Лошадиные казусы в истории и литературе

lisa (lisa)

Новичок
Появилась мысль создать тему про разные интересные и забавные исторические, политические, литературные etc. ситуации, так или иначе связанные с лошадьми. Но не на уровне общеизвестной истории заездки Александром Македонским его верного Буцефала, а что-нибудь малоизвестное, особенное, специфическое. Для начала копирую сюда старую тему автора proxygen:


Лошади и космические достижения

По бокам космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему? Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать
двигатели только шириной 5 футов. Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялась эта цифра? Оказывается, что железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему? Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так? Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась... правильно, 4 футам 8.5 дюймам! Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся
этот размер, но все же почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины? А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы. Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос:
даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД.

.. И продолжаю.


О влиянии политики на развитие КС

В общем влиянии политики на развитие КС, думаю, никто не сомневается. А теперь давайте рассмотрим один жизненный пример. В славной стране Италии происходит предвыборная кампания на администривном уровне. Разумеется, находяшаяся в данный момент у власти партия стремится там и остаться. И посему в срочном порядке производит разнообразные телодвижения по предоставлению будущим избирателям всевозможных удобств. Одно из важнейших и достаточно простых действий в этом плане - капитальная починка дорог, окраска пешеходных переходов, разделительных линий на дороге и т.д. Все дороги усеяны дорожными рабочими и утыканы красно-белыми ограничительными конусами. Красно-белые конусы, стоящие в магазине туеву хучу евриков, являются первейшим, основным и незаменимым элементом в работе любого пони-клуба с современными тенденциями обучения. И сейчас все окрестные пони-клубы в срочном порядке запасаются необходимым материалом, тыря его на хлаляву глубокой ночью с точек дорожных работ.


О необходимости соблюдения правил ТБ

Почему, в сущности, погиб Ипполит, сын Амазонки и Тезея, жертва гнева Афродиты, оклеветанный пасынок влюбленной психопатки Федры? Есть множество теорий на этот счет, одна другой замысловатей. И все они липовые. Ипполит погиб из-за злостного несоблюдения элементарных правил лошадиной ТБ:

"Мгновенно страх объемлет кобылиц...
Тут опытный возничий, своему
Искусству верный - вожжи намотавши,
Всем корпусом откинулся
..........................................................
Смешались, закружились
Осей обломки и колес, а царь
Несчастный в узах повлачился тесных
Своих вожжей
, - о камни головой
Он бился, и от тела оставались
На остриях камней куски живые."

(Из "Ипполита" Евриппида, перевод Анненского)

Ничего себе опытный возница - разве можно наматывать повод на руку?!
 
У нас на ипподроме много казусов было, например. Когда Пэлло, украл недоуздок.
Лиза положила его на бортик, а сама отвернулась. Окликнул кто-то. Поворачивается, и видит, что ее конь, аккуратно на ее глазах, взял недоуздок в зубы, и начал носиться вместе с ним. Представляете такую картину, конь носится по всей леваде с недоуздком. Там все кто видел, со смеху помирали. :wink:
 
lisa написал(а):
"Мгновенно страх объемлет кобылиц...
Тут опытный возничий, своему
Искусству верный - вожжи намотавши,
Всем корпусом откинулся
..........................................................
Смешались, закружились
Осей обломки и колес, а царь
Несчастный в узах повлачился тесных
Своих вожжей
, - о камни головой
Он бился, и от тела оставались
На остриях камней куски живые."

(Из "Ипполита" Евриппида, перевод Анненского)

Ничего себе опытный возница - разве можно наматывать повод на руку?!


А вот тут вступлюсь всё-таки ;-) Дело в том, что в Риме и Греции возницы специально привязывали себя вожжами, обмотав их вокруг пояса. Если на крутом вираже возница падал, то имел шанс по вожжам забраться обратно в колесницу и победить (или хотя бы не сойти с дистанции). При этом на случай опасности каждый возница имел нож - как раз для того, чтобы обрезать вожжи и спасти себе жизнь. Видимо, Ипполит не успел... :roll:
 
lisa

А что это за "общеизвестная история заездки Александром Македонским его верного Буцефала"? Расскажи, пожалуйста. :oops:
 
Julide написал(а):
lisa написал(а):
"Мгновенно страх объемлет кобылиц...
Тут опытный возничий, своему
Искусству верный - вожжи намотавши,
Всем корпусом откинулся
..........................................................
Смешались, закружились
Осей обломки и колес, а царь
Несчастный в узах повлачился тесных
Своих вожжей
, - о камни головой
Он бился, и от тела оставались
На остриях камней куски живые."

(Из "Ипполита" Евриппида, перевод Анненского)

Ничего себе опытный возница - разве можно наматывать повод на руку?!


А вот тут вступлюсь всё-таки ;-) Дело в том, что в Риме и Греции возницы специально привязывали себя вожжами, обмотав их вокруг пояса. Если на крутом вираже возница падал, то имел шанс по вожжам забраться обратно в колесницу и победить (или хотя бы не сойти с дистанции). При этом на случай опасности каждый возница имел нож - как раз для того, чтобы обрезать вожжи и спасти себе жизнь. Видимо, Ипполит не успел... :roll:

Как интересно! Юля, а где ты об этом читала? Я тоже хочу...
 
hobbityulya написал(а):
А что это за "общеизвестная история заездки Александром Македонским его верного Буцефала"? :oops:
Конь считался неприручаемым.Александр догадался, что лошадь не злобная, а просто боится тени, и подошел к коню так, чтобы тень на коня не падала. Как-то так...
 
hobbityulya, если есть возможность, посмотри фильм Александр Македонский, там как раз есть этот момент. Да это наверняка не достоверная история, но так гласит легенде. lisa, а про размер железнодорожной колеи это случаем не из книги Паоло Коэлье, а то я у него похожее видела.
 
Alexandra, я точно не скажу, Саш, я вообще очень люблю античную историю (да и историю вообще), и в конце школы перерыла гору книг по этому поводу. Что-то про скачки было, кажется, у Поля Гиро в "Частной и общественной жизни римлян". Ну и вообще много книг, которые именно азартным играм и общественным развлечениям того времени посвящены.
Навскидку в Википедии нашла информацию, но там только о римских возницах говорится, и привязывали они вожжи к рукам:
"Римские гонщики, в отличие от греческих, надевали шлемы и другое защитное оснащение. Они также обычно наматывали поводья себе на руки (вероятно, для лучшего контроля над лошадьми), а греки держали поводья в руках. Из-за этого римские возницы оказывались в трудном положении при крушении колесницы: они не могли быстро освободиться от поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Поэтому они имели при себе ножи для перерезания поводьев."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0% ... 0%B8%D1%86
Но я помню, что в моём сознании именно привязывание за пояс зафиксировалось))
 
Julide написал(а):
Alexandra, я точно не скажу, Саш, я вообще очень люблю античную историю (да и историю вообще),


Я тоже очень люблю книжки по древней истории и по эпохе возрождения. Не пора ли нам съездить в Италию? :lol:
 
Alexandra написал(а):
Julide написал(а):
Alexandra, я точно не скажу, Саш, я вообще очень люблю античную историю (да и историю вообще),


Я тоже очень люблю книжки по древней истории и по эпохе возрождения. Не пора ли нам съездить в Италию? :lol:

Не так, чтобы набивается... но если вдруг так сложится... В гостях у Лизы я уже была, но я к ним (в смысле - в Рим) :) готова ездить постоянно, кроме того, очень хочу во Флоренцию.
 
Саша, всегда рады! Флоренция - это правильно, но от Рима до Флоренции полтора часа на поезде.

fljona, не знаю откуда про колеи, я это читала здесь же на форуме.

Юля, спасибо, супер! Вообще это важная информация: дочь собралась писать реферат по Ипполиту Евприпида (почему он, собственно, и попался мне очередной раз в руки). И "гибель из-за стремления к чрезмерному контролю" может оказаться важным моментом трактовки. У Еврипида Ипполит погибает не на состязаниях, а при отъезде в ссылку. Интересно, как у них было с вожжами при езде по пересеченной местности? Из текста вожжи вокруг пояса вроде не вытекают:

"И загорелось дело: приказать
Он не успел - уж лошади готовы.
Тут ловко он вскочил на передок
И с ободка схватил проворно вожжи,
Но кобылиц сдержал и, к небесам
Воздевши руки, стал тогда молиться:
.......................................................
.............Стрекало он
Затем приняв, кобыл поочередно
Касается."

Но если честно, перевод Анненского достаточно вольный. Другого русского перевода мы не нашли. В переводах на итальянский нет момента обматывания вожжей вокруг руки, там просто "крепко сжал вожжи". Интересно, как оно в оригинале... народ, никто по-древнегречески не волочет, а? Потому что любая дорпустимая двусмысленность при переводе - это сразу богатое поле для поиска трактовки...
 
lisa написал(а):
Саша, всегда рады! Флоренция - это правильно, но от Рима до Флоренции полтора часа на поезде.

Это в смысле - далеко :lol: ? Лиза :wink: - нам семь верст - не крюк :lol: . Если полтора часа - можно вообще ехать без всякого экскурсионного тура. Хотя, первый раз, наверное, лучше с гидом (но я хождение на экскурсии толпой ненавижу :twisted: ).

В общем, говорю открытым текстом: если у кого-то в планах поездка в Италию летом или осенью - рада буду составить компанию, если Вам не противна морда моего лица :wink: .
 
Кстати, стало интересно, как гибель Ипполита описана у других.

Юля привела цитату, что именно в Риме было принято привязываться к колеснице.

Такое ощущение, что Википедия не совсем точно подает информацию.

Еврипид - грек, у него возничий привязан.

При этом, вот что пишет Сенека:

""Мне дух не сломит тщетный страх: разить быков
В роду Тесея, верно, труд наследственный!"
Но кони понеслись, вожжей не слушаясь,
С дороги прочь метнулись, колесницу мча;
Куда несет безумный страх взбесившихся,
Туда летят через утесы острые.
А он, как кормчий среди вод бушующих
Бег моря умеряет и умением
Обманывает волны, чтоб не били в борт,
Конями правит: то терзает губы им,
Натягивая вожжи, то витым бичом
По спинам хлещет
. Неотступным спутником
Несется бык: со всех сторон пугает он
Коней, то вровень мчась, то обгоняя их.
Не убежать: везде торчат преградою
Навстречу им рога морского чудища, -
И в страхе скакуны не повинуются
Приказам: тщатся вырваться из упряжи,
Швыряя колесницу, на дыбы встают.
Ничком упал твой сын - и петли цепкие
Опутали его. Чем больше бьется он,
Тем туже гибкие узлы становятся
.
А скакуны, почуяв злодеяние,
Мчат на свободе колесницу легкую:
Так, чуждый груз почувствовав и гневаясь,
Что свет дневной доверен солнцу ложному,
Низвергли Фаэтона кони Фебовы".

Ощущение такое, что Ипполит в римской как раз-таки трактовке привязан не был, а просто запутался в поводьях, падая :roll: .

А Расин прямо так и пишет (уж не знаю, насколько точно он знал, как правили лошадьми):

"Страх сверхъестественный тут обуял коней.
Они, не слушаясь ни слова, ни вожжей,
Рвались из упряжи. Царевич своевластно
Пытался их смирить, но все было напрасно, -
Лишь пена падала кровавая с удил
(Есть слух, что некий бог копьем их горячил).
И, удивляя всех галопом небывалым,
Помчались скакуны по рытвинам и скалам...
Держался Ипполит, но вдруг - сломалась ось!..
О, горе! О, зачем узреть мне довелось
Тот ужас, что теперь мне вечно будет сниться!
Разбилась вдребезги о камни колесница.
Запутался в вожжах несчастный Ипполит.
Упряжка мчится вдаль и за собой влачит
Возничего. Коней сдержать он хочет криком,
Они еще быстрей несутся в страхе диком.
И скоро юноша стал раною сплошной".
 
Alexandra написал(а):
Это в смысле - далеко :lol: ?
Это в смысле - близко. Т.е. не столько близко - 250 км все-таки - сколько недолго.

Никак на ночь глядя не удается нарыть "Федру" Цветаевой, ни в сети ни на книжных полках... может на днях покопаюсь.
 
lisa написал(а):
Alexandra написал(а):
Это в смысле - далеко :lol: ?
Это в смысле - близко. Т.е. не столько близко - 250 км все-таки - сколько недолго.

Никак на ночь глядя не удается нарыть "Федру" Цветаевой, ни в сети ни на книжных полках... может на днях покопаюсь.

Лиз, а я на что? :lol: Уже сижу с книгой в обнимку со вчерашнего вечера. В интернете ее нет. Сейчас дочитаю и напишу, что там интересного :)
 
Да, почитала цветаевский женский вариант истории...

"Кони... Повода...
Лучший из возниц!
Вожжи из горстей,
Очи из глазниц,
Спицы из осей..."

...

"Кони, кони, кони,
Что же побережье
Целое - возницы
Вытерли затылком?".

Цветаева использовала при написании немецкие и французские переводы Еврипида, но ее такие детали не интересовали...

Вообще, интересно сравнить образы Федры и Ипполита по всем произведениям.

Лиз, если до понедельника не получится нарыть Цветаеву - напиши мне здесь в выходные. Я еще раз принесу крижку на работу - можем отсканировать текст и комментарии Цветаевой и скинуть по электронке.
 
Не совсем казус, но это к вопросу о покатушечниках:

Трумен Капоте, на минутку "Завтрак у Тиффани" :wink: :

"Конюшни - теперь, по-моему, на их месте стоит телестудия - находились в
западной части, на Шестьдесят шестой улице. Холли выбрала для меня старую,
вислозадую чалую кобылу: "Не бойся, на ней покойнее, чем в люльке". Это для
меня имело решающее значение, ибо мой опыт верховой езды ограничивался
катанием на пони во время детских праздников. Холли помогла мне
вскарабкаться в седло, вскочила на свою серебристую лошадь и затрусила
вперед через людную проезжую часть Центрального парка к дорожке для верховой
езды, на которой осенний ветер играл сухими листьями.
- Чувствуешь? - крикнула она. - Здорово!
И я вдруг почувствовал. Глядя, как вспыхивают ее разноцветные волосы
под красно-желтым, прорвавшимся сквозь листву солнцем, я вдруг ощутил, что
люблю ее настолько, чтобы перестать жалеть себя, отчаиваться, настолько,
чтобы забыть о себе и просто радоваться ее счастью.
Лошади пошли плавной рысью, порывы ветра окатывали нас с головы до ног,
плескали в лицо, мы то ныряли в озерца тени, то выходили на солнце, и
радость бытия, веселое возбуждение играли во мне, как пузырьки в шипучке. Но
это длилось одну минуту - следующая обернулась мрачным фарсом.
Внезапно, как дикари из засады, на тропинку из кустарника выскочили
негритята. С улюлюканьем и руганью они начали швырять в лошадей камнями и
хлестать их прутьями.
Моя чалая кобыла вскинулась на дыбы, заржала и, покачавшись на задних
ногах, как циркач на проволоке, ринулась по тропинке, выкинув мои ноги из
стремян, так что я едва держался в седле. Подковы ее высекали из гравия
искры. Небо накренилось. Деревья, пруд с игрушечными корабликами, статуи
мелькали мимо. Няньки при нашем грозном приближении бросались спасать своих
питомцев, прохожие, бродяги и прочие орали: "Натяни поводья!", "Тпру,
мальчик, тпру!", "Прыгай!" Но все это я вспомнил позднее, а в тот момент я
слышал только Холли - ковбойский стук копыт за спиной и непрестанные крики
ободрения. Вперед, через парк на Пятую авеню - в гущу полуденного движения,
с визгом сворачивающих такси и автобусов. Мимо особняка Дьюка, музея Фрика,
мимо "Пьера" и "Плазы". Но Холли нагоняла меня; в скачку включился конный
полисмен, и вдвоем, взяв мою лошадь в клещи, они вынудили ее, взмыленную,
остановиться. И тогда я наконец упал. Упал, поднялся сам и стоял, не совсем
понимая, где нахожусь. Собралась толпа. Полисмен гневался и что-то записывал
в книжку, но вскоре смягчился, расплылся в улыбке и пообещал проследить за
тем, чтобы лошадей вернули в конюшню.
Холли усадила меня в такси:
- Милый, как ты себя чувствуешь?
- Прекрасно.
- У тебя совсем нет пульса, - сказала она, щупая мне запястье.
- Значит, я мертвый.
- Балда! Это не шутки. Погляди на меня.
Беда была в том, что я не мог ее разглядеть; вернее, я видел не одну
Холли, а тройку потных лиц, до того бледных от волнения, что я растерялся и
смутился.
- Честно. Я ничего не чувствую. Кроме стыда.
- Нет, правда? Ты уверен? Скажи. Ты мог убиться насмерть.
- Но не убился. Благодаря тебе. Спасибо, ты спасла мне жизнь. Ты
необыкновенная. Единственная. Я тебя люблю.
- Дурак несчастный. - Она поцеловала меня в щеку.
Потом их стало четверо, и я потерял сознание".
 
Сверху