Лошади и история

kalipso (julia)

Новичок
Наверное многие знают забавную историю про ширину железной дороги и значения в этом деле лошадей.
Если нет - вот она:
Наивысшие технические достижения уже ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ.

По бокам космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы американского корабля хотели бы сделать эти двигатели больше, но не смогли. Почему?
Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов.....

Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялись эти цифры?

Оказывается, железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему?

Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так?

Да просто дороги в Великобритании стали строить еще римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась... правильно, 4 футам 8.5 дюймам!

Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же: почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?

А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.

Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения уже ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ.

Сегодня мне попалась еще одна забавная цитата, из книги про Викторианскую Англию (2-я половина 19 века)
Когда она вошла в возраст, то
была приглашена на охотy довольно далеко от дома. Чтобы добраться до места, она должна была воспользоваться железной дорогой. До станции рано утром ее проводил конюх, который обязан был встретить ее здесь в тот же вечер. Далее с поклажей, составлявшей все снаряжение для охоты, она ехала в вагоне-стойле вместе с лошадью. Считалось вполне нормальным и приемлемым, что молодая девушка путешествует, сидя на соломе, со своим конем, поскольку считалось, что он будет ей защитой и забьет ногами любого, кто войдет в вагон-стойло. Однако если бы она без сопровождения находилась в пассажирском вагоне со всей публикой, среди которой могли быть мужчины, общество бы такую девушку осудило.
Кажется совершенно асбурдным, что бы эта ситуация могла быть реальной =)))

Давайте выкладывать сюда какие-то интересные факты о лошадях в истории, картины и т.д.
 
Мне кажется, что здесь вполне можно вывешивать фотки всякой разной амуниции, снаряжения, которая теперь является достоянием музеев :?: Это тоже "лошади и история"..вот, к примеру, экспонаты Музея Техники Вадима Забегина -
амуниция, которую использовали французские кавалеристы конца 19-начала 20 вв. Мне кажется, что все это в "действущем"состоянии
photoshare.ru-4362703.jpg

photoshare.ru-4362693.jpg

photoshare.ru-4362695.jpg

photoshare.ru-4362696.jpg
 
Из-за лошадей даже случались войны! Одна из наиболее известных - поход Чжан Цяня, китайского путешественника и дипломата при знаменитом императоре У-ди (правил в 141-87 гг до н.э.) эпохи Хань.

Привожу выдержки из текста книги Л.Н.Гумилева "История народа хунну"
... У-ди должен был признать, что главнейшая проблема - хуннская - отнюдь не разрешена. Колоссальным напряжением сил была создана полевая армия; она одерживала победы, захватывала пленных, покоряла земли, но хуннская держава была по-прежнему неуязвима и в любой момент могла перейти в контрнаступление. Причин к этому было несколько, и одна из них лежала в военной технике Китая. Для полевой войны У-ди создал большое конное войско, но китайская лошадь, малорослая, слабосильная, тихоходная и маловыносливая, не могла равняться с крепкой неприхотливой хуннской лошадью.

Чжан Цянь рассказал императору У-ди, что в стране Давань (Фергана) есть "добрые лошади (аргамаки), которые происходят от небесных лошадей и имеют кровавый пот". Происхождение их описывается следующим образом: "В даваньском владении находятся высокие горы. На этих горах водятся лошади, которых невозможно достать: почему выбирают пятишерстных, т.е. пестрых, кобылиц и пускают при подошве гор - для случки с горными жеребцами. От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом, и посему называются жеребятами породы небесных лошадей". У-ди решил во что бы то ни стало добыть из Давани жеребцов-производителей и развести в Китае "небесных лошадей".

Но даваньцы сами весьма ценили аргамаков и отнюдь не стремились снабжать ими Китай, которого они не без основания опасались. Повышенный интерес Китая к западным странам показался там весьма подозрительным. ... Чжан Цянь представил императору остроумный план борьбы с хуннами: он предложил привлечь на сторону Китая усуней, опираясь на них, "склонить в подданство Дахя (Бактрию) и другие владения на западе" и этим отсечь "правую руку у хуннов". Но усуни по образу жизни определенно тяготели к Хунну, а согдийские владетели несравненно приветливее принимали хуннских послов, нежели китайских. Для того чтобы подействовать на них, Китаю необходимо было продемонстрировать военную мощь, а для этого нужно было добыть в Давани "небесных коней". Создавался порочный круг.

В 105 г до н.э. китайский посол Че Лин пытался приобрести за золото и серебро несколько жеребцов, но получил категорический отказ. В досаде он обругал даваньских старейшин, "толкнул золотого коня" и ушел. Оскорбленные даваньцы напали на его караван, вырезали посольство и овладели товарами. Тогда У-ди перешел к решительным действиям. ...
Полный текст: http://gumilevica.kulichki.net/HPH/hph08.htm

Первый поход в Ферганскую долину закончился неудачей, "небесных коней" местные жители спрятали, а вот второй поход увенчался успехом, несколько сотен лошадей были привезены в Китай.

Здесь интересно также отметить, что ханьский император У-ди чрезвычайно интересовался вопросами долголетия и бессмертия, и Запад был для него олицетворением "страны бессмертных". "Небесные кони" же были олицетворением мифического дракона - существа, которому подвластны все стихии.

Если вы догадались, речь здесь идет об ахалтекинцах.

Еще добавлю, что в Китае, недалеко от города Лояна есть монастырь Белой Лошади (Байма-сы) - старейший китайский буддийский монастырь, основанный в 68 г. н.э. Согласно легенде, первые буддийские сутры были привезены в Поднебесную на двух белых лошадях.

Ну, а для любителей философии - известное изречение древнекитайского философа-софиста Гунсунь Луна "белая лошадь - не лошадь":
— Может ли белая лошадь не быть лошадью?

— Может.

— Каким образом?

— «Лошадь» — это то, что обозначает форму; «белая» — это то, что обозначает цвет. То, что обозначает цвет, не есть то, что обозначает форму. Потому говорю: «белая лошадь» — не «лошадь».

— Имея белую лошадь, нельзя сказать, что не имеешь лошади. А разве то, о чем нельзя сказать, что не имеешь лошади, не есть обладание лошадью? Иметь белую лошадь означает иметь лошадь. Почему же, став белой, она перестает быть лошадью?

— Когда просят лошадь, можно дать как буланую, так и вороную. Когда же просят «белую лошадь», ни буланую, ни вороную дать нельзя. Допустим, что «белая лошадь» есть не что иное как лошадь, тогда, что ни попроси, все было бы едино. Если, что ни попроси, все едино, то «белизна» не отличалась бы от «лошади». Но если то, что просят, не имеет отличий, тогда почему буланую или вороную то — можно, а то — нельзя дать. Очевидно, что «можно» и «нельзя» взаимно исключают друг друга. Вот почему, коль скоро буланая и вороная лошади, которые суть одно, отвечают «именно лошади» и не отвечают «именно белой лошади», то, значит, тезис «белая лошадь не лошадь» неоспоримо доказан.
 
Сверху