Будет очень-очень много буков, так что, можете, смело пост не читать.
Из общих заметок:
Карл говорил, что он верит в то, что лошадь должна много гулять. Его вет говорит, что чтобы лошадь оставалась здоровой, она должна все время двигаться. Поэтому многие лошади Карла и Шарлоты в принципе живут на улице. Взрослые лошади работают: 6 дней в неделю: понедельник, вторник – выездковые, среда – поля, четверг, пятница – выездковые, суббота – поля. Поля – это не расслабон, а фитнес, то есть работа по холмам, по разным грунтам и т.д. В выездковые дни, лошадь сначала минут 15-20 шагается по полю, потом минут 15 работает на растяжку-раскрепощение, потом 20-25 минут (не больше) именно выездка, а потом опять минут 15 растяжка-раскрепощение и домой.
Заезжает от лошадей где-то в 3.5 года, 8 недельный курс, а потом оставляет их до 4 лет. В 4 года они возвращаются в работу, но легкую: 20-25 минут 4 раза в неделю.
Он много повторяет, что работа спины (swing) – это то, без чего все остальное не имеет смысла. Поэтому лошадь в первую очередь нужно научить работать спиной. В основном это делается именно на растяжке (включая исполнение переходов на вперед и вниз).
Важно для каждой лошади найти тот темп на растяжке, на котором ей легче работать спиной: некоторые лошади требуют много вперед, а некоторые наоборот начинают работать спиной на медленной рыси.
Еще он много внимания уделяет легкости ответа на ногу и корпус. Как Отче Наш: лошадь должна работать больше всадника, поэтому ответ на ногу и хлыст должен быть мгновенный и явный. Если этого нет, то сначала настраиваем эту функцию, а потом все остальное.
Одержка должна делаться чуть вверх, а не назад.
Если хочешь изменить что-либо, то это должно идти сзади
Помним что лошадь толкается человеком в повод, а не притягивается в оный (out to the bit, not in to the bit)
Итак, как я писала структура мастер класса построена так, что каждый день начинается с 4 летки и заканчивается БП.
4 летние лошади.
Должно было быть две, но одна была слишком возбуждена обстановкой, поэтому ее взяли только пошагать перед зрителями. Отдувалась за всех вторая.
Для 4 летних лошадей езда по большим линиям: прямые, большие круги. Безопасность впереди всего, поэтому не идиотничаем и не отдаем лошади повод на потянуться, если нет контроля над животным. Прежде всего нужно иметь возможность лошадь останавливать, поворачивать и выдвигать вперед, а потом уже можно удлинять повод.
В первую очередь определяем свою цель: езда по молодым или БП
. Если мы все-таки хотим БП, то двигаемся в том темпе, который комфортен и удобен лошади, потому что далеко на каждая лошадь например реально может сделать менку в 6 лет (кто-то может, кто-то нет).
С самого начала приучаем лошадь к правильным воздействиям, например, поворачивать от внешней ноги всадника.
Если есть контроль над животным, то много вперед и вниз, чтобы включить спину. Молодая лошадь может на растяжке уходить за повод и падать на перед, просто двигаем вперед в таком случае. Работает он молодых прямо настолько вниз насколько они хотят, но без того, что они перестают успевать выдергивать перед из-под себя.
Делаем и переходы рысь-галоп-рысь на длинном поводе (на вперед и вниз). И чтобы лошадь не чувствовала необходимости кидать спину вниз, а шею вверх, облегчаем посадку на переходе в галоп (только на переходе), а после перехода садимся обратно в седло.
Если лошадь «приглядывается», то работаем ее в положении легкого плеча внутрь.
Меньше используем руку на молодых (стараемся только ногу и корпус).
Помним, что баланс молодой лошади совсем не такой как у взрослой, поэтому относимся с пониманием. Не смотря, на то, что стараемся работать на длинном поводе, важно чтобы это было в контакте, ездить без контакта на распущенных веревках – это путь в никуда. Лошадь должна научиться «отдыхать» на руке и на трензеле. То есть создавать вес, а не уходить от них.
Всадник не должен разводить сильно руки. Чем сильнее разведены руки, тем меньше контакта и лошадь «падает» между них. Держим руки вместе, чтобы создавать контакт с уголками рта лошади. На растяжке подаем руки вперед, а не разводим их в стороны.
Если лошадь не хочет тянуться вначале, ничего страшного, двигаем ее как есть, пока она чуть подустанет, а потом предлагаем потянуться опять. Причем делаем несколько подходов: рысь-галоп-шаг отдонуть и опять поновой.
Чтобы удлинить шаг лошади, и помочь с ритмом «толкаем» голову лошади от себя.
Лошади с шагом на 10 не достигают БП, потому что большой шаг – это медленный шаг. Таким лошадям очень сложно быть «быстрыми» в реакциях, чтобы например, сделать пиаффе.
5 летняя лошадь.
В пять лет начинаем потихоньку переводить лошадь на апхилл.
Даже в 5 лет лошади тяжело в углах, поэтому ездим их полого.
Если лошадь отставляет зад, то переходы вверх делаем в положении слегка плечо-внутрь.
Одержка, особенно для молодой лошади, должна сдерживать энергию на один (!) темп. Если одержка длится 2-3 и больше темпов, то теряется энергия от зада и вообще спина зачастую блокируется и перестает работать.
Продолжаем уделять много времени реакции и ответу на средства воздействия. Дома то ездим с хлыстом, то без, чтобы лошадь училась работать и без оного.
Переходы рысь-галоп учат лошадь толкаться. Переходы галоп-рысь учат лошадь балансу и контакту.
Делаем множество переходов, сотни переходов: между аллюрами, внутри аллюров, меняем траектории.
Количество сгибания для молодой лошади – это только чтобы видеть слегка внутренний глаз, не больше.
Качество аллюров – это должно быть во главе угла, никаких элементов, пока лошадь начент работать спиной.
6 летний
Задача была помочь с неполучающимися менками. Карл говорит, что прежде чем даже думать о менках, лошадь должна научиться галопировать коротко и легко (в смысле не тяжелый галоп, и не галоп на руке всадника) и с минимальными средствами воздействия.
Делаем много-много шаг-галоп-шаг переходов с минимальным воздействием руки, чтобы лошадь училась нести себя сама. Потом включаем остановку в середину. За пару темпов до оставноки облегчаем повод, потом берем обратно, а потом уже останавливаем, опять таки, чтобы лошадь не училась зависеть от поддержки руки всадника.
При переходах очень много внимания уделяем тому, чтобы лошадь была выпрямлена. Если лошадь не выпрямлена, то сначала выпрямляем (плечо внутрь, ранверс на шагу ) а потом уже делаем подъем.
Большинство рыси вплоть до 6 лет должно быть облегченной, чтобы способствовать правильной работе спины.
Следим за своими руками, не даем сильно приближаться к туловищу и тем более уходить по бокам от оного – мгоновенно теряется эластичность руки. Руки всегда впереди седла.
Средне-продвинутые лошади (между 6 годами и МП)
Делаем плечи по второму следу, чтобы контролировать зад лошади. Всегда помним, что каждое упражнение состоит из перехода в оное, упражнения и выхода, надо обращать внимание на качество каждой части (а не только центральной).
Если лошадь выкидывает зад от плеча по второму следу, а всадник не держит, то хорошо помогает делать пару шагов плеча, потом уступка шекелю от внешней ноги пару шагов и опять плечо.
Много переходов внутри рыси, но следим, чтобы сокращение не равнялось замедлению.
Ленивая лошадь – мало ноги, горячая лошадь -много ноги. То есть если лошадь ленива, то много удеяем внимания том, что каждое прикосновение ноги что-то значит. А если горячая, то наоборот учим «терпеть» ногу у бока.
На траверсе помним о расслаблении внутренней руки. Чередование принимания и плеча помогает лошади расслабиться на внутренний повод.
Если лошадь напрягается от боковых, делаем их на облегченной рыси и присаживаемся на чуть-чуть.
Перед менкой очень важно активировать внешнюю заднюю ногу.
Следим за тем, чтобы переход в отшагивание был таким же хорошим, как и все остальные переходы, а то многие всадники грешат черте чем
Чтобы раскрепостить более опытную лошадь Карл прямо всех заставлял делать чередование плеча и траверса по вольту (пол вольта плечо, пол вольта траверс). Или хотя бы просто плечо по вольту.
При переходах в среднюю или прибавленную рысь важно не толкать лошадь сильно в момент перехода, это растягивает лошадь и делает аллюр слабым. Важно наращивать энергию внутри рабочего аллюра, а на переходе просто разрешить лошади двигаться, тогда средний (прибавленный) аллюр будет от зада, а не растянут.
Потом была многолетняя студентка Карла. Идея была в том, чтобы посадить ее на незнакомую ей лошадь и показать, как работать в таком случае. Но лошадь у Ребекки уходила за ногу, поэтому по сути это был еще один урок
.
Очень важно с уходящими за ногу лошадьми быть последовательным. Ни в коем случае не делать выдвижение вперед, а за ним сразу одержку. Нет-нет-нет. Должно быть выдвижение вперед, снятие давление,а потом уже одержка. То есть лошадь обязательно должна быть вознаграждена снятием воздействия всадника.
Понятное дело, никаких элементов, если лошадь за ногой.
Хорошо помогает делать уступку шенкелю по длинной линии (длинная диагональ) с изменением темпа внутри, начинаем на рабочей рыси и переходим к средней во второй половине. Вообще это изменение темпа внутри упражнения – это супер для всех боковых движений. Лошадь учится лучше нести себя и лучше слушать всадника.