...
ЕСТЕСТВЕННАЯ АССИМЕТРИЯ
Собственно, я могу объяснить, почему естественную ассиметрию надо было искать в старинных трактатах. Потому что в XX веке эта теория была опровергнута. Сделал черное дело Бернгард Гржимек. Вот что он пишет: «В старых книгах по коневодству можно прочитать, что некоторые молодые необъезженные лошади предпочитают галопировать с правой ноги, а другие – с левой. Однако мне хотелось установить это поточнее». Гржимек испытывал лошадей в четырех видах движений: удары копытом о землю (какой ногой лошадь предпочитает «копать»), ходьба, переступание через препятствие и галоп без всадника. И вот к какому выводу он пришел, исследовав около сотни лошадей: «У лошадей «предпочтительность» (той или другой ноги – прим.) проявляет только небольшая часть животных, и среди них правши и левши встречаются почти одинаково часто. Существенно, однако, что и такие лошади в различных видах движений не постоянно используют «любимую» ногу. Одна и та же лошадь бьет копытом в землю как правша, начинает движение как левша, а на галопе она опять правша». «Так, например, при галопе без всадника предпочтительность проявили только 23% лошадей, из них 30% было правшами и 70% - левшами. Правда, «излюбленный» вид галопа они применяли только в 60% случаев». При перешагивании препятствия предпочтительность продемонстрировали и вовсе только 9,5% лошадей.
Кстати, исследования «левозакрученности» и «правозакрученности» лошадей проводились не один раз. Например, в 2005 году подобным вопросом занимались д-р Пол МакГреви, доцент ветеринарных наук из Университета Сиднея, и Лесли Роджерс, профессор неврологии и поведения животных из Университета Новой Англии. Они исследовали в общей сложности 106 лошадей, за которыми наблюдали на пастбище. Оценивали несколько параметров: какую ногу лошадь выставляет вперед во время пасьбы, с какой ноги предпочитает начинать движение, какую заднюю ногу чаще поджимает (ставит на зацеп) и какой ногой «копает». Половина лошадей не выказывали никакого предпочтения и выставляли вперед попеременно то левую, то правую ногу. Те, которые выказывали – намного чаще выставляли вперед левую ногу. Обратите внимание: лошадей, согнутых вправо (которые выставляют левую ногу) – БОЛЬШЕ! Чаще предпочтение какой-либо ноги выказывали возрастные лошади, ходившие под седлом, а не незаезженный молодняк. Ученые высказали предположение, что это связано с последствиями тренинга: ведь у людей, как правило, правая рука – ведущая, так что лошади в результате чаще оказываются немного согнутыми вправо. В копании или подгибании задних ног никакой системы не обнаружилось, кроме того, что копали чаще молодые, а подгибали ноги – возрастные лошади.
Помимо моторной латерализации («лево- и «правоориентированности») ученые решили проверить сенсорную латерализацию: предпочитают ли те же самые лошади левый или правый орган чувств? Для этого лошадям предлагали понюхать содержимое небольшого мешочка, и проверяли, какой ноздрей они это станут делать. Выяснилось, что сенсорная латерализация у лошадей тоже есть, но... с моторной не кореллирует.
В этой связи вызывает некоторые методологические сомнения эксперимент, поставленный в Ирландии. Там тоже проверяли «левокопытность» и «правокопытность» лошадей. Исследователи наблюдали, с какой ноги лошадь предпочитает начать движение, на каком боку валяется и с какой стороны будет обходить препятствие: посередине прохода поставили большой контейнер, который можно было обойти либо слева, либо справа. Однако, если первая часть опыта касается моторной латерализации, то последняя – в больше степени сенсорной, а результаты учитывались совместно. Не говоря уж о том, что, по какой бы причине лошадь ни обошла преграду с конкретной стороны, при повторных экспериментах она скорее всего подтвердит результат. Не потому, что левша или правша, а потому что будет двигаться знакомым проверенным путем. Так или иначе, в этом исследовании пришли к выводу, что «правшей» и «левшей» среди лошадей примерно одинаковое количество, а отсутствие предпочтения демонстрируют всего 10% животных.
...
В целом результаты исследований (перечисленных и ряда других) можно свести к следующему: среди незаезженных лошадей «левшей и правшей» примерно поровну и существенно меньше половины. Предпочтение какой-то одной ноги не означает, что лошадь испытывает сложности с поворотом или подъемом в галоп и всегда использует «любимую» ногу. Среди заезженных лошадей существенно возрастает процент левшей, очевидно, в связи с праворукостью всадников.
...
А теперь позвольте еще пару коротких цитат из Гржимека: «вид галопа для каждой лошади отмечался до ста раз»; «я наблюдал, как те же самые лошади на коротком поводе по 50 раз перешагивают препятствие 30-40 см». По-моему, никакой необходимости в комментариях нет.
Пожалуй, я рискну высказать предположение, откуда у «старых мастеров» взялась идея естественной ассиметрии (вместе с мыслью, что большинство лошадей – правши). Всё очень просто: всадники в массе своей держали поводья в одной руке, как правило, в левой (из-за чего тогдашние лошади, действительно, чаще оказывались правшами, а не левшами, как сейчас). А правой что-нибудь делали – например, врагов рубили. Да и вообще всадник редко держал поводья обеими руками и был полностью сосредоточен исключительно на управлении лошадью, потому что самостоятельной ценности этот процесс не представлял: человек верхом просто куда-то ехал. Вон, например, на Руси дружинники вообще использовали трензеля с неравноплечным грызлом, чтобы скорректировать несимметричное воздействие повода. Я думаю, именно из-за этого и возникла «естественная ассиметрия» лошади, которая так неожиданно «прошла» в XX веке.
Конечно, естественная ассиметрия существует, ездой налево и ездой направо все лошади двигаются немного по-разному. Но если лошадь испытывает заметные трудности при движении в определенную сторону, проявляет сопротивление, неравномерно берет повод, это не является «естественным» состоянием. Это следствие каких-то заболеваний (нынешних или прошлых, оставивших после себя неприятные воспоминания: например, о том, что подниматься с левой ноги – больно), либо недочетов в работе всадника, опять-таки нынешних или прошлых, которые привели к возникновению неправильного динамического стереотипа.
текст: Ирина Шрей