Нужны сухие тексты, журналистские "размышления", впечатления очевидцев или истории из жизни?
Вот ссылочка на видео-исполнение:
http://stuntagency.e-gloryon.com/088194099
Конные трюки
Радужный А.
То, что в кино стреляют холостыми, знаем мы с детства. Но когда лошади падают на полном скаку, кувыркаются через голову, многие недоумевают: «Как снимаются эти кадры, не получают ли лошади увечья при киносъемках?»
В фильме «Ищи ветра» есть эпизод расстрела табуна лошадей. Чтобы они не достались красногвардейцам, белый офицер приказывает их уничтожить. Казаки выкатывают перед бегущим табуном пулемет и бьют в упор. Скошенные пулеметной очередью лошади падают, бьются, животные катаются на спине, пытаются встать и, обессиленные, затихают. Жуткая сцена. Рядом со мной в кинозале сидела молодая женщина с ребенком семи-восьми лет. При каждом выстреле мальчуган вздрагивал, будто стреляли в него, прижимался к матери и спрашивал с волнением:
— Их убивают по правде?
— Нет, что ты! — успокаивала его мать, сама не уверенная в этом.
— Но ведь они умирают! Заключительным аккордом этой зверской вакханалии было убийство кобылы с жеребенком. Смертельно раненая лошадь упала, некоторое время с болью в глаза* смотрела на детеныша, пока не затихла. Расстрелянный жеребенок сделал несколько неуверенных шагов и упал рядом.
Эпизод расстрела лошадей режиссер-постановщик киностудии «Мосфильм» В. Любомудров снимал в степи под Ростовом. За его плечами опыт каскадера, постановщика коннобатальных сцен, университет, курсы режиссеров. Он знает повадки лошадей, их характер, возможности. Постановка конных трюков обусловлена природными данными лошадей, а нужный эффект достигается, главным образом, за счет изобретательности режиссера. Стояла тогда нестерпимая жара. Земля закаменела, потрескалась. Лошадей донимали оводы и слепни. Увидев клочок рыхлой земли, лошади бежали к нему и с удовольствием валялись в пыли, избавляясь таким образом от докучливых насекомых. Это подметил режиссер-постановщик. Остальное — уже дело техники. Недалеко от реки вспахали полосу степи и пустили туда наискосок табун. Ступив на рыхлую землю, лошади тотчас же ложились на землю и начинали кататься в пыли. Съемки делали комбинированные. В обратный ход табуна вмонтировали буранчики от пулеметных очередей. Жеребенку с матерью ввели быстродействующее усыпляющее средство. Вот и вся механика съемок этого жуткого эпизода.
В конном спорте, особенно в стипль-чезах и троеборье, случается, что падают всадники, падают вместе с лошадьми. От падений не застрахован ни третьразрядник, ни мастер спорта международного класса. Меньше число падений—выше класс спортсмена. Так оценивается мастерство в конном спорте. В кино есть прямо противоположная оценка мастерства всадника, главный критерий которого — падение с лошади. Насколько артистично оно выполнено, волнует ли зрителя, вызывает сочувствие к всаднику, к лошади? Так оценивается мастерство каскадеров — людей, которые выполняют трюки на лошадях в киносъемках.
Кто они, конные каскадеры? Спортсмены, актеры?
...Бричка с откинутым верхом, запряженная тройкой взмыленных лошадей, бешено несется по раскаленной солнцем степи. Ее преследуют верховые казаки, вскидывают на ходу карабины, стреляют вдогонку. В ответ с брички короткими очередями точно жалит пулемет. Казаки на полном скаку перелетают через головы лошадей, как подрубленные падают лошади.
—Стоп! Стоп! Стоп! — кричит в мегафон режиссер.
Казаки «оживают», принимают пойманных лошадей, собираются возле кинокамеры.
— Ну, скажи, пожалуйста, кто поверит, что ты падаешь с лошади убитый? — обращается В. Любомудров к пареньку в лихо заломленной набекрень казачьей фуражке.— Подсечку делаешь, уже готовый упасть. Неправдоподобно... Перестраховываешься...
— Я же не успею сгруппироваться! — оправдывается смущенный парень. Он еще не отдышался. На лице толстый слой пыли.
— Тебя никто не неволил участвовать в съемках. Теперь ты каскадер. Понимаешь? Каскадер. Забудь слово «не могу».
— Я учту ваши замечания.
— Нет, придется потренироваться. Поедешь на заднем плане. Виктор, покажи ему как нужно падать с лошади.
Виктор Стогнеев, тренер Днепропетровского конного завода, что называется, каскадер-дока», выполняет сложнейшие конные трюки: групповые с применением пиротехники, в любых погодных условиях. В эпизоде ему предстояло исполнить «смертельный» номер. Именно, номер. Трюки на киносъемках похожи на цирковые номера, с той лишь разницей, что выполняются они без страховки.
По команде режиссера-постановщика всадники возвращаются на исходную позицию. Снимался все тот же фильм «Ищи ветра». Степь размечена едва заметными ориентирами, обозначены рубежи, кто где должен быть «убит», «ранен», где должна кувыркнуться лошадь или взвиться на дыбы. Самая трудная задача у каскадеров в бричке. И вот она вновь мчится по степи, ее преследует верховые казаки... В бричке четверо. Виктор Стогнеев отвечает за трюк. В решающий момент четыре человека должны «сработать», как точно отлаженный механизм. Здесь каждый а ответе за остальных, малейшая заминка, несогласованность в действиях могут стоить жизни.
— Женя, как договорились: подсекаешь левую пристяжную и обрезаешь постромку! — напоминает Стогнеев.
Евгений Богородский — ростовчанин, из тех людей, которые «прикипели» к лошадям сердцем. Может на полном скаку повернуть табун, знает шорные, кузнечные работы.
Скорость под шестьдесят. Впереди степь обрывается крутым берегом. Туда мчится бричка.
— Ребята, действуйте по обстановке. Прыгать, как можно позже. Женя, приготовься!
До берега 30 метров. Они тают на глазах. Богородский подсекает левую лошадь. Приспособление нехитрое: петля на длинном ремне, затянута на передней ноге лошади, конец ремня в руке Богородского. Правильно подсечь лошадь в тройке надо уметь. Попади лошадь под колеса, тогда... Впрочем, если думать об этом перед трюком — не стоит идти в каскадеры.
Богородский подсекает в тот самый момент, когда направленная им левая пристяжная рванулась влево, две другие в руках Стогнеева — в противоположную сторону. Скошенная на полном скаку лошадь переворачивается на спину. Богородский успевает обрезать постромки. Лошадь пытается встать, бьется в панике, беспорядочно молотит воздух копытами. В нескольких сантиметрах от нее пролетает бричка. Вот и обрыв. Лошади срываются с кручи. Бричка неожиданно наскакивает на бугорок, клонится набок, вот-вот готовая опрокинуться. Такого сюрприза никто не ожидал. Передние колеса повисают в вздухе. Пора прыгать.
После, переживая этот миг, каскадеры припомнят уйму подробностей. Их не перескажешь и за час. А тогда в их распоряжении было лишь мгновение.
...Кубарем летят с кручи лошади. Бричка разбита, щепками усыпан крутой склон. Запоздало, с легким всплеском вкатывается в реку оторванное колесо. Тихо, спокойно кругом. Пронзительно голубеет безоблачное небо. Четверо каскадеров, отряхиваясь и потирая легкие ушибы, с тревогой ощупывают взглядом кручу. Все в порядке, все живы, здоровы. Лошади, как ни в чем не бывало, стоят, склонившись к воде. Теперь слово за режиссером. Получился ли трюк? Не нужен ли еще дубль?
«Страшно?» — нередко спрашивают каскадеров. Страшно. Страх—категория физиологическая, это сигнал об опасности. Только каскадер умеет подавить его, умеет быть в экстремальных условиях хладнокровным и рассудительным. Это, как говорится, дар божий, но может быть достигнут и тренировками, занятиями спортом, конным, в особенности. Без такой способности нечего и мечтать о работе каскадера.
Во имя чего эти люди «играют» в суровые, мужские игры. Ради денег, славы? Нет. Они просто хотят полнее почувствовать себя человеком, ярче и богаче увидеть краски торопливой, суетной, но неповторимой жизни. О каких деньгах может идти речь, если ни на одной киностудии нет даже такой штатной единицы. Каскадер — сезонный работник. Что же касается славы, то редко в титрах мелькнет фамилия, да и то мелким шрифтом в самом конце.
Виктор Стогнеев — потомственный конник, работает тренером. Александр Андреев — спортсмен. Мухтарбек Кантемиров — цирковой артист. Усен Кудай Бергенов — руководитель группы постановки конно-батальных сцен.
Под Москвой есть кавалерийский полк хотя кавалерия, как род войск давно упразднена. Там проходят мужественную подготовку спортсмены конники, жокеи, цирковые артисты. Эти ребята прекрасно владеют всем арсеналом верховой езды: всеми средствами управления лошадью, вольтижировкой, ездой без стремян, стоя, под брюхом лошади. Тренировки на батуте, занятия акробатикой, рубка на полном скаку лозы—вот далеко не полный перечень их занятий. Из их числа при киносъемках набирают артистов для участия в массовых конно-батальных сценах .И лишь некоторые из них, самые подготовленные, с «божьей искрой», пригодны для выполнения сольных трюков на лошадях. Безопасность всадника — главное требование любого конного трюка и достигается не страховочными тросами или пружинистыми сетками, а высочайшим уровнем конноспортивной подготовки каскадера, его морально-волевым складом характера. Специальных школ, которые бы готовили каскадеров, нет. Каскадер — это призвание, это — актер и спортсмен одновременно, это—человек, который смотрит на жизнь глазами художника и знает ей истинную цену.
Занятия конным спортом—самый верный и короткий путь в каскадеры.
"Коневодство и конный спорт" №5, 1984г