Попытаюсь без эмоций рассмотреть варианты будущего для лошади, которая больна либо стара, т.е. по каким-то причинам ее работоспособность ограничена.
Прежде всего, это будущее зависит от ее хозяина. Человек может заводить лошадь для разных целей (всех не перечислить). Разделю эти цели условно на идеалистические и материалистические (понятно, что для большинства имеет место немножко того, немножко другого, и еще третье, четвертое…, но можно ведь определить, что, все-таки, преобладает). К хозяевам-идеалистам отнесу тех, кто держит лошадь ради блага самой лошади, либо удовлетворяет за ее счет некие свои чисто духовные потребности (причем иногда для такого удовлетворения на лошади можно и не ездить). Прочие – материалисты.
Кроме того, тех и других условно разделю на бедных и богатых (опять-таки, понятно, что коневладелец – вряд ли такой уж бедняк :wink: ; тем не менее, между ними имеется существенная разница в доходах). Не будем забывать о том, что содержание больной лошади обходится значительно дороже, чем здоровой, и не каждый, кто может позволить себе иметь здорового коня, может себе позволить иметь и больного.
Повезло лошадям, которыми владеют богатые идеалисты. Понятно, что такой владелец будет свою лошадь лечить, и ей будут обеспечены как необходимый отдых, так и необходимые для здоровья нагрузки в идеальных условиях.
Что предпринять бедному идеалисту, я, честно говоря, ума не приложу. Можно попытаться пристроить лошадь в хорошие руки (богатого идеалиста). Увы, на всех больных лошадей таких рук не напасешься :wink: . Можно просить помощи у различных благотворительных организаций (коллективных богатых идеалистов). Опять-таки, этой помощи на всех не хватит. Можно раздеться догола и влезть в долги :wink: . Если этого не хватит, можно поступиться своими идеалистическими принципами и попытаться что-то на этой лошади заработать, но опять-таки много тут без ущерба для здоровья не заработаешь, плюс еще могут побить добрые защитницы животных :x (как же, эксплуатация больной лошадки!). Действительно, замкнутый круг. Скорее всего, итогом будет смерть либо переход в другие руки, непонятно какие :wink: .
Материалист прежде всего оценит, стоят ли затраты на лечение возможных выгод от использования этой лошади в дальнейшем. Если нет, то от лошади, скорее всего, постараются избавиться. Если материалист – человек совестливый, он приложит некоторые усилия к тому, чтобы лошадь попала в хорошие руки. Если нет – сбудет, куда попало. Опять-таки, если хороших рук не найдется, то и совестливому материалисту придется сбыть лошадь тому, кто возьмет. Крайний вариант – мясокомбинат, хотя есть ведь люди, которые считают, что он не крайний, т.е. есть варианты жизни хуже смерти.
Рассмотрим богатого материалиста – например, некий престижный клуб, в котором клиенту не предложат сесть на старого или больного коня (ведь богатство – это в том числе и имидж). Это отнюдь не означает, что когда лошади, которые сейчас работают в этом клубе, заболеют или состарятся, их будут в полном объеме лечить либо содержать на пенсии :wink: (если только этот клуб – коммерческая организация, а не благотворительная). Скорее всего, их просто вовремя сбывают идеалистам либо материалистам победнее.
Ну а в клубе бедного материалиста в манеже можно увидеть самых разных лошадей, которые несут разные нагрузки: здесь можно увидеть и молодых здоровых коников, и старичка, который, тихонько трюхаясь по стеночке, везет на себе ребенка или новичка, который «не дорос» пока до галопа или прыжков. А если нет такого всадника, то хилую лошадку могут предложить и более сильному клиенту. Клиент №1 может сказать: «Уберите старую клячу, дайте мне вот того красавца!» (жестоко, но искренне). Клиент №2 может сказать: «Живодеры, как можно заставлять эту лошадь работать, я никогда больше сюда не приду и всех на ваш клуб натравлю!» (отдает ханжеством; если он самый добрый, почему бы не заплатить за час езды, и не дать лошадке в это время отдохнуть, например, пошагать в руках; осуждать других вообще легче всего :wink: ). Клиент № 3 может сесть на эту лошадь и с искренней благодарностью отъездить на ней смену (конечно, он при этом получит меньше радости от быстрых аллюров, но зато больше от общения с мудрым и благородным существом). Просто если лошадь работать не будет, у бедного материалиста не будет и денег на ее содержание, и придется сбыть ее уже сказано куда.
И еще. Представьте себе: я – больной старик. Давайте сравним два варианта. Первый: я – обуза, меня кормят из жалости, из милости, я уже ничего не могу; то, чему меня всю жизнь учили, что вызывало восторг и восхищение, уже никому больше не нужно, я доживаю. Второй: я – нужен, меня хотят, меня жаждут, мне благодарны, мною восхищаются, меня уважают, и я достоин уважения, потому что отдаю, что могу, и по-прежнему зарабатываю себе на жизнь, я имею право на все, что мне дают, я живу. Конечно, лошадь – не человек, и она не может рассуждать в точности так, но я думаю, что на уровне эмоций все-таки именно так это и выглядит.