Потом есть люди, не способные вырасти выше определенного уровня просто по определению, просто "оперативная память" не вмещает нужного объема информации :). Далеко не из каждого конника получится профессионал. Если человек считает, что знает ВСЕ, это значит он ничего не знает. Профессионалов обычно отличает немногословность, умение слушать и слышать мнение других, критически относиться к своей работе, постоянное повышение своего уровня и стремление к новому.
Для начала можно закончить вуз по специальности ветеринария, зоотехния или тренер по конному спорту, но это только начало, необходимо работать с лошадьми, если ты говоришь, что спортсмен, будь любезен уметь подгот овить лошадей и выступить на них, если ты профессионал-разведенец, ты член одного из союзов пород, посещаешь встречи, обмениваешься опытом, берешь стажировки, читаешь статьи, в том числе и зарубежные. Много люди вкладывают в свое обучение своих денег, сами ищут тренеров, стажировки, занимаются с конями. А вот так на блюдечке с голубой каемочкой, давайте я приду в какое-то место, сяду на стульчик и вы меня тут все учите, пляшите......такого не бывает. Каждый человек, если он хочет стать профессионалом в любом деле делает себя сам.
Диванных профессионалов, которые даже с ходу не покажут где у лошади колено и голодная ямка, которые не отличают овес от овсюга, не скажут какой ботанический состав сена предпочтительнее для лошади, в лучшем случае умеют только понюхать и определить цвет :), не могут назвать хотя бы 6-7 мастей лошадей, не говоря уже о подмастках, не понимают зачем отшагивать лошадь после тренировки и сколько это надо делать , этих пруд пруди, они языкастые и гиперактивные, хотя на поверку не знают ничего или знания их находятся на уровне неандертальца.
В вузах учат уметь учиться, а дальше вы сами накручиваете себе знания на тот остов, который вы получаете, а у кого и остова нет, тот в принципе безнадежен, у них нет базы, основ, нет системы, их знания фрагментары, отрывочны и совсем не связаны между собой. Если человек сидит и стонет, что меня дескать не научили..... не разжевали, в рот не запихали, 5 лет сидел и ничего не могу....тогда, уважаемый, вы, извините, дебил....:) если за столько лет так и не смогли ни чему путному научиться.
Профессионал знает основы физиологии, анатомии, кормления, генетики, тренинга, знаком с учением о рефлексах и ВНД лошадей. Поэтому профессионал знает не только КАК надо но и ПОЧЕМУ надо именно так и может это объяснить, и, если что-то пошло не так знает что нужно делать и как выходить из положения, а если что и не знает, то знает где эту информацию можно получить. :)
Потом профессионалы сейчас почти не востребованы по тому, что профессионалы хотят чтобы им платили соответствующе, они не будут униижать себя низкими зарплатами и отвратительными условиями труда в окружении малоинтеллектуальных, пьющих и ругающихся. Профессионал знает себе цену, не будет слушать бредни и обязательно об этом скажет, за что их и не любят. Никогда мастер спорта не выйдет тренировать прокат на улице. Поэтому их мало здесь, они в основном нашли себе работу за границей, в околоконном бизнесе, крупных комплексах на ответственных должностях или сидят на пенсии дома, иногда выезжают к ученикам. Профессиналы есть, условий для их работы и "размножения" нет. Потом у нас сейчас засилие дилетантов, причем везде, не только в КС, а дилетант не терпят рядом с собой людей умнее и способнее себя, их выживают, да бы те не подвинули с тепленького местечка. Талант как правило очень беззубый, зубасты у нас как правило те, кого от лошадей надо метлой гнать, но им тоже надо где-то работать, и они выживают нормальных людей. Это повсеместно.
Так что такова у нас жизнь. Будет запрос на профессионалов, они придут, не будет (как сейчас) их особо и не увидите.
 
Последнее редактирование:
Простите, но пост выше набор банальностей, глупости и очень приватного представления о том что такое образование в сфере конного спорта, зачем оно нужно и как его монетезировать в нашей стране.
Запрос на профессионалов нач конов-зоотехников, ветеринаров, берейторов есть всегда, и если человек хоть что то из себя представляет, то без работы он не останется. Другой вопрос в соотношении уровня зарплат предлагаемых на рынке труда, с зарплатами в других областях со схожим уровнем ответственности и компетенции, тут к сожалению на в пользу конной сферы.
 
Пошевелю немножко тему.
Вот интервью с Иваном Кизимовым, довольно знаменитое, может кто еще не слышал.
View: https://youtu.be/2UnONAeRkho?t=500


Хотелось бы узнать Ваше видение того, что будет с нашей конной действительностью и, в частности, с обучением лет эдак через двадцать, когда отойдут от дел те, кто вырос в специалисты на остатках советской школы? Все будет плохо или, наоборот, хорошо?
 
Пынгвын, спасибо большое за это интервью. Лишний повод восхититься Иваном Кизимовым, который до сегодняшнего дня сохранил ясность ума и способность воспринимать новую информацию. Все, что он говорит - просто золотом по мрамору.
Только я не понимаю какое отношение это интервью имеет к вашему вопросу? Где в нем про то, что "все будет плохо, когда специалисты, выросшие на остатках советской школы отойдут от дел"? Наоборот, он говорит, что надо организовывать учебное заведения для конников и чтобы первые несколько выпусков учили преподаватели из Западной Европы, типа как Петр Первый в свое время сделал. Это, конечно, несколько утрировано, у нас есть сейчас хорошие отечественные тренеры, которые вполне могли бы быть преподавателями. Но это те спортсмены, тренеры и судьи, которые постоянно ездят в Европу.
Собственно, это в теме уже звучало: помимо занятий с хорошим тренером, мастер-классы и программы ФЕИ - вот способ получить реальное образование.

Вы бы это интервью повесили в тему про Михаила Кизимова, как иллюстрацию, что сын делает нечто совсем противоположное тому, что говорит отец. И если он не понимает зачем работать вниз-вперед, пусть у отца спросит.
 
Вопрос мой с интервью никак не связан. Разве что тем, что великие люди тоже отмечают утерю школы.

Дело в том, что школа – это, прежде всего, система. И мне кажется те осколки системы, которые еще есть и эффективны, они как раз зиждятся на выходцах из системы и в какой-то мере на их учениках. Но все-таки, чем больше проходит времени, тем осколков больше, тем сильнее они рассеяны и нескоординированы, тем сильнее утрачиваются внятные ориентиры.

С другой стороны, время предлагает конным специалистам новые запросы и задачи. Свои условия диктует рынок. А рынок-двигатель мощный, и он заинтересован в Профессионале…

P.S.: Интервью в теме про М. Кизимова вывешивать не буду, так как я вне контекста. Но никто не мешает его вывесить любому форумчанину, со своим комментарием, - видео полностью публичное.
 
Сверху