Размышления о последних анализах ДНК
Только сегодня дошли руки выложить результаты сразу по двум партиям образцов -
№18 и №17. Немного не по порядку, но так надо.
Образцы Принцессы и ее сына Принца лежали у меня очень давно, но все не было денег именно для их анализа. Только недавно я более или менее разобралась с имеющимися образцами по серебристому проекту и смогла взяться за образцы категории "сложные случаи". Как оказалось, все было к лучшему: возможность делать анализ ДНК на псевдосаврасость появилась только пару месяцев назад. Это именно тот случай, когда лучше не спешить. Наука вообще спешки не любит.
Анализы этих двух партий очень важны как для
проекта Татьяны Зубковой в частности, так и для мастеведения в целом.
Во-первых, на примере матери и сына мы теперь отчетливо видим, как по-разному может проявляться псевдосаврасость. Если Принцесса в целом выглядит как просто гнедая лошадь... ну, хорошо, с узковатым ремнем, то фенотип вороного Принца настолько сильно отошел от стандартной вороной масти, что ее просто трудно узнать.
Конечно, псевдосаврасость еще нуждается в дальнейшем исследовании. Нужно, во-первых, изучать ее фенотипические проявления, во-вторых, распространение и распределение по породам.
Пока создается впечатление, что она распространена совсем не в тех породах, где можно встретить саврасость... но здесь явным исключением, по моему мнению, являются донская и буденновская породы. Наличие в них и саврасости, и псевдосаврасости, которое так сильно путало нас с Зубковой, усложняет мастевую палитру - и в то же время делает задачу еще интереснее.
Западные ученые пока высказали предположение, что мутация nd1, отвечающая за псевдосаврасость, произошла еще до одомашнивания лошади, а мутация nd2 (отсутствие саврасости) - после одомашнивания. В таком случае становится примерно понятно, почему произошло такое заметное распределение этих мастей и явлений по разным породам. И тем уникальнее случай с донской и буденновской породами. Анализ мастевой палитры подсказывает нам, что мы еще ой как много не знаем об истории степных лошадей...
Прошу также обратить ваше внимание на случай помесной светло-каурой кобылы Лаванды. Эта лошадь с Камчатки, куда в свое время были завезены дончаки. По типу она уклоняется в сторону густого дончака, а мастью очень похожа на светло-каурую Мистику, только из "диких" отметин у нее достоверен лишь ремень, так что со стороны Лаванда почти неотличима от донского или буденновского варианта светло-рыжей масти. Это показывает нам, насколько по-разному может выглядеть каурая масть.
В этих партиях также представляет интерес псевдоизабелловый андалуз. Анализ его случая планирую включить в диссертацию.
Верю, что у нас впереди еще много интересного. Лично я уже давно жду разработки теста на ген Mushroom.