Теперь по теме: если вдруг (ну, вдруг?) есть желание учить людей - это можно делать, но совсем не так как привыкло большинство. Можно дать людям возможность учиться через практику и наблюдение, (в ограниченное время и за определенную плату).
Самое сложное в том, что бы не брать на себя лишнюю ответственность за успешное обучение этих людей., не вкладывать в руки то, что им самим нужно брать. Так, во-первых, легче учить, во-вторых, так эффективнее учиться. Мне как-то посчастливилось попасть на похожее обучение (правда, взаимодействию не с лошадьми, а с людьми, но по сути, разница не так велика как может показаться), это незабываемо.
Кроме того, учить людей можно точно так же как и лошадей, молча, через язык тела. Мы очень полагаемся на слова, наделяем их почти магической силой. Слова важны, но это далеко не единственный наш язык. У меня есть такое молчаливое упражнение для семейных пар, люди как новый мир для себя открывают.
Но работа в руках и на свободе... как оказывается сложно другим людям словами объяснять то, до чего сам додумался или что научился чувствовать... Вот для меня это тоже самое, что пытаться человеку объяснить как дышать. Для меня работа с лошадьми - это что-то настолько же естественное, как и дыхание, я даже не задумываюсь над тем, как я это делаю.
А когда меня спрашивают: "как это сделать?". И ты такой:"эээээ..."
-смотри и пробуй делать сам! - Люди часто боятся пробовать., но это их ответственность.
Правополушарные навыки трудно вербализировать, тк они на основе образов - цельных (неделимых) объемных конструктов, в создании которых участвует одновременно много слоев психики. Обычно для отлаженной работы вербализация не нужна, да и для творческих поисков тоже, она только затормозит процесс, он потеряет свою энергию и плавность (как и любая другая попытка контролировать процесс).
В работе анализ может понадобиться в каком-то сложном случае, где метод проб и ошибок (часто более действенный) по каким-либо причинам не может быть единственным и нужно свое действие разложить на отдельные шаги и описать их, что бы можно было из проверенного старого построить что-то новое.
Все искусство правополушарно. И обучение тоже может быть частично правополушарным, за счет зеркальных нейронов. Так мы учимся индивидуально друг у друга или у лошади, и лошади так тоже учатся между собой и у человека. Левополушарное теоретическое обучение более массовое (один лектор и целый зал слушателей). Но оно медленное - можно 2 часа описывать то, что делается за 20 секунд. И без практики толку от него немного.
На самом деле, я битый час пыталась пробиться сквозь шквал терминов "биомеханика", "положительное подкрепление", "релиз", "лидерство", "ранверс\траверс" и тд и тп., которыми на меня сыпала наша гостья. Несомненно, у нее огромная теоретическая база, она очень начитана, очень ответственна, но... но у меня сложилось впечатление, что это ей только мешает. Словно она обложилась целым замком из энциклопедий из-за которых самой лошади-то не видать...
Термины - это про контроль, он так и ощущается обычно, как забор, ограждение. Часто мы за ним скрываем что-то свое уязвимое, что страшно показать особенно при первом знакомстве. Состояние оценки - оно вообще такое, напряженное
Если человек привык быть "отличником" - он это и предъявит, т.к. это та надежная стратегия, которая его не подводит. В ситуации знакомства может просто не хватать объема внимания еще и на лошадь из-за волнения и он держится за то, что ему знакомо и понятно, безопасно психологически, т.е. термины и теории. Плюс, ссылка на всякие именитые имена - тоже защита.
Я считаю очень полезным, когда "дураковаляльщики" с "прилежными" обмениваются опытом.
Идет на пользу обоим.
о, да! Практика и теория нужны друг другу
я тоже, но там, где чувствую себя хорошо - свободно практикую и играю.
Это про умение переключаться с левого полушария (логика) на правое (интуиция) и назад.
Да, совершенно согласна! и это тоже всего навсего навык, который развивается, если это нужно.
Я так не умею
неправда, вот же
Это не "костыли", а инструменты
Благодаря которым, в конце концов, мы приходим к работе на полной свободе. Воспринимайте это как прописи по обучению каллиграфии. Ими пользуются все и всегда. Даже тот же Пиньон, когда берет в работу новую лошадку.
это и есть анализ рабочих процессов.
Кстати, про Пиньона. Я раньше смотрела его ролики с полным восторгом от "идеальной" работы. Теперь же, пересматривая его видео я вижу, что тут конь радостно сыбался, там конь проигнорировал одну команду и предложил другую. Но восторга от просмотров у меня меньше не стало, скорее наоборот! Потому что, так виртуозно сделать вид, что "
так оно и должно было быть" - надо уметь!
Я думаю, это про его устойчивость и уверенность, нет борьбы, нет стресса, нет выпадения в бессилие, паники. И даже если все разбегутся - это будет как минимум красиво! )) Просто потому что бегущая лошадь красива сама по себе. Это его доверие своим процессам и тому, что происходит вокруг (тоже, кстати, навык). Животными это может считываться как уверенное лидерство. Я тоже смотрю некоторые его видео с восторгом, там такая гармония, плавность, ммм...
У Пиньона явно есть какой-то план при выходе на манеж, но когда все идет не по плану - то он просто подстраивается под ситуацию без тени смущения на лице.
возможно, ему нравится сам процесс и он немножко в него играет. Когда что-то идет не по плану становится только интереснее! Это состояние творческого потока, у всех он свой. Я такое чувствовала, когда написала первый свой тренинг и, имея план А, план Б и план С (тщательно составленные и рассчитанные по времени до минуты), стала на ходу собирать из них нечто новое, под ту конкретную группу, в которой его проводила. Думать было некогда и пришлось себе довериться и получалось же!
А спроси кто, что я делаю и почему, я бы сразу не смогла бы ответить. Потом, возможно, но на анализ и изучение некоторых процессов, которые получаются сами, у меня иногда уходят годы. Собственно, это одна из моих профессиональных задач: анализировать и выявлять детали того, что должно получаться само по себе, что бы иметь возможность отладить то, что вдруг разладилось.