О ЗЭТе со страниц тех, кто был с ним... Вроде, размещаю по теме... о переломах. ....." Пожалуй, напишу немного о том, как это было в моих глазах.
Вечером очередного четверга я узнаю, что Зэт сломал ногу. На следующий день, отпросившись с занятий, я поехала на конюшню с Ярославой. Зэт встретил нас достаточно бодро, прыгая по деннику на трёх ногах.
На следующий день приехала его хозяйка Надя, и мы, обсудив с врачами шансы на выздоровление (которые изначально приравнивались к нулю), решили рискнуть и отвезти его в клинику для проведения сложной операции. И с самого начала всё делалось для того, чтобы, отпустив его, мы могли быть уверены, что сделали всё возможное, чтобы сохранить его жизнь...
Я отпросилась с учёбы на всю следующую неделю, чтобы быть с ним. В воскресенье в ночь я взяла такси от дома до Максимы и спустя чуть больше двух часов была на месте.
Весь следующий день я не могла найти себе место. Честно говоря, я не могла представить, как Зэт выйдет из денника, полностью пройдёт весь проход конюшни, зайдёт в коневоз, и, что самое главное - КАК он доедет до клиники, хватит ли ему сил...
Спустя приблизительно четыре часа в дороге он оказался в клинике, где его уже ждала я с Ксюшей, Алёной и Ярославой. Пол в коневозе покрылся корочкой льда, и мы долго не могли выгрузить Зэта, так как действовать надо было аккуратно, чтобы он не поскользнулся. Выгружались долго. Но в конце концов Зэт оказался в деннике, где сразу же лёг отдыхать после утомительной дороги. Он жадно ел ароматное сено. Но пир оказался недолгим - с семи утра Зэти поставили на голодную диету - надели намордник.
Спустя 14 часов без еды Зэт был выведен на развязки. Началась подготовка к операции. Так как я стажируюсь в МаксимаВет, я присутствовала на операции, периодически подбегая к двери, где сидели Надя и Ярослава, я докладывала им диалоги врачей. Вся операция проходила очень напряжённо, так как было очень трудно установить штифт, не допустив нового надлома в кости.
Однако спустя 5 с половиной часов под наркозом Зэт оказался лежащим в деннике с идеально установленным штифтом. Затем следовал 6-ти часовой выход из наркоза, во время которого Зэт отчаянно бился на подвесе. Казалось, что ещё чуть-чуть, и либо он выпрыгнет из него, либо оборвётся трос...
Но и здесь удача была на нашей стороне благодаря профессионализму команды моей любимой клиники.
Следующую неделю всё проходило так, что лучшее вообразить сложно было. Я уехала домой. Спустя неделю на учёбе я приехала, как всегда - на выходные. За эту неделю у Зэта сквозь кожу вылез штифт, который затем был возвращён на место. И это не выглядело катастрофично, пока спустя ещё одну неделю у нашего боевого коня не разошлись швы и кость вновь не съехала...
Не хочу описывать все сложности сложившейся ситуации, но в итоге Надей было принято решение усыпить Зэта. Когда это происходило, мы с Ярославой были с ним.
Пусть каждый останется при своём мнении. Были ли у Зэта шансы, можно ли было собрать больше денег, и помогли ЛИ бы они... Сказать сложно. Но он боролся до самого последнего вздоха. И когда он понял, что это конец - он отказывался идти туда, где всё должно было произойти. Упираясь и отмахиваясь задними ногами, смотря в наши глаза, он будто просил остановить врачей. Он всё понимал.
В 00:40 его не стало.
Надеюсь, сейчас тебе не больно. Я очень скучаю... ..."Сегодня первый день, когда я не реву по Зэту.
Спустя 4 дня я начинаю понимать, что уже ничего не изменить, и что надо отпустить его. Зэти, я надеюсь, что принятое решение было действительно лучшим для тебя, хоть я в это не очень то верю...
Ну ладно. Надо чем-то отвлечься. Скоро лето. "Скоро". Надо сдать некоторые долги по учёбе, которые накопились, пока я была с Зэтом в клинике
Надо взять себя в руки. Надо.
Он многому научил меня. Точнее - его смерть. Теперь я никогда не буду слушать чужое мнение и стараться кому-то угодить. Не буду бояться того, что обо мне подумают. Не буду бояться осуждений в свой адрес. Теперь только так, как считать нужным буду я. Если бы я приняла такое решение неделю назад, то, возможно, Зэт был бы сейчас жив.
Потерять его было очень больно. Так что всё. Больше никаких попыток выглядеть другой.
Когда в 12 лет я посмотрела "Резвую", то дала себе обещание, что буду спасать лошадей с переломами... С просмотра этого фильма во мне появилось желание лечить не просто животных, а именно лошадей. Именно оперировать. Именно переломы. После случая с Зэтом во мне не остаётся ни малейших сомнений на этот счёт.
Пусть все лошади будут здоровы
Хотя бы условно.
......."Маленький четвероногий герой больших бесполезных человеческих скандалов.
Я все-таки напишу. Я знаю историю Зэта с самого начала и была с ним до самого конца. Я знаю как покупался конь, какие были у него проблемы изначально, знаю весь срач во время покупки, знаю что с ним планировалось делать, знаю как его планировалось продать перед самим переломом. История длинная. наверно вселенная пыталась дать возможность исправить ошибки/карму/ мировоззрение. Но увы.
Backwards
20:30 мы смирившись приехали в клинику провожать Зэта в последний путь. Время то тянулось, то скакало какими-то рывками.
Зашли в лазарет. Зэт чистый, рана обработана. Лангета хорошо примотана. Врач стационара поприветствовала нас и сказала, что конь последнее время много пьет, сказала, что часто дает ему воду. Попросила Дашу предложить ему воды. Зэт с удовольствием попил. Мы болтали с ним чесали ему за ушами. Попросили прощения, за то что не можем ничего изменить. Ком в горле. Снова дышу через раз - Это нервное, от бессилия.
Хозяйка попросила прислать видео.
21-42.
- Надя ты подписала договор?
- Мне его везут, часам к 21:00 будет.
- Ясно, тоесть через 12 минут.
22:30 ждем. Врачи заняты.
22:52 не можем найти ключ от стеллажа с препаратом. Есть запасные. Ищут. Все на взводе. На то есть миллион причин.
23:30 Нашли ключи. Но не спешат, доделывают дела в клинике. Врач занят. Но ассистентам команды не дает. Хотя мог бы. Без него не начнем. Будет вместе с нами.
0:30 установили катетер. Сняли подвес... Врачи должны быть беспристрастны. Это необходимый навык в работе.
Состояние странное. Пустота. Паника. Нежелание двигаться. Хочется слиться со стеной и стать невидимой. Но рядом девочка, котороя переживает все гораздо больнее. Я видела много смертей, но с животными каждый раз больнее.
Но рядом ребенок, она будущий врач она ведет себя как настоящий доктор. Ни истерики ни слезинки, но этот конь слишком родной для нее. Я то знаю, что она рыдала все утро до самого приезда в клинику, . Молчу. все молчат. Никто не смотрит друг другу в глаза. Только Зэту.
Тихие фразы. Отцепляй. Аккуратно. Разворачивай. Придержи ногу.
Я и маленькая Даша шли с ним в бокс. Я и Даша смотрели ему в глаза и говорили с ним. Я прижималась к его ногам, когда он лег. Мы с Дашей стояли прижавшись к двери, когда он заснул. Он был не один. Мы были рядом. Четверо врачей и я с Дашей.
У меня не получилось. Я сдалась . слезы текли по обеим щекам. Зэт сделал последнюю попытку побороться за жизнь. Но седация взяла свое. Он сдался. Лег. Я живой. Иньекция.
0:40 Прощай Зэт
А вот теперь хочу разогнать весь этот базар, который развели на просторах интернета.
Много людей принимало участие в попытке спасти Зэта. Но к сожалению помимо реальной помощи на просторах интернета слишком часто встречаются диванные рыцари. И не зная брода, хватая обрывки информации, начинают выдвигать свои суждения. Обвинять всех подряд просто потому что это отличный способ выплеснуть негатив и убить свободное время. Конечно хозяйка первая начала лить масло в огонь. Ну а недоброжелатели не заставили себя ждать. Сколько грязи полилось на людей, которые пытались не словами а действием помочь ситуации. Первую неделю пока собирали деньги на операцию и конь стоял у Марины в кск. Именно она разрывалась там на части, день и ночь не отходя от коня, успокаивая и поддерживая Надю. Моталась в Москву за лекарствами. при этом успевая делать ежедневные дела по конюшне, которые никто не отменял. У хозяйки Зэта не было ни денег, ни даже сбер карты, Марина отдала свою личную карту под сборы на лечение. Каждый вечер голова шла кругом, надо было четко отслеживать, что пришло на Зэта и вести сумасшедшую бухгалтерию, дабы не перепутать чужие деньги и свои.
Не будучи ветврачом не имея специальных условий, очень непросто ухаживать за конем в таком состоянии. Но работники конюшни делали все, что было в их силах. И конь смог и вставать и даже доехал до клиники! Однако же спустя недолгое время на различных ресурсах полились нелицеприятные посты о работниках конюшни. По-моему такие посты - это позор авторам.
Далее, Лучшая клиника, лучшие врачи начиная с главврача и до последнего фельдшера. Люди которые отдают всю свою жизнь работе, спасая животных всех пород и размеров. На костылях, с температурой они приходят на работу, они по 4 суток не возвращаются домой, когда тяжелые случаи, когда нужно быть в клинике, ездить в города и веси, спасая чьих-то любимцев. И удавив все свои эмоции, чтобы они не мешали трезво оценивать ситуацию и не повлекли роковых ошибок, они борются со смертью до последнего за каждого своего пациента. Порой забывая про сон, еду и свои личные дела. Выслушивая от хозяев то благодарности, то проклятия. Ведь каждый хозяин у которого заболеет любимец, включает все эмоции, но только не разум. И в какую сторону его унесет сегодня или завтра неизвестно. Это важно знать и понимать. да очень важно верить, что все будет хорошо и все будут живы и здоровы. Но так же надо помнить, что врачи(ветеринарные врачи) не боги. И не все им подвластно, как бы им и нам этого ни хотелось. Любите своих подопечных и оценивайте свои возможности. Вы отвечаете за них, от вас зависят их жизни.
Уважайте и цените врачей, а ветеринарных врачей вдвойне! Животное ведь не расскажет что и как. И приходится практически читать мысли. И еще раз оценивайте свои возможности! Если вы не готовы содержать животное откажитесь от приобретения до того момента, когда будете готовы морально/физически/финансово.
Я так же уверена, что история Зэта даст нам всем почву для размышлений. Любая попытка даже неудачная, дает возможность пересмотреть схемы, усовершенствовать технологии! Все получили огромный опыт в том или ином направлении. И мы и врачи. И я надеюсь, в будущем, это поможет спасти больше жизней. У меня все. Спасибо!