как понять, что лошади тяжело (работа в упряжи)

Прошу не смеяться над темой, я новичок в этом деле. Подскажите, пожалуйста, по каким признакам можно понять, что лошади тяжело везти санки с пассажиром/-ами.
Допустим, на своих санках я сама свободно катаю трех детей, да, требуется усилие, но без особого напряга. Когда запрягаю пони - иногда кажется, что она прямо летит в них (может и галопчиком даже), а порою создается впечатление, что ей тяжело. Как понять - тяжело ли на самом деле или просто лениво? Особенно кажется, что тяжеловато трогаться с места.
Сколько кг в принципе пони может тащить без особого напряга?

Как понять - тяжело ли на самом деле или просто лениво?
по пульсу и дыханию

Особенно кажется, что тяжеловато трогаться с места.
сила трения покоя в несколько раз выше силы трения скольжения.

Сколько кг в принципе пони может тащить без особого напряга?
Можно самому оценить, как ощущаются ваши сани гружеными.

Важен не вес экипажа (саней), а , как совершенно правильно заметил DM 76, усилие, которое прикладывает пони, чтобы сдвинуть с места и везти эти сани. Стронуть всегда тяжелее, чем везти. Тяжело везти в гору, по глубокому снегу, по вязкому и рыхлому грунту (песку), если плохо сбалансирован экипаж, если по каким-либо причинам тяжело крутятся колёса (спущено колесо, не отпущен ручной тормоз и т.д.), или полозья саней не скользят по грунту (снег посыпан песком, под тонким снегом асфальт, снег липкий...)

Спасибо за ответы. Мои санки как раз легче везти по глубокому снегу (по ощущениям они плавно скользят по нему) - очень широкие полозья, но и по гладкой дороге летят, но чувствуется тряска, так как идеально ровных дорог у нас нет. Но это мои ощущения как пассажира, и по пони вижу - по снегу охотнее бежит (на видео как раз по снегу см 20 глубиной). Пустые санки пони тянет и даже не замечает, даже в отвесную гору однажды пришлось подниматься, она дошла до середины, остановилась что-то съесть (трава из под снега выбивалась), как ни в чем не бывало пошла дальше. По весу - ну лично я (во мне 60 кг + хорошая физическая подготовка) катаю на них трех детей 3-5 лет, мне не особо тяжело, но и катаю я их 100 метров туда и столько же обратно. А пони должно быть полегче чем мне, верно?
Пульс, дыхание - в норме (не замеряла, но визуально уже научилась понимать), даже ни капли не потеет. Но во время поездки может ну такой прямо прикинуться, что ей тяжело, но тут же может пойти хорошей рысью и бежать пока не остановишь.

Кстати, еще один вопрос - если пони в упряжи прекрасно управляется от голоса, рулится на недоуздке - не стоит переводить ее на железо? Я не вижу в этом смысла и необходимости, но от опытных упряжников слышу, что лошади на железе бежать легче - типа ее железом поддерживаешь.

Ага...это как в прошлом гребцам на галерах давали деревяшку и когда надо было усилено гребсти её надо было зажать в зубах...хотя это не совсем так к лошадям относится

...от опытных упряжников слышу, что лошади на железе бежать легче - типа ее железом поддерживаешь.
Это полная чушь, противоречащая законам природы.)))
Если без железа всё отлично в плане безопасности - радуйтесь и всё.)

Насчёт остального - тут очень многое зависит от эргономичности (удобства) упряжи и от сопротивления движению на конкретном грунте, уклоне в горку и под горку и т. п.
Что очень важно практически - не столько вычислять нагрузки, сколько избегать травмоопасных ситуаций, а уж коли в них угодили - постараться не рулить))), а дать лошади выйти из такой ситуации самой.
Отсюда рекомендую перечитать старую добрую "Хромоту лошади" Руни - там описано и объяснено много таких ситуаций в контексте именно упряжной езды.

Да простят меня модераторы, но и в этой теме я задам тот же вопрос. Если посчитаете нужным, удалите!
Бегаем в санях. Легко. Без истерик. Но приезжаем домой, аки мышь! А если потеет, значит тяжело? Или нервничает?
Все тело и лицо и парит как самовар! Но! Дыхание ровное, ноздри не дует.(пульс считать не умею, а если тонометр на путо застегнуть?) Всю санную прогулку прет танком на рысях. После проездки под попону и шагать, так она еще и в руках попляшет, видимо мало побегала. Не устала. Тогда чего мокрая то? Может жирная?)))

Дыхание ровное, ноздри не дует.(пульс считать не умею, а если тонометр на путо застегнуть?)
Обычно лошадь на зиму отращивает шерсть таким образом, чтобы ей было не холодно на улице в спокойном состоянии. Оденьтесь так сами, чтобы не замерзнуть в течение нескольких часов, а потом в этой же одежде побегайте от души. Думаю результат предсказуем. Если ноздри не раздувает, значит скорее всего ей просто жарко. И шерсть и жировая прослойка тому способствуют. Можно похудеть/постричь - при работе будет меньше потеть, но будет мерзнуть на прогулках в леваде.
А пульс все-таки научитесь считать. Это не сложно на разгоряченной лошади. Поищите его пальцами на внутренней стороне ветвей нижней челюсти в районе ганашей. Если сразу после остановки вы насчитаете не более 120, то можете не беспокоиться, особенно если через 5-10 минут отдыха он упадет до 55-65. Если цифры будут получаться от 130 и выше и не будет падать до 65 за 15-20 минут, то нагрузка слишком велика.

Обычно лошадь на зиму отращивает шерсть таким образом, чтобы ей было не холодно на улице в спокойном состоянии.
Вот я тоже об этом и думала, что жарко ей. Шерстяные же)) Живут, считай на улице. Хорошо. Опробую пульс посчитать.

Сверху