Lieke Santman
Участник
Прочитала одну статью на эту тему и задумалась — уместна ли полевая посадка на конкурном маршруте?
Что думаете на этот счет? Конечно, это сложнее для всадника, но действительно ли легче так лошади?
Анализ литературы и фотографий прыжков ведущих конкуристов показывает, что сейчас основные тенденции в конкуре — сохранение естественного равновесия лошади и предоставление ее голове и шее полной свободы движений. Это связано с возросшей сложностью, требующей от лошади максимальных усилий и совершенной техники прыжка. В последствии сложилась так называемая облегченная техника посадки, при которой всадник не опускается в седло даже при приземлении. Принимая облегченную конкурную посадку, всадник слегка приподнимается над седлом и подает корпус вперед, перенося тяжесть тела с седалища на плотно лежащий шлюсс и колени. Чтобы нога плотно прилегала к седлу, путлище укорачивают. Центр тяжести всадника при движении и во всех фазах прыжка всегда находится несколько впереди центра тяжести лошади. Всаднику труднее сохранять такую посадку, так как она требует более прочного шлюсса и высокоразвитого чувства равновесия, но она значительно удобнее для лошади и способствует экономии ее сил. При облегченной посадке создаются более благоприятные условия для работы поясницы лошади. Это особенно важно в фазе группировки, когда лошадь, готовясь к прыжку, выносит задние конечности вперед, к месту отталкивания передних. Чем активнее и гибче поясница, тем дальше вперед выносятся задние ноги, следовательно, мощнее их размах и благоприятнее условия отталкивания.
В исследованиях, проведенных на чемпионатах страны и других крупных соревнованиях, установлено, что далеко не все наши конкуристы следуют современным тенденциям. Многие усиленным действием повода и нерациональной техникой посадки нарушают естественное равновесие лошади, в той или иной мере затрудняя прыжок. Более половины конкуристов применяют давно уже устаревшую необлегченную технику посадки. При движении они сидят в седле прямо или с незначительным — до 75—85° — наклоном корпуса. Некоторые при подходе к препятствию отклоняются. Чтобы не отстать от движения лошади в фазе отталкивания, всадник резко подает корпус вперед и вверх. «Выстреливая» корпусом, он переносит свой центр тяжести далеко вперед за центр тяжести лошади, загружая переднюю часть ее тела в момент отталкивания. При этом он чаще всего полностью выпрямляет ноги в коленях и встает на стремена. Энергичное движение корпуса всадника вверх с опорой на стремена создает силы, противоположные силам отталкивания, что требует от лошади дополнительных усилий. При интенсивной подаче корпуса вперед в фазе полета, всадник, как правило, теряет контакт с седлом, а затем в фазе приземления обрушивается на спину лошади всей своей тяжестью. Для необлегченной техники посадки характерно также высокое положение рук и сильное натяжение повода, приводящее к неестественному при галопе подъему головы и шеи лошади.
Ряд конкуристов пытается использовать рациональную — облегченную технику посадки. При движении по маршруту корпус у них имеет большой наклон до 50°, седалище не касается седла, руки расположены низко, действие повода мягкое. Голова и шея лошади при такой посадке чаще всего занимают естественное для движения галопом положение. Однако при подходе к препятствию и эти спортсмены садятся в седло и чаще всего отклоняют корпус назад, что не отвечает требованиям облегченной техники посадки. «Выстреливая» из седла, они также существенно нарушают равновесие.
При соблюдении всех требований облегченной техники посадки всадник заранее, еще на подходе к препятствию, а затем в фазе группировки наклоняет корпус вперед. Перегруппировка происходит плавно, без нарушения равновесия. Верхняя часть тела всадника при отталкивании проходит значительно меньший путь, чем в прыжках из сидячего положения. Центр тяжести расположен значительно ближе к точке опоры всадника, следовательно, и к центру тяжести лошади. Все это создает хорошие динамические условия при отталкивании и не затрудняет работу лошади.
Из наших конкуристов никто пока не владеет в совершенстве облегченной техникой посадки. В исследованиях выявлены следующие наиболее общие для наших ведущих конкуристов недостатки техники посадки и управления, создающие существенные помехи прыжку лошади:
при подходе к препятствию и в фазе группировки лошади — отклонение корпуса назад и энергичное действие поводом;
в фазе отталкивания — резкая подача корпуса вперед с сильным выпрямлением ног в коленях и натяжение повода;
в фазе полета — потеря контакта с седлом, отставание в подаче корпуса от движения лошади, смещение ног назад и посадка в седло;
в фазе приземления — сильное воздействие тяжестью тела на спину лошади в момент касания ее конечностями земли;
во всех фазах — отсутствие у всадника прогиба в пояснице, разведения локтей в стороны, опускания носков ног и т.д.
У ведущих зарубежных конкуристов на прыжке повод лишь слегка натянут или совершенно свободен. При движении по маршруту и перед прыжком седалище у них, как правило, не касается седла, наклон корпуса колеблется от 35 до 65°. При отталкивании колени всадника остаются полусогнутыми. Такая техника посадки обеспечивает удобство движения и максимальное сгибание у лошадей передних и задних конечностей при переносе их над препятствием.
Величина угла между линиями спины и шеи в момент отталкивания задних ног у лошадей зарубежных конкуристов не превышает 165—170°, в то время как у наших лошадей он обычно около 180°. Угол сгибания запястного сустава у некоторых из них достигает 25—30°, предплечье выносится далеко вперед, значительно выше горизонтали. При такой технике прыжка корпус лошади проходит низко над препятствием, что способствует экономии ее сил.
Чтобы сделать шаг по пути улучшения положения дел в конкуре, необходимо устранить этот серьезный недостаток техники управления. Грубое действие поводом перед прыжком в сочетании с нерациональной техникой посадки и многочисленные ошибки в последующих фазах затрудняют проявление физических и технических возможностей лошади. При систематическом ограничении подвижности головы и шеи у лошади нарушается естественная координация движений, что приводит к формированию малоэффективной или порочной техники прыжка. Наиболее характерные ее признаки — недостаточная гибкость позвоночника лошади, плохое сгибание передних конечностей, ошибки в выборе оптимальной точки отталкивания и траектории полета. Чем сложнее препятствие, тем существенней отрицательное влияние указанных выше недостатков на результаты его преодоления. В конкуре международного уровня, где лошади прыгают на пределе своих физических возможностей, эти недостатки становятся одной из основных причин неудач спортсменов нашей сборной.
Что думаете на этот счет? Конечно, это сложнее для всадника, но действительно ли легче так лошади?