Лошади в Эрмитаже

Не могу не прорекламировать родной Эрмитаж.

Сегодня ездила к серой лошади. Вот к этой:
hm4_1_194_0_big.jpg

Это картина Пармиджанино "Обращение Савла" из Художественно-исторического музея в Вене (выставка в Эрмитаже продлится до 28 сентября). Цитирую отсюда:
Упоминание картины в трудах XVI века помогло правильно определить имя художника, а также сохранилось ее точное описание в одном из инвентарей (1609 год) как работы "с упавшим навзничь святым Павлом, который смотрит на небо, подняв левую руку, а другая - на земле, с прыгающей жирафой или лошадью и с пейзажем, в золоченой раме, руки Пармиджанино".
Савл представлен лежащим на земле (всадник, упавший с коня - символ смертного греха, гордыни). ...
По существу, главной фигурой полотна, подчиняющей все пространство, становится конь. Порывистое движение подчеркивает уздечка, вьющаяся подобно змее. Пропорции тела коня сознательно искажены: у него тяжелый круп, легкие короткие ноги, очень длинная шея. Вместо седла на лошадь накинута пятнистая шкура леопарда, злобная природа этого хищника таит намек на беспощадность Савла: Иоанн Богослов сравнивал леопарда с антихристом.
Шкура самого скакуна напоминает мраморную поверхность: типичный прием для маньериста, который может уподобить живую плоть камню и, напротив, заставить "ожить" статую или архитектурную деталь....
Проведенная реставрация раскрыла великолепную живопись ...: холодные серо-голубые на бедре коня, теплые, слегка золотистые на мехе леопарда и ослепительно белые на гриве жеребца. "
Интересные были представления о прыгающих жирафах в начале 17 века, правда? Зато очень утешает, что современные ученые смогли установить не только вид животного, но и его пол :) Ладно, оставим это на их совести, поскольку что-то жеребцовское в нем, и правда, есть. А вы знали, что символизирует всадник, упавший с коня? Вот, не просто щелчок по самолюбию :wink: .
И удивительное выражение у этой лошади. Хотела скопировать фрагмент, увеличить и отдельно вставить, но прочитала на сайте Эрмитажа, как именно защищены все права на их изображения, и стреманулась. Да и все равно не получилось бы. Когда сохраненное изображение увеличиваю, эффект совсем не тот. В общем, живопись, конечно, надо смотреть в реале. Мрамор? Нет. Там какая-то совсем другая текстура. Интересная конструкция уздечки и подков. Думаю, условная, а не реальная.

Другие «лошадиные» впечатления об Эрмитаже.
Еще одна временная выставка - картины Гарофало из монастыря Сан Бернардино в Ферраре(тоже до 28 сентября). Из четырех картин три наши, а одна приехала из Хабаровска. Это "Чудо с хлебом и рыбами" (на заднем плане на горке видна лошадь под всадником, но на виртуальной репродукции их не разглядеть). Картину "Несение креста" имеет смысл сохранить и увеличить, чтобы рассмотреть лошадей впереди процессии и особенно тех, которые напирают сзади, в правой части картины. Обратите внимание, где ноги у серой лошади.

Вот вам еще серая лошадь - Германия, Карл Рутхарт "История Товия":
L_23CM$4R2L37LFH2L6.jpg

Обратите внимание, как интересно навьючена эта лошадь без уздечки. И сверху на поклаже там сидят обезьяны и попугай (в реале детали видны достаточно хорошо).
Нидерланды, Мартин ван Хемскирк "Голгофа". К сожалению, репродукции на сайте Эрмитажа не нашла. Но если будете там, обратите внимание, сколько лошадей вокруг креста, и какие у них выражения лиц. Очень впечатляет.
Там же, Иоахим Бекелар "Сельский праздник". Тоже невероятное выражение морды у лошади, на которой сидят мужчина и женщина.
Фламандцы. В зале фламандских анималистов две картины Пауля де Воса "Взбесившаяся лошадь" и "Волки, напавшие на лошадь". Первая мне не понравилась: бедная живопись и неудачное цветовое решение. И еще бы этой лошади не взбеситься, когда собаки у нее только что на уздечке не виснут :wink: . А вот вторая - анималистический шедевр. Мрачный, но шедевр. Как и многое другое в том же зале. А вы раньше обращали внимание, что в "Овощной лавке" Снейдерса не только мальчишка ворует кошелек у покупательницы, но справа еще и какая-то лошадь тырит капусту с прилавка :) ? Причем шоры и довольно стремный пелям ей в этом ни капли не мешают.

И неконное. Сейчас экспонируется картина Эль Греко "Благовещание" (в том же зале, где всегда висели его «Петр и Павел»). Написано, что она из частного собрания и выставлена временно. Сколько лет или дней продлится это "временно", не представляю. Странно, что это как-то не особо афишируется: наверное, владелец уж очень скромный. Но если вы живете в Питере, то сходИте посмотреть. Вдруг и правда временно. А чтобы увидеть такие вещи, люди едут в другие города и страны.

Более подробно мои впечатления об Эрмитаже можно посмотреть здесь (у меня в дневнике).
 
А я-то думаю, чего зто Савл упал с лошади! А это, оказывается, символ. Может, поэтому лошадь так отличается по цвету от остальной картины и сделана "под мрамор"?
Помню, кн.С.П.Урусов писал, что многие художники неправильно изображали передние ноги вставшей на дыбы лошади. Но я могла бы только сравнивать картину с фотографией, чтобы понять, правильно или нет.
 
эээ то как лошадь будет держать ноги вставая на дыбы - зависит от лошади и ее причуд
видела самые различные комбинации :mrgreen:
 
А я сегодня снова выбралась в Эрмитаж. Чтобы не было офф-топиком, начну с лошадок :) Верне "Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже":
hm4_1q_4_big.jpg

Помимо лошадок :) , там сейчас сразу три интересные для меня выставки. Две картины Веласкеса выставлены до 21 декабря и Энгр до 25 января; и немецкая живопись из Дрездена(но она будет еще долго, почти до конца марта). Там очень известные картины романтиков, стоит посмотреть, и еще много на что малоизвестное тоже посмотреть стоит.
hm4_1_201_1_big.jpg

Это "Кладбище" Каспара Давида Фридриха.
 
Ира, спасибо за анонсы выставок! А то опять бы все пропустила.
 
Ой, мамочки, я, наверное, еще не вполне поправилась. Была уверена, что запостила этот пост в свой дневник. Каким образом я его сюда засунула? Т.е. я догадываюсь, как. У меня картинки не вставлялись, и я стала искать посты со словом "Эрмитаж", чтобы понять, как же я их вставляла раньше. Вот и вставила.
Если бы не ты, и не заметила бы. Пошла редактировать.
 
Сверху