Рычажное железо

  • Автор темы Автор темы Yachiru
  • Дата начала Дата начала

Yachiru

Опытный
Постоянно смотрю видео из разных стран на совершенно разные лошадные темы и за много лет заметила что огромное количество лошадей работает на рычажном железе, которое у нас не очень-то популярно. Причем речь идет не только о вестерне, а вообще о любых прогулочных лошадях.

Была в прокате в Турции. Все лошади, включая частных арабов и прокат ходят на железе по типу вестерновского мундштука (с кожаным ремнем вместо цепочки).

В прокате в Испании опять почти на всех лошадях рычажное железо, начиная с трензелей с поводом на длинном конце заканчивая мундштуками и пелямами.

У нас такое вообще редко встретишь, особенно у неспортивных частников и уж тем более в прокате. Собственно возник вопрос к хоббикам, кто на таком железе работал/работает? Почему на него перешли или наоборот убрали?
 
Я работала на олимпийском пеляме своего коня, на нижнем кольце всё время. Прогулки в полях, невыскоие прыжки и манежная езда на плацу.

Почему - потому что очень горячий конь, изначально имел тенденцию неуправляемо и бешено носить.
Далее постепенно успокоился, в управлении стал внимательным. Если повод в нижнем кольце олимпийки, был абсолютно послушным, внимательным, управлялся очень легко. Но!
Стоило перецепить на верхнее (как на обычном трензеле) кольцо и в полях начинал вести себя нервно, менее вменяемо, всё время пытался тащить. При перестегивании обратно успокаивался. Почему. Я пришла к выводу, что на верхнем кольце (без рычага) давление трензеля слабее, а сила возбудимости у данного коня очень высокая.
Процесс возбуждения перекрывал ощущение давления от трензеля. Конь не чуствовал его и нервничал, потому что, по всей видимости, не очень понимал, что происходит. Вроде всадник сверху, вроде что-то делать надо, но что - он не слышит или плохо слышит, не понимает, сигналы нечеткие. И от этого заводился ещё сильнее, следовательно давление от трензеля переставл ощущать совсем. Он тогда даже шагал нервно, вприпляску с задранной шеей. И успокоить было невозможно или очень трудно.
Рычаг олимпийки же он чуствовал хорошо, следовательно слышал и всадника, следовательно, в его мозгу всё сходилось, всё так, как и должно быть, поэтому все аллюры вменяемые.)) Разница - даже на шагу была ощутимая! на рычаге расслабленно и спокойно шагал, опустив голову, щипал травинки. Легко и спокойно слышал меня на галопе любой скорости) Легко переводился в рысь или шаг. Без рычага мог разнести, не потому что дурноезжий, а потому что тупо не слышал давления.

На плацу манежная езда без прыжков - без разницы, есть или нет рычаг. Прыжки - по той же причине нижне кольцо. И это при том, что в последние годы он нормально управлялся корпусом, слышал, умел делать переходы и остановки от корпуса. Но всё равно он волновался, если переставал ощущать давление трензеля. И соответственно и корпус слышал хуже.
 
Работала на самом разном железе.
Мои собственные кони ходят/ходили на:
1 (чувствительные губы) - рысачий трензель, грызло - литая "девятка";
2 в повседневную работу - обычный трензель с круглыми кольцами, грызло - литая "девятка";
2 на соревнования по выездке и шоу - оголовье с тем же трензелем и мундштуком;
3 - обычный трензель с круглыми кольцами, грызло - литая "девятка";
1, 2 и 3 в экипаже - почтовый пелям (рычажное драйвинговое железо), грызло - литая "девятка";
4 (мягкий рот, холеричная лошадь) - трензель-"восьмерка" с "конфетой" и круглыми кольцами, литое грызло 18 мм. До этого пробовали разные виды железа с медью, роллерами и т.д., конь не впадает в истерику только на самом мягком;
4 в экипаже - пелям, комбинированный из почтового и ливерпуля, с литым цельным прямым грызлом 16 мм. До этого пробовали почтовый пелям с литой "девяткой". Отказались, т.к. "девятка" вставала во рту "елочкой" и втыкалась в верхнюю челюсть, отчего конь открывал рот и уходил головой наверх, что мне не нужно;
5 - безрычажный пелям-"восьмерка" с "конфетой", литое грызло 18 мм. До этого пробовали обычную литую "восьмерку" с круглыми кольцами и грызлом той же толщины, но пелям понравился больше, т.к. дает больше вариаций в работе;
5 в экипаже - венгерский трензель Wilson, грызло - литая "девятка" 16 мм.

Вообще "девятку" не люблю. Лошадей 1, 2 и 3 тоже перевела бы на "восьмерки", если бы в годы их активной работы (сейчас на пенсии) можно было бы купить "восьмерки" их размеров.
По схожей причине конь 5 ходит на "девятке" - Wilson в цельным грызлом или "восьмеркой" хрен найдешь.
Длинно получилось. :)
 
Почему - потому что очень горячий конь, изначально имел тенденцию неуправляемо и бешено носить.
Об этом я как раз и говорила про "использование в редких случаях и спорте". То есть на спокойных, а тем более на всех подряд лошадей у нас такое железо не одевают.

Я вот этого дядечку часто смотрю. Не видела ни разу лошадь без рычагов, есть видео с более короткими кольцами на, судя по всему, более молодых невыезженных лошадях. Я так понимаю что такое железо используется для максимального контроля с минимальной работой рукой и свободным поводом и при этом считается вполне себе нормальным а не "вы изверги, лошадку мучаете".

 
Мне кажется, у нас часто возникают проблемы с классификацией, из-за этого бывает много путаницы . Рычажным железом у нас часто называю всё то, что в англоязычном мире дробят на три категории: "curb bits", "gag bits" и, собственно, пелямы. Эти категории различаются по механизму и предназначению.
"Сurb bits" - это рычажное железо с цепочкой, ремешком и кольцом для одного повода. Его чаще всего используют в вестерне. И именно этот тип железа нередко в Европе, и, что не удивительно, ещё чаще в Америке используют для любительской езды, езды по пересечённой местности и в прокате. Суть его использования как раз в том, чтобы всаднику лошадь за рот не трогать. Управление идёт на минимальном контакте с поводом в технике "neck rein". Это абсолютно иной принцип, чем при работе на безрычажном железе ("snaffle bit") и само железо работает иначе. Оказывая основное давление на челюсть, язык и нёбо, побуждает лошадь опускать голову вниз, позволяет всаднику свободно управлять одной рукой.
Пелямы - это комбинация трензеля и мундштука в одном приспособлении, имеют отдельные кольца для безрычажного и отдельные для рычажного поводьев, цепочку. Используются как более строгое средство, когда в этом есть необходимость, чтобы избежать применения силы.
"Gag bits" - это рычажное железо без цепочки. К этой категории относится и популярная у нас олимпийка. Довольно интересная категория, с использованием которой можно получить очень разное воздействия в зависимости от техники и конструкции. Разновидности гэгов с возможностью создания большого рычага могут использоваться по типу curb bits при минимальном воздействии на рот. В остальных случаях железо направлено на усиление давления на губы и дополнительно давит на затылок, за счёт чего побуждает лошадь поднимать голову вверх, если она сильно опущена, эффективно при разносах и вкладывании в повод. При маленьком, "отсутствующем" рычаге позволяет воздействовать очень дифференцировано, добавляя давление на затылок и практически не влияя на силу воздействия на губы при небольшом давлении.
Это основные классы, есть, конечно, и модели, которые так просто не классифицируешь.
Вот, мне показалось это интересным и важным.
 
Ох! Спасибо за такое развернутое объяснение. Я ни с чем кроме выездкового мундштучного оголовья не сталкивалась и для меня все эти, с виду страшные железки - темный лес.

что в англоязычном мире дробят на три категории: "curb bits", "gag bits" и, собственно, пелямы.
Судя по описанию и методу воздействия на приведенном выше видео именно "curb bits"?
 
Судя по описанию и методу воздействия на приведенном выше видео именно "curb bits"?
Да, именно. :)
Кстати, товарищ на видео в своих эпизодических комментариях на английском очевидно любит обсудить тему всяких приспособлений, но в очень арабском стиле.
 
стати, товарищ на видео в своих эпизодических комментариях на английском очевидно любит обсудить тему всяких приспособлений
Он вообще, в отличие от многих владельцев ютюб каналов, очень охотно отвечает на любые вопросы. Но про железо я все-таки решила спросила у наших) У арабов/турков на таком железе каждая вторая лошадь, а у нас вот не очень принято и стало интересно. Хотя наверное стоит и его послушать.
 
Прошерстила весь канал, очень интересно он рассказывает о железе.

1. Он заматывает железо скотчем, ну точнее использовалось слово "duct tape", но думаю пользуется он чем-то помягче вроде клейкой изоленты. Почему? Потому что от прорезиненных трензелей лошади откусывают мелкие кусочки и могут проглотить, пластик откусить сложнее, но там от отжевывания может сточиться одна сторона. Методом проб и ошибок придумал пользоваться обычным железом и для мягкости заматывать "скотчем".

2. Дальше было про историю. Оригинально трензель (восьмерка, девятка) были придуманы египтянами для управления лошадью в военной повозке. То есть для управления большей частью по прямой. Пелям (он везде использует слово "Pelham" но как писала aneotek это "сurb bit" - плоские рычаги, один повод, сплошное грызло + цепочка или ремешок), вообщем curb bit был придуман для управления на войне под верхом, то есть для большей маневренности. При этом "curb bit" + хороший всадник считается железом более мягким, т.к работы рукой меньше и нет давления на уголки рта лошади.

3. Очень весело сравнивал железо с машинами в духе: обычный трензель это как старая механика без гидравлики руля, если вы не можете на ней ездить - вы плохой водитель. "Curb bit" это как спортивная тачка, если вы плохой водитель вы на ней убьетесь нафиг (а точнее лошадь убьет вас, т.к неправильной работой руки вы её достанете).

4. Рассказывал что начинает работу с лошадьми с простым трензелем не из за мягкости, как принято считать, а для того чтобы объяснить лошади что её контролирует именно его рука, а не железка. Дальше, после того как лошадь полностью управляема трензелем он меняет его на curb bit для комфорта лошади, а не всадника (т.е для исключения давления на уголки рта и любых натертостей в этих местах).

5. Очень интересно подмечено что лошади, в отличие от других животных, сначала реагируют а потом думают. Поэтому применение лишней силы, в том числе более строгого железа, на неуправляемой лошади не приводит к должным результатам. Так же как и попытки дрессировать лошадь как собаку исключительно с помощью лакомства.

Надеюсь кому-то было интересно почитать. Хоть у автора канала и очень непривычная для нас манера езды, лошади у него выезжены, по моему мнению, очень хорошо.
 
Я езжу в поля на таком вот железе

1431461167_g.jpg


Купила его ради любопытства по каталогу, долго лежал, но потом молодое животное начало растаскивать в полях и как раз пригодилась моя покупка.
Сейчас оставила его для дальних походов - легкое управление одной рукой, не нужен постоянный контакт, при необходимости остановить можно всегда. Езжу на нем на свободном поводу, грызло там обычное девятка.
Свой первый пробег бежали в нем же, на всякий случай.

Ездили по Франции - у моей арабо-аппалузы был мундштук, т.к. на трензеле с ней было очень сложно, она себя не контролировала, тот же случай что и у Летучая я.

В Испании - лошади были очень активные и горячие так же с рычагом железо и то было не просто с ними.

Малайзия - тут скорее перестраховались и выдали всем рычажное железо, лошади были абсолютно адекватны и легко управляемы.
 
Мне, помнится, на Мальте выдали лошадь на пеляме с цепочкой. Не поняла, зачему - он истерил и на повод, и на руку (свечил, козлил). С ногой разобрались, а вот с поводом разобраться за 2 часа не удалось, ездила на провисшем, тормозила коленом, малейший упор в руку - свеча.
 
Я езжу в поля на таком вот железе
Очень классное фото :) То есть сейчас она в полях не таскает даже на обычном трензеле?

малейший упор в руку - свеча
Вы видимо работали рукой как привыкли. Я в Турции тоже для подъема в галоп подобрала повод и у меня жеребец начал бодренько осаживать назад (хорошо хоть не свечил), сразу подбежал дядечка и на смеси ломаного немецкого и английского объяснил что у них лошади приучены к совсем другой манере управления. Причем я даже не заметила сначала какое у него железо. Мы опоздали слегка и меня быстро быстро кинули на коня и, раз я сказала что я умеющая, отправили отдельно от смены новичков с бодрыми турецкими дядями, которые все очень странно сидели с ногами вперед и даже не думали вставать в полевую посадку на карьере.
 
Он не осаживал, сразу свечил.
Я попыталась сначала как привыкла, потом просто ровно мягко набрала повод, потом плюнула и все бросила до провисания, но иногда он мотал головой и натыкался на свой ( провисший) повод и на это тоже свечил.
Инструктор благоразумно держался от меня подальше :)
 
Вот у нас Сurb bits - с ремешком, рычагами и восьмеркой с конфеткой. Играемся в вестерн, так что да, все на полураспущеном поводу, управление силой мысли. Учимся пока, но все же. Иногда одеваю трензель восьмерочный, если кто то другой вместо меня садится. Как оказалось, народ относится к этому, как к строгому железу и не понимает принцип действия, зажимая лошадь рукой. Конь горяч, но катает меня и на недоуздке, так что это не способ справиться с лошадью-убийцей.
 
Сверху