Шпатом называется хроническое заболевание скакательного сустава, часто сопровождающееся своеобразной хромотой и деформацией костей. При шпате обычно наблюдается костное разращение с внутренней стороны скакательного сустава. Оно поражает средний и нижний ряд костей скакательного сустава и верхний конец плюсны. Исследование скелетов шпатных лошадей показало, что костное разращение поражает и внутренние поверхности сустава. Степень внешней выраженности костного разращения различна, так же как различное выражение может иметь и характерная шпатовая хромота. Лошадь с таким пороком при движении судорожно подергивает больной ногой («петушиный ход»).
Шпатовая хромота проявляется в своеобразном подергивании ног при движении. Хромота сильнее в начале движения и исчезает после 10—15-минутной работы. Шпатовая хромота рельефнее проявляется, если у лошади поднять заднюю ногу (которую хотят проверить на шпат) и продержать ее в согнутом положении 2—3 минуты. Иногда характерное для шпатных лошадей подергивание ног может быть и в том случае, когда на скакательных суставах не имеется видимых костных разращений. Такой шпат обычно называли нервным. С помощью рентгеноскопии установлено, что костные разращения наблюдаются и при «нервном» шпате. В данном случае имеет место первая стадия в развитии воспалительного процесса, которая ведет к образованию небольших костных усиков в области развития в дальнейшем костной опухоли. Таким образом «нервный» и «костный» шпат имеют единую природу — хроническое воспаление сустава, которое при наружном осмотре лошади часто незаметно.
Шпат — большой порок, он может вызывать частичную или полную потерю работоспособности лошади.
Причинами появления шпата являются конституциональная предрасположенность к костным разращениям, слабое развитие костей скакательного сустава и неправильная форма скакательного сустава, обусловленная неправильной постановкой задних ног — саблистостью, прямой постановкой, Х-образностью и 0-образностью. Чаще проявляется у лошадей, имеющих различного рода костные разращения (помимо разращения скакательного сустава), неправильную постановку ног, порочную конституциональную сырость и используемых с чрезмерном напряжением на работе. Принято считать шпат наследственным пороком. В данном случае, как и при рассмотрении вопроса о наследовании жабки и курбы, речь может идти о наследовании конституциональной предрасположенности, нередко общей для различного рода пороков. Г.Г. Хитенков приводит в качестве характерного примера известного орловского жеребца Курска. Мать этого жеребца, кобыла Купчиха, имела шпат. Сам Курск шпата не имел, однако в его приплоде было 7,5% шпатных лошадей. Кроме того, в приплоде Курска 63,5% лошадей имели порочную сырость и 21,2% различного рода костные разращения. При длительном движении лошади подергивания больной ногой часто не обнаруживают. Определяют этот порок при движении лошади сразу после ее отдыха, а также при высоком поднимании ноги (на 2—3 мин) и последующем резком движении. Шпат можно обнаружить, если лошадь сначала пятить назад, а затем резко тронуть вперед.
информация с сайта sudarrb.com