Пынгвын
Участник
Эпиграф
Чтобы настоящим стать
Профессионалом,
Фиксик должен много знать
И уметь немало.
У фиксиков есть школы
И университет…(с)
Сразу прошу прощения за многа букаф!
Эта тема – результат долгого брожения мыслей из тутошних обсуждений разных лет, причем обсуждений с уклоном во всякую теорию и очень разноречивых.
У этой темы целей две:
1) кое-что узнать о реальном положении дел в мире и отечестве и
2) пообсуждать и пофантазировать.
Собственно сабж кратко изложен в названии темы. Разворачиваю.
Сразу хочу вынести за скобки те конные профессии, для которых нужно высшее образование: ветеринарию и коневодство (может, что-то еще забыла).
Какие на наших горизонтах еще наблюдаются конные специальности? Ну, конечно, самые любимые: всадник (спортсмен), берейтор, тренер (иногда в одном лице, иногда в разных). Потом, например, коваль. Думаю, в забугорье также существуют специалисты по разработке разной анатомической и высокотехнологичной амуниции, грунтов, составов подкормок, тренажеров и другого оборудования…
Так вот, чем пристальнее я всматриваюсь в конную тему, тем сильнее мне кажется, что каждая (или многие) из этих профессий требуют помимо большого опыта еще и весьма глубоких, не побоюсь этого слова, академических знаний. По большому счету, любому околоконному специалисту невредно иметь представление об анатомии, физиологии, биомеханике. Потом было бы прекрасно иметь некий единый научно обоснованный алгоритм развития лошади, от самого базового до узко специализированного. Опять же невредно иметь понятия о влиянии на здоровье и работу лошади той же ковки-расчистки, грунтов, условий содержании и многое другое.
Я не хочу сказать, что эти знания недоступны. Но в нашем отчестве они, как минимум, очень разрознены и многообразны по качеству. Здорово получать такие знания "из рук в руки" или из качественной литературы. На деле же многое приходится выскребать по крохам из самых разных источников. Из рук в руки мы в обязательном порядке получаем одно умение – ездить верхом (это при условии грамотного и толкового тренера). Скажем так, получаем некоторый базовый инструментарий для работы с готовой лошадью. Если с тренером особенно повезло, то в некотором роде можно уяснить некоторые "почему?" И то, если ученик посчитает нужным этим "почему?" заинтересоваться, а тренер – объяснить. Если сам толком знает.
У меня сложилось впечатление, у если не у всех, то у очень многих конников на каком-то этапе (очень разном) возникает много вопросов. И начинаются поиски ответов, откуда возможно: книги, статьи, интернет, мастер-классы, клиники, консультации, форумы, показания "одной бабки", опыт, опыт, опыт, ошибки и успехи, - и все за счет непарнокопытных братьев. Чаще всего у человека образуются какое-то видение и понимание, как оно должно быть и как этого достичь. И не только видение, но и свои подходы и методики в работе с лошадью и всадником. Но это понимание не всегда совпадает с видением коллег. И потом начинаются бурные обсуждения с ломанием копий, как оно на самом деле.
Еще раз подчеркну, что поиск новых знаний, дискуссии и разнообразие мнений и подходов – это хорошо. Но не тогда, когда все эти диспуты происходят от невладения информацией, которая, кстати, не засекречена и часто доступна, но просто нам не попалась, а попалась не нам. Также печально, что ценой некомпетентности конника нередко становится здоровье лошади.
Ну и в закругление, что, собственно, хотелось бы обсудить.
1) Если кто знает, как происходит обучение конников, скажем, в заграницах? Особенно любопытны классические школы, в какой мере они именно Школы? Существуют ли в мире учебные заведения для обучения по конным специальностям? Если нет, то какие есть пути трансляции конных традиций?
2) Как, по-вашему, должно обучение происходить? Возможно, я слишком драматизирую, и так, как есть, оно и достаточно? Конное дело – это таки наука или ремесло? Как и чему хотели бы научиться лично Вы? Каких знаний не хватает нашим конникам в массе? Как их доносить?
Чтобы настоящим стать
Профессионалом,
Фиксик должен много знать
И уметь немало.
У фиксиков есть школы
И университет…(с)
Сразу прошу прощения за многа букаф!
Эта тема – результат долгого брожения мыслей из тутошних обсуждений разных лет, причем обсуждений с уклоном во всякую теорию и очень разноречивых.
У этой темы целей две:
1) кое-что узнать о реальном положении дел в мире и отечестве и
2) пообсуждать и пофантазировать.
Собственно сабж кратко изложен в названии темы. Разворачиваю.
Сразу хочу вынести за скобки те конные профессии, для которых нужно высшее образование: ветеринарию и коневодство (может, что-то еще забыла).
Какие на наших горизонтах еще наблюдаются конные специальности? Ну, конечно, самые любимые: всадник (спортсмен), берейтор, тренер (иногда в одном лице, иногда в разных). Потом, например, коваль. Думаю, в забугорье также существуют специалисты по разработке разной анатомической и высокотехнологичной амуниции, грунтов, составов подкормок, тренажеров и другого оборудования…
Так вот, чем пристальнее я всматриваюсь в конную тему, тем сильнее мне кажется, что каждая (или многие) из этих профессий требуют помимо большого опыта еще и весьма глубоких, не побоюсь этого слова, академических знаний. По большому счету, любому околоконному специалисту невредно иметь представление об анатомии, физиологии, биомеханике. Потом было бы прекрасно иметь некий единый научно обоснованный алгоритм развития лошади, от самого базового до узко специализированного. Опять же невредно иметь понятия о влиянии на здоровье и работу лошади той же ковки-расчистки, грунтов, условий содержании и многое другое.
Я не хочу сказать, что эти знания недоступны. Но в нашем отчестве они, как минимум, очень разрознены и многообразны по качеству. Здорово получать такие знания "из рук в руки" или из качественной литературы. На деле же многое приходится выскребать по крохам из самых разных источников. Из рук в руки мы в обязательном порядке получаем одно умение – ездить верхом (это при условии грамотного и толкового тренера). Скажем так, получаем некоторый базовый инструментарий для работы с готовой лошадью. Если с тренером особенно повезло, то в некотором роде можно уяснить некоторые "почему?" И то, если ученик посчитает нужным этим "почему?" заинтересоваться, а тренер – объяснить. Если сам толком знает.
У меня сложилось впечатление, у если не у всех, то у очень многих конников на каком-то этапе (очень разном) возникает много вопросов. И начинаются поиски ответов, откуда возможно: книги, статьи, интернет, мастер-классы, клиники, консультации, форумы, показания "одной бабки", опыт, опыт, опыт, ошибки и успехи, - и все за счет непарнокопытных братьев. Чаще всего у человека образуются какое-то видение и понимание, как оно должно быть и как этого достичь. И не только видение, но и свои подходы и методики в работе с лошадью и всадником. Но это понимание не всегда совпадает с видением коллег. И потом начинаются бурные обсуждения с ломанием копий, как оно на самом деле.
Еще раз подчеркну, что поиск новых знаний, дискуссии и разнообразие мнений и подходов – это хорошо. Но не тогда, когда все эти диспуты происходят от невладения информацией, которая, кстати, не засекречена и часто доступна, но просто нам не попалась, а попалась не нам. Также печально, что ценой некомпетентности конника нередко становится здоровье лошади.
Ну и в закругление, что, собственно, хотелось бы обсудить.
1) Если кто знает, как происходит обучение конников, скажем, в заграницах? Особенно любопытны классические школы, в какой мере они именно Школы? Существуют ли в мире учебные заведения для обучения по конным специальностям? Если нет, то какие есть пути трансляции конных традиций?
2) Как, по-вашему, должно обучение происходить? Возможно, я слишком драматизирую, и так, как есть, оно и достаточно? Конное дело – это таки наука или ремесло? Как и чему хотели бы научиться лично Вы? Каких знаний не хватает нашим конникам в массе? Как их доносить?