Конкур. Первый опыт.

Ronsar 1

Участник
На публикацию этого рассказа в форуме меня сподвигла тема "тренер для взрослого" http://www.prokoni.ru/forum/threads/moja-tvoja-ne-ponimajt-obuchenie-vzroslyx.179219/
Подсовывать целый рассказ (или очерк) в форуме "Трибуна", пожалуй, слишком нахально, хотя там ему самое место. Поэтому и решил выложить в "Творчестве", а там ограничусь ссылкой. Не придерешься :)


Конкур. Приоткрытая дверь.

Малыш делает первые неуверенные шаги... Ножки еще плохо слушаются, многому предстоит научиться. Раз… Два… Получается плохо. Не справившись с этой сложной задачей, человечек падает. «Мааа-мааа!!!» Падать с высоты небольшого роста не очень-то и больно, но ужасно обидно… Хотя падать в этом возрасте – вполне нормальное явление.
И вот, сейчас, в возрасте уже вполне за 40, я ощущал себя таким же ребенком. Управляя огромной лошадью, посылая ее на барьер, периодически падая (не без этого), я ощущал себя просто маленьким ребенком.
И «звать маму» не стоило. Все-таки хотелось выглядеть в глазах тренера мужчиной, а не малышом. Тренер, кстати, приятная девушка, и это тем более придавало упорства. Заставляло оставаться мужчиной, даже, оказавшись на земле.
Ну, а теперь по порядку.
По большому счету, я уже далеко не младенец в верховой езде – нет смысла прибедняться. В полях у меня больших проблем с лошадьми не было. Я спокойно выезжал в сильную смену «шаг-рысь-галоп» и никогда не выглядел бледно на общем фоне. Потому-то и поставил для себя очередную задачу – научиться прыгать на лошади через препятствие. Эта дисциплина конного спорта называется красивым звучным словом «конкур». О конкуре, как таковом, т.е. о спортивной карьере, я не помышлял. «Хочу поучиться прыгать. Номинально», - так я определил свою задачу для тренера Ани.
Сказано - сделано. Три занятия были назначены и оплачены. В одно прекрасное зимнее утро я явился на конюшню, и процесс начался. Начался, конечно, с чистки и седловки. Я всегда с уважением наблюдал, как Аня надевает сложную уздечку, наверное, и уздечкой-то называть все эти ремешки было не совсем правильно. Капсюль, мартингал… Еще масса элементов назначения мне непонятного. В такие моменты я всегда думал о корабельном такелаже – разветвленной системе тросов, удерживающих мачты и паруса. Мне, более привыкшему к оголовью из трех ремешков и трензеля, спортивная амуничка казалась непосильной наукой.
Мой конь – Жасмин. Мерин. Между прочим, ахалтекинец, хотя и полукровка. Ахалтекинцы, говорят, лошади одного хозяина. При этом, порода вполне древняя, родом откуда-то из Туркмении. И, насколько я знаю, кровей там немного намешано, т.е. их почти не выводили специально, а были они такими с начала времен – гордыми и горячими. Такой вот, уважительный конь мне достался.
Между делом, Аня говорит: «Это он сейчас такой спокойный, а вообще, Жасмин очень строгий раньше был – и в работе, и в общении.»
Свою бывшую строгость Жасмин, видимо, пытается демонстрировать и мне – пока я веду его на плац, он наклоняется и слегка прикусывает мне тыльную сторону руки, в которой я держу повод. «Ах ты, злодей!» Не сильно, но резко бью его этой же рукой по нижней челюсти. Конь вскидывает голову, но на этом наши выяснения отношений и заканчиваются – дальше мы – добросовестные партнеры.
Начинается занятие. Я сажусь в седло и начинаю накручивать круги по плацу. Приходит Аня. Она обламывает веточку с куста и дает мне этот импровизированный хлыстик – пригодится…
- Сейчас поездите, посмотрим, как у Вас получится управлять. Если все будет нормально, тогда попрыгаем, - Аня дает понять, что все не так просто, и не факт, что на первом же занятии мне поставят препятствие.
- Хорошо.
Честно говоря, в душе я уверен, что у меня с управлением все нормально. Естественно, молчу об этом. Одет, я, кстати, как капуста. Зима все-таки. Не лучший вариант для прыжков, но, вроде сижу нормально, «тяжести доспехов» не чувствую.
Начинаем рысить. Аня делает короткие понятные замечания.
- Активней рысь.
- Пятку вниз.
- Руки вместе.
Пока вроде, все получается. И хлыстик совсем не лишний – Жасмин, похоже, еще спит. Жасмин! Просыпайся! Работаем!
Мы делаем на рыси стандартные упражнения.
- Вольт на «А».
- Вольт на «С».
- Меняем направление через середину.
- Не даем замедляться.
Попутно Аня рассказывает, что основное управление ведется ногами, повод в данном случае, вспомогательное средство. Ногами мы и высылаем лошадь, и как бы создаем узкий коридор для ее движения. Этот коридор нужен, чтобы четко направить лошадь на препятствие.
- Попробуем подъем в галоп.
Что такое манежный подъем в галоп, с нужной ноги, я знаю больше теоретически. Как завзятый полевик, я больше привык разгонять лошадь в галоп с рыси, а то и разгонять не приходится – завидев галопное поле, лихие буденновцы не ждали посылов. Была другая проблема – удержать, пока вся смена не будет готова к галопу.
Тут все иначе. Вспоминаю, как учили когда-то. Постановка… Левый повод, правая нога, поднимаем с шага. Вроде, все делаю правильно, но, получается рысь.
- Переходим на шаг. Подъем в галоп.
Попытка номер два… три… четыре. Наконец, Жасмин понимает, что от него хотят. Неспешным манежным галопом он начинает двигаться по кругу.
Сказать к слову, я уже весь мокрый и, признаться, подустал. А занятие в самом разгаре.
- Спину прямо!
Но это не все. Снова «вольт на «А», «вольт на «С».
- Не даем переходить на рысь!
Аня все делает четко и спокойно. Вот, она не спеша подходит к препятствиям, установленным в середине плаца. В створе стоек одного из препятствий, выкладывает перекладины на землю – кавалетти, вспоминаю я название этого «приспособления».
Немного о месте, где мы занимаемся. Плац довольно небольшой. Прямоугольный. Два препятствия стоят на средней линии, параллельно узкой части плаца. Точнее сказать, стоят четыре стойки, а уж на какую высоту поднять планку, решает тренер. Пока кавалетти.
Отдохнув немного на шагу, мы продолжаем занятие.
- Сейчас направляем лошадь через планки. Задача – направить лошадь точно в середину препятствия.
Сказать по правде, я даже и не жду прыжков на первом занятии. То, что начинают с кавалетти, я знаю, но вот и они пройдены. Судя по всему, с управлением у меня все нормально. Аня не спеша поднимает планку. Сколько это??? На мой взгляд, сантиметров 50. Или 30? Неважно. Я все равно волнуюсь. Аня рассказывает, что надо делать. Поэтапно.
- На препятствие пойдем рысью. Жасмин – конь спортивный, он и полтора метра прыгал. Что надо делать, он сам знает. Он сам решит – прыгать с рыси или перейти в галоп. Прыгаем вместе с лошадью. За несколько метров до препятствия плотно садимся в седло, в момент прыжка привстаем в стременах, наклоняемся к шее и отдаем повод.
Я понимаю, что все это произойдет за несколько секунд. Как бы все это скоординировать???
Ну, вперед! Рысь. Полкруга на размышление!
- Толкай, толкай его шенкелем! – спокойная Аня как будто даже немного загорается азартом.
Планка приближается. Жасмин высокий, он легко может перешагнуть через палочку, но сейчас надо именно прыгнуть. Пытаюсь сесть в седло перед препятствием. Неуловимый и мощный перекат лошадиных мышц, я, конечно, привстаю рановато, наверное, слишком сильно припадаю к шее, но Жасмин прощает ошибку. Маленький полет! Да! Мы на той стороне! Но после прыжка надо уйти в сторону – плац-то небольшой. Меня слегка бросает на бок, но в седле удерживаюсь.
Аня делает замечания по прыжку. Не дергать повод, прыгать вместе с лошадью!
- Да, понятно, трудновато сразу все скоординировать! – сквозь прерывистое дыхание оправдываюсь я.
Но Аня и не думает отвлекаться на сантименты.
- Еще раз, - все по деловому.
Еще и еще раз… Прежде, чем мы переходим на шаг, мы с Жасмином делаем еще несколько прыжков. С разными ошибками, даже ухитряемся сбить эту низенькую планку, но в целом – удовлетворительно.
- Все. Шагаем, - наконец говорит Аня.
Я отдыхаю, осмысливаю произошедшее. В мозгу пульсирует мысль: «Как же я еще мало знаю и умею!» Как будто мир лошади приоткрыл для меня еще одну дверь, и я увидел, какие необъятные тайны скрыты за этой дверью.
Меня, конечно, распирает, но мы с Аней как-то не обсуждаем тренировку. Если подумать, что собственно, такого произошло… Да и потом, еще завтра день. И послезавтра.

***

На следующий день я волнуюсь не меньше. Если в первое занятие все получалось, значит, на втором надо не уронить себя. А вдруг просто все было на эмоциональном подъеме, а сегодня, когда надо делать упражнения более четко и спокойно, я начну «косячить»?
Начинается все как обычно. Жасмин сегодня не кусается, хлыстик обламываю сам. Прямо рядом с плацем растет кустик. Веточки на нем вполне подходящие. Жасмин не дает сломать прутик – пытается отойти. Все же, после нескольких попыток, воспитательный инструмент у меня в руке. Шагаем.
Разогрев в обычном порядке. Вольт. Диагональ. Смена направления… Жду кульминации – прыжков. Жду и волнуюсь.
Сегодня все немного по-другому. Во-первых, мы заходим на препятствие исключительно с галопа, а не с рыси. Во-вторых, Аня заставляет меня прыгать простенькую схему из двух препятствий.
- В конкуре необходимо чисто отпрыгать схему из нескольких препятствий за минимальное время. Поэтому, необходимо выбирать оптимальную траекторию. При этом надо идти на препятствие перпендикулярно и точно по середине.
Что, собственно, я и пытаюсь делать. Прыжок у меня вроде получается. Несколько раз Аня делала замечание, что я вместо того, чтобы отдать повод, тяну его вверх, тем самым бью трензелем по зубам лошади. Напоминала и о том, что лошадь надо постоянно толкать шенкелем и при этом, держать в узком коридоре.
А вот пройти схему…
Вы пробовали заблудиться в трех соснах? Я ухитрялся заблудиться в двух препятствиях.
- Заходим на препятствия снизу (снизу, это значит, с определенной стороны плаца), потом диагональ и второе препятствие.
Вроде все просто. Однако, когда лошадь несется, а собственные силы, в общем-то на исходе, то и эти простые указания начисто вылетают из головы. Из-за этого, кстати, случилось и несколько досадных падений.
Помнится, я говорил себе: «Неплохо бы попадать немного, поработать над координацией». Ведь, как ни крути, а падения случаются, и в этот момент тоже важно не растеряться, упасть как можно мягче. Вот тут-то мне и «удалось» поработать над этим движением.
Известно, что в повороте и лошадь и всадник слегка наклоняются внутрь поворота. Это физика! Центробежная сила выталкивает предмет наружу. При наклоне внутрь поворота лошадь прижимает к земле, а всадника к седлу.
Мы с Жасмином совершаем прыжок. Ах да! Схема. Голова не работает. Куда!? Направо!? Налево!? Телепатическая связь между всадником и лошадью рвется. Жасмин поворачивает направо. Всадник не успевает склониться в нужную сторону. Физика. Равновесие теряется за доли секунды, и я, каким-то образом успев в падении ухватиться за шею Жасмина и бросить стремена, исполняю своеобразную джигитовку – спрыгиваю с лошади и приземляюсь на ноги. Скорость небольшая, и мы сразу останавливаемся. Ну вот! Не упал, а технично спрыгнул! Впрочем, случались падения и не такие красивые и поэтому более досадные.
- В конкуре падения – нормальное явление, - Аня считает своим долгом успокоить.
- Да ничего, я понимаю.
Тем более, мы одни на плацу. Другое дело, если появляются случайные зрители. «Только бы не упасть!» - жжет предательская мысль.
И все же, дела свои мы доводим до конца. Схемы в конце концов прыгаем, понимание устанавливается.

Работая с Жасмином, я чувствую его лошадиный азарт. От лени, которая, может быть, прослеживается в начале занятия не остается и следа. Я легко поднимаю его в галоп. В легком наклоне мы заходим в поворот. Как учила Аня – руки вместе – коридор, шенкель непрерывно воздействует на горячий лошадиный бок - толкай на препятствие, чтобы лошадь знала – всадник тоже собирается прыгать, сомнений нет. Планка приближается! Толчок! Полет! Приземление. Но это не все. Схема. Жасмин, разгоняясь, рвется вперед. Ускоряясь, он норовит зайти на препятствие по диагонали. Но это неправильно. Не давать срезать угол. Держать в коридоре из поводьев и шенкелей. Второе препятствие. Прыжок!
- Похвали его, похлопай по шее!
- Еще раз эту же схему…

***

Три дня занятий пролетели как один.
- Да… Сложную я себе программу задал – три дня подряд – не шутка, - делюсь я с Аней в конце последнего занятия.
Аня молодец! Наверное, непросто учить человека значительно старше себя, да и не просто учить, а частично переучивать. Но она интуитивно выбирает правильный стиль. А мне повезло. В будние дни я был единственным занимающимся, и все внимание тренера досталось мне.
Она сдержана, но вот ведь, и насчет падений, и насчет того, что схема вылетает из головы, нашлось у нее ободряющее слово!

Вот так и было положено «номинальное» начало моим прыжкам. А если быть честным, то это мое наличие на спине лошади, когда она прыгает. Человек направляет, старается не мешать и старается удержаться. Более того, возникло своеобразное привыкание. Как наркотик, когда хочется еще и еще. Острое желание совершенствоваться дальше и дальше возникло уже после первого занятия.
А уж совершенству нет предела!
 
Сверху