У меня были очень большие проблемы с погрузками. Сейчас все устаканилось, но надо время.
Начинали свои поездки на старты мы с того, что каким-то чудом затаскивали это чудовище в перевозку (способы бывали разные), но самые большие проблемы начинались при погрузках домой, так как часто возможности выбрать удобное место, которое обеспечит успешную погрузку не представлялось возможным (в поле там где-нить). Конь ослил по-страшному, упирался, старался вырваться. Ширяли его и человек 6-8 заносили эту тушу в перевозку. Заносили, потому как у подлеца такое стремление к свободе, что сопротивлялся он отчаянно и под кайфом.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ и самое главное: на погрузке должно быть как можно больше помощников (хотя бы первое время). Не хрупких девчушек-подростков, естессно, и с хорошей реакцией. ПРАВИЛО ВТОРОЕ, но не менее важное: все должно произойти, по возможности, как можно быстрее, чтобы коня не успела раздуплиться и начать играть в обиженного осла. ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: у коня не должно быть не малейших лазеек (по возможности) для неповиновения. Совет: если здоровья у коня вагон, то можно перед погрузкой и на кордочке поганять минут 10-20.
Вобще-то очень хорошо, когда у вас есть возможность потренироваться на перевозке до выездов на старты (у нас, к сожалению такой возможности не было). Просто в течение продолжительного времени после тренировок (чтоб меньше мыслей дурных в голову коню приходило) ознакамливаться с ненавистным предметом. Сначала, может, просто походить вокруг понюхать, потом трап спустить, тоже понюхать, ни на чем не настаивать, все делать постепенно. Понадобится вам неделя, чтобы не храпеть и не хрюкать на опущенный трап - неделю ходите вокруг да около. Пусть привыкает, пусть почувствует, что никто никуда не торопится, что нет в воздухе никакой нервозности. Можно на трап овес сыпать, морковку класть. Потом, пройдя этап спокойного отношения к машине и трапу, можно пробовать заводить на трап. Хотя бы просто ноги на него ставить. Обязательно хвалить за смелость. Потом можно попробовать заводить в перевозку. Там обязательно кормить. Занятия эти можно подгадывать ко времени обеда, тогда коня становится сговорчивее и заинтерисованнее относится ко всяким вкусностям.
Грузить мы всегда старались из дверей конюшни, прикрыв их таким образом, чтобы лошадь могла из прохода попасть только в перевозку и никуда больше. В просветы, в которые лошадь могла соскочить с трапа становились помощники с бичами. Т.е. полный No Pasaran. Только не ставьте тормозов - это очень ответственный участок, потому что лошадь может попытаться воспользоваться возможностью соскочить с трапа, а тут немедленно надо включиться. На подходе к трапу мы тоже делали корридор из помощников, ессессно, с хлыстиками, бичиками. Лошадь велась в руках, сзади шел человек с бичиком, который указывал, что надо двигаться вперед. Чем больше притормаживала лоша, тем активнее работали бичем. Жестоко не избивали, т.к. в нашем случае это вызывает прямо противоположный эффект, конь начинает сильнее сопротивляться, замыкается и это затягивает погрузку на неопределенное время. В случае таки остановки перед трапом или на нем (важно еще не давать коню поворачиваться, как Ивасику-Телесику, к трапу боком - наш все время наровил), если видно уже, что от хлыстов вперед он не двинется, ни пяди земли врагу не отдаст, мы его начинали вносить. Т.е. нельзя давать ему пятиться назад, таща за собой ведущего. Два человека упирались ему плечами в круп (он не бьет), несколько человек с двух сторон в бока, еще несколько человек переставляли ему передние ноги и задние, остальные его вталкивали. Очень похоже как забуксовавшую машину выталкивают из грязи. При достижении нашей цели коня втаптывал в перевозке пол ведра моркови, все его гладили, хвалили. Еще одна хитрость: коню своему мы обязательно брали какого-нибудь напарника (они ж табунные), даже если второй лошонок не выступал, а просто катался туда-обратно попастись. И этот напарник уже стоял в перевозке, как гарантия того, что оттуда не выскочат волки :lol: Если грузили в большой коневоз - ставили где-то посередине. Во-первых, пара лошадей там уже стоит, заходить не так страшно, во-вторых, еще достаточно места, чтобы комфортно развернуться.
Кода приходилось грузиться из полей, с плацев, мы заматывали коню морду чем-то темным. Сначала водили вокруг да около, чтобы сбить ориентиры, потом заводили, если опять возникал ступор на трапе (он хоть и не видит, но чувствует, что у него под ногами), то, как я описывала выше, заносили. Со временем насобачились так, что для внесения тела в коневоз, помимо ведущего, надо было только 4 человека: 2 сзади подпирающих ему зад и 2 переставляющих ноги. При погрузке с открытыми глазами делали корридор из людей с хлыстиками (все стоят приблизительно на расстоянии вытянутой руки друг от друга), самые ответственные места - там, где можно с трапа соскочить. Если не помогала стимуляция бичиком сзади, опять заносили.
Иногда для заталкивания в машину пользовались кордой. Два человека обхватывают сзади лошадь кордой выше скакательных суставов и стараются таким образом затянуть коня в машину. Но, есть лошади, которые в таком случае лупят задом.
Главное - это настойчивость и доброжелательность. Ни в коем случае не выходите из себя и не хлещите, лошадиная логика может сработать так: "если здесь меня так бьют, то там внутри, наверное, ваще убьют. Спасайся кто может!" Обязательно хвалите, кормите, чешите в любимых местечках. В перевозке обязательно должен висеть рептух с сеном, на пол насыпаны опилки. Т.е. чтоб как дома было.
Теперь моя коня заходит в коневозы практически самостоятельно. Ну разве что иногда, когда у него возникает желание повыпендриваться и попить хозяйской крови, может понадобиться человек сзади с бичом для контроля.
Вот!