Социализация малышей

Я наверно каждые пару месяцев парюсь на эту тему :mrgreen: Все боюсь, как бы наш Еж не вырос Маугли... У нас не вполне обычный образ жизни, кочевой. Малыш общается с мамой и папой, с двумя бабушками и прабабушкой - охотно играет, идет на руки, чувствует себя с нами совершенно свободно. Раньше любой незнакомой тете улыбался и запросто шел на руки. Где-то с года стал сторониться от незнакомых людей, даже к бабушкам присматривался какое-то время спустя пару дней, когда он их не видел. Сейчас с бабушками это прошло. Зато с чужими людьми усилилось. Особенно сторонится детей. Не просто не проявляет интерес, а прямо прячется от них, просится на ручки, если те до него дотрагиваются - начинает кричать... Ему сейчас полтора. А у меня очередной период "ужас-ужас"...
Я тоже читала книгу Гордона Ньюфелда про то, что и пускай дети общаются со взрослыми, чем позже начнут общаться с ровесниками, тем лучше. Но я не могу сказать, что согласна с этим. Ребенок должен быть ребенком, он не должен вырасти маленьким старичком... Но по мне - так в жизни всегда надо делать осознанный выбор из многообразия возможностей, ребенок должен учиться это делать.
Хочется узнать как у кого происходит - дети вдруг сами начинают тянуться дружить с ровесниками, даже если росли среди взрослых? Или стОит постепенно давать к ним присмотреться и привыкнуть? Мы просто практически не ходим на площадку, пока ни на какие развивайки тоже не ходим... Пока как-то нет в этом потребности, у нас самих получается много чего ему дать :)
 
Мне кажется, это еще и характер. Есть ведь дети (как, впрочем, и взрослые), которые не очень любят общество детей. Есть те, которым оно станет интереснее позже. А может и не станет.
У меня племяшка такая недотрога, кричала прям, когда Егор к ней прикасался. После того как пошла в садик, стала гораздо общительнее. Но все равно территорию свою личную блюдет. Такая девочка. Папа тоже не шибко общительный у нее)))
А Егор у меня наоборот жаждет общества всегда. И мы стараемся гулять там, где есть дети.

Я бы на вашем месте все же старалась бывать в местах, где Дима может пообщаться или хотя бы посмотреть и поубегать от сверстников. Все-таки ему среди детей потом жить как минимум в школе :roll: ИМХО, разумеется. А так против природы не попрешь)) но жизнь может сгладить углы и есть смысл дать такую возможность.
 
Меня тоже иногда парит на эту тему :)
Айрик тоже как-то к детям не очень тянется. Они ей параллельны. Зато взроооослые - оооо :)
Мы тоже семья кочевая. А до кучи - еще и "гостевая". То мы в гости, то гости к нам. Ребенок всех встречает, радуется, игрушки показывает и играться лезет. Рада даже сантехнику :roll: :lol:
Я по поводу общения с детьми решила пока не переживать. Сама я в детстве совершенно к детям не тянулась. Одну подружку выбрала в детсаду и одну в школе. Зато по-серьезному :lol: И всегда обожала общаться именно со взрослыми. Ну и сечас - совершенно общительный и социализированный зверек выросла :lol: Так что и Аришку насиловать не хочу в этом вопросе. Мне же, собственно, и лучше - меньше неизвестных влияний :roll:
 
Ань, ну вот если верить Ньюфелду, то он говорит о том, что у ребенка должна быть деревня привязанностей. Чем больше, тем лучше. В ней он видит разные модели поведения и формы взаимодействия, которые потом и переносит в свое общение с другими. И деревня привязанностей как раз безопасна именно тем, что исключает нежелательное влияние на ребенка. Т.е. все свои, все поймут и примут, правильно подскажут и помогут. Но это если внутри этой деревни нет расколов на воспитание дитятки.

С этой точки зрения у вас все вполне неплохо. Семья у вас не мама-папа-малышь, а больше. Плюс он видит некоторых людей не из семьи регулярно т.к. кочуете вы вполне себе по графику ;) Он их знает и доверяет в некоторой степени, а значит смело включаем их в деревню. Ну и вообще, он вдит такое разное количество вариантов взаимодействий из-за вашего образа жизни, что не думаю, что могут быть проблемы с социализацией. Модели поведения так или иначе в основном закладываются семьей.

И как мама, которая вынуждена бывать на площадках, где детей толпы (у нас других просто нет в принципе), могу сказать, что это не есть гуд. Абсолютному большинству мам/бабушек/нянь пофиг, что творит их дите старше двух лет. Если вдруг и реагируют, то уже постфактум, а ты вынуждена быть начеку ежесекундно. Мониторить все вокруг на 360 градусов, а иногда еще и снизу/сверху. При этом следить за своим чадом и помогать ему развлекаться. Это как минимум нелегко.

Ну и вот мне не нравится, что мой сын смотрит, как все друг у друга все отбирают, толкают, пихают, бьют лопатками по голове. Старшие мелких не замечают вовсе. Есть такие старшие, что убила б нафиг, уж простите. Найти место (и время, что немаловажно), где будут только примерно ровесники практически нереально, особенно в условиях большого города. А значит всегда будет риск чего-то не очень приятного, как минимум.

Мой сын приходит с площадки бешеным, если там были не очень спокойные старшие мальчики. Рычит, бьет, хватает собаку и швыряет на пол (если я вдруг прозевала, редко, но прозевываю) и т.д. До регулярных вылазок именно на площадку он так не делал. Это именно, что его интерпретация их модели поведения.

Ну и да, зависит от психика, характера и т.д. Липка у меня вот просто смотрит, редко когда подходит к кому-то. Я гуляла в этом возрасте так же. Но, кмк, в нашем возрасте и не нужны другие дети на самом деле. Вот ближе к трем они начинают уже худо-бедно общаться и играть друг с другом.

И да, моя глубокая имха состоит в том, что в таком нежном возрасте ребенок совершенно спокойно может настороженно воспринимать любых взрослых кроме тех, с которыми живет и/или видит регулярно. Не считаю правильным насильно выталкивать во внешнюю среду (к Ане это не относится совсем) или переживать, что он туда выталкиваться не хочет. Они еще действительно маленькие и действительно дети. Успеют еще, вся жизнь впереди! От детей тоже имеют полное право шарахаться в полтора года. Ну и, как говорится, нет ни одного взрослого, который не умел разговаривать с другим взрослым. Вопрос в том, как он это делает, но это уже дебри, в которые у меня нет времени, сил и желания сейчас идти. :roll:

Сейчас покопаюсь в поисках заметки про социализацию одной женщины, чей подход к детям и жизни мне импонирует. Там правда про школу, вроде, но думаю, что можно и повесить. Если найду, то повешу. Будет, что обсудить :-)
 
Нашла. Вешаю отдельным постом - текст длинный. Взято у Елизаветы Колобовой в ЖЖ, тут http://vetka0.livejournal.com/132657.html

Ну ладно, давайте поговорим о пресловутой социальной адаптации. Спросим себя – какие образы, воспоминания, понимания, знания у нас возникают в голове при этом словосочетании? Детская группа, совместные игры, умение существовать и выживать, ушки зайчика на детских выступлениях под скупую материнскую слезу от умиления, кружочки бархатной бумагой, старательно наклеенной по образцу, игра «в глупости»,  банты и белые колготки с букетом цветов на 1 сентября, школьная заклятая подруга (друг), совместные походы по подвалам и многое другое.

То есть большинство вспоминает при слове «социум» детей и их забавы. Это то, что заложено в наших коридорах мышления. Не спорю, именно в детской стае дети учатся и проигрывают различные модели поведения, подражая взрослым. Но, социум – это значительно больше, чем детская стая. Давайте, дорогие мои «взрослые» расширим наши коридоры и посмотрим что необходимо для нормальной социальной адаптации. Нормальной, в данном контексте, это когда решается задача – научить ребенка адекватно взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста.

Давайте посмотрим в словарях определение. Адаптация – процесс приспособления к новым условиям среды. Соответственно, социальная адаптация – это процесс приспособления личности к новым для нее социальным условиям. Оговорюсь, что новым для ребенка является все, где нет опыта, а приспособление – это постепенный процесс в результате которого ребенок познает правила по которым действует данный социум, и, сначала учится действовать по этим правилам, а потом вырабатывает привычки взаимодействия. Да, да, адаптированный человек – это человек с набором автоматических привычек.  

Но давайте вспомним, что надо для того, чтобы ребенок спокойно познавал эти правила и вырабатывал привычки?  Правильно,  первичное условие – безопасность. Для того, чтобы стало это понятно, я приведу пример как ребенок познает и адаптируется к пространству, а потом мы эту же модель применим к социуму.

Вот новорожденный – границы тела неопределенны, он шар со ртом, пространства комнаты огромны, по сравнению с ограничивающими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача – убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это – безопасная территория гнезда, а мама – постоянная «точка опоры», центр мира. 

По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее – все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность. Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А «точкой опоры» была мама. Безопасная мама.

Когда мама выходила с ним на улицу – он внимательно осматривал все что видит с маминых рук, и маме и в голову не прейдет отпустить ползающего ребенка в магазине (ну я надеюсь, что не придет) или на проезжей части для изучения «нового пространства». Просто потому что оно небезопасно. Оно чужое и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать.

Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек – это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься. И вот в какой-то прекрасный день он заявляет: «Я пойду гулять один на улицу». И мамаша, капая в водку флакон корвалола и хватаясь за сердце стоит и смотрит в окно как ее дитятко сделав круг по двору возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда – места, которое для него является константой, началом координат.

И мы, родители ничего специально не делаем для того, чтобы привить ему «самостоятельность», приучить его выживать в мегаполисе. Представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. А если уж совсем утрировать пример – она несет его в заведомо опасные места,  с пеной у рта доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин и надо начинать  приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу  мира для адаптации. Абсурд? Согласна.

Мы же просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок ЗАХОЧЕТ самостоятельности и пойдет осваивать мир в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом – в безопасность.  Мы не торопим его. И чем мобильнее семья, тем шире границы для ребенка.

Зачем я так долго это расписываю. Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию, как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому что ребенок ХОЧЕТ жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения.  Понимаете? Ничего не надо делать специально. Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации.  

У человека длинное детство, которое ему нужно, чтобы вырастить большой мозг, который усваивает огромное количество информации, в том числе и многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели взаимодействия. Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведшая. Про ведущую роль матери стоит написать отдельно, так как многие путают ее с авторитарностью и деспотизмом, но не в этом посте. Примем просто сейчас, что ведущая роль матери в данном контексте заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях и давать адекватный выход из ситуации.

С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут внимание – он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение «своих». Давайте введем как входные данные – есть свои, есть чужие.

Свои – это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша, о которых я писала. То есть ожидание принятия, доверия, веры, обратной связи и т. д. Есть чужие – это просто люди, которые во вне. Ну как есть квартира, а есть улица. Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.Свои – это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею ввиду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю. Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа социально активные существа и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели. Предвижу вопрос – если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу – а что, разве среди «своих» не бывает конфликтов? Разве в гостях с ребенком у подруги, у которой тоже есть ребенок вы не наблюдаете конфликтов между детьми? Конечно бывает. Мы же не создаем парниковых условий с роботами. Это такое же живое общество. Просто когда это свои – вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут и то, чему он научится в данном обществе достойно подражания. А что делать если такого общества нет? Вот это то над чем стоит задуматься. Вы знаете, что в большинстве своем у родителей, страдающих социофобией дети социально неадекватны, вне зависимости от того ходят они в сад и школу или учатся дома.

С 9 месяцев до 3-х лет ребенок наблюдает за социумом, пытаясь с ним взаимодействовать. Но это пока попытки. В основном он при матери или опекуне (безопасном). Он идет в детскую стаю, например, постоит и возвращается. Потом идет и взаимодействует и опять возвращается. И так до тех пор, пока он не почувствует в себе сил вступить в этот социум на правах участника. В этом возрасте ребенок должен иметь достаточно возможностей наблюдать в безопасной среде за детьми, взрослыми и стариками. Таким образом он записывает (импринтингует) модели взаимодействия социума в котором родился.

К трем годам у него достаточно набранных моделей и он честно идет все это пробовать, то есть познавать себя как социальную единицу. Оговорюсь опять – в безопасной социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые составляют круг общения родителей. Вы знаете, что это обязанность родителей обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного пола и разного возраста? Ребенок точно знает – родители плохого не пожелают и раз сказали живи тут, значит это свои и все что тут происходит - правильно. Он не понимает, что мы идиоты и помещаем его в заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.

С  7-9 лет ребенок пробует выходить из  круга своих и общаться самостоятельно с чужими. Он уже с удовольствием посещает кружки, гуляет во дворе, заводя новые знакомства. Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше. Но! Это добровольное общение. Он знает, что ему не надо тут выживать во чтобы то ни стало. У него есть «свои», а когда есть такой тыл, то можно за чужими наблюдать, пробовать, уходить, возвращаться и опять пробовать – одиночкой он все равно не останется. Он хочет познать этих «чужих» и делает это постепенно в комфортном для себя темпе и стиле. Только при чем тут детский сад и школа? Но об этом я еще напишу.

Как можно научить ребенка плавать?  Двумя способами. Первый – бросить в середине реки, может выплывет.  И, кстати, многие выплывают. Второй – нанять тренера, который постепенно познакомит его с водной средой и взаимодействию с ней.  Вам какой больше нравится?
 
Ну вот Никитоса дети лет до 3 особенно не интресовали. Они могли играть рядом, но не вместе. А вот после трех его стало неудержимо к ним тянуть, и мы пошли на первые развивайки. К пяти годам стало ясно, что развивайки, бассейн и ежедневная площадка не удовлетворяют потребность в общении - Никитос рвался к детям неимоверно, готов был из машины выпрыгивать при виде какого-нибудь чада. Очень просился в детский сад, куда и был отправлен (несмотря на мой и Серегин страшный внутренний протест). Вот в сад ходит с огромным удовольсвтием и перестал кидаться на детей. Там есть то, чего нет на занятиях - достаточное время для игры с друзьями.
Мое имхо - ребенок сам вам скажет, когда ему нужны будут ровестники. Захочет - пожалуйста, не захочет, зачем отправлять его насильно в некомфортную ему среду? Чтобы "уйти" от родителей, ребенок должен морально для этого созреть. Все зреют в разное время.

Ань,мне кажется, вам еще очень рано об этом думать :) .
 
Iurumi написал(а):
Ну вот Никитоса дети лет до 3 особенно не интресовали. Они могли играть рядом, но не вместе.
У нас та же история. Бываем на площадке, гости с детьми ровесниками - и социализации ноль :roll: . То есть они играют да, но параллельно. Разве что из-за игрухи подерутся.
Вот сейчас, после 2.5 лет у сына начал просыпаться некоторый интерес к себе подобным.
И да, все знакомые мамы с детьми постарше говорят, что лет до 3х кроме родителей нафик никто не нужен, а вот потом да. А после 5 уже "уйди, мама, я хочу с ребятами играть". (возраст +\- конечно)

по коллективному опыту выходит, что в 1.5 года о социализации переживать рано.
 
Спасибо, вы все меня успокоили... на пару месяцев :mrgreen:
Машк, любопытная статья!
 
Топик написал(а):
Вот сейчас, после 2.5 лет у сына начал просыпаться некоторый интерес к себе подобным.
И да, все знакомые мамы с детьми постарше говорят, что лет до 3х кроме родителей нафик никто не нужен, а вот потом да. А после 5 уже "уйди, мама, я хочу с ребятами играть". (возраст +\- конечно)

насколько я знаю, об этом же говорят и психологи. Типа, до 3-х лет (примерно) ребенок устанавливает границы "своего мира", а потом начинает "раскрываться" на то, что его окружает :) По своему опыту работы в д/саду могу сказать, что в общем-то так и есть - осознанно играть друг с другом действительно начинают примерно в младшей группе (т.е. после 3-х)
 
А у меня вопрос другого плана. Дети-одногодки могут быть старше и младше почти на полгода. Какая среда для социализации считается предпочтительной - быть чуть старше сверстников (на полгода) или быть младше?
 
Мальчика вроде лучше быть старше, т.к. они психологически дозревают после девочек. Мальчикам вообще система дошкольного и школьного образования дается труднее, чем девочкам.
 
О, год назад я тоже очень переживала по этому поводу. Дочь со мной ездит к коню, дома у нас немка, так что животных любим. Три месяца у меня тут была аномалия (работать устроилась, а потом уволилась) и три раза в неделю ребенок тусовался у прабабушки. Ну и по выходным иногда с двоюродной сестрой, она на год старше. Таким образом прошла некоторая социализация. Но все равно дочь спокойно и ровно относится к детям, она первая оооочень редко пойдет знакомиться, на площадке (по праздникам...) других детей она не замечает особенно. Ей важно, чтобы соблюдали ее личное пространство. Если нарушают, возмущается. Я думаю, тут еще и от характера зависит.
 
А у нас сам произошел взрыв социализации :shock: На Ариковский ДР приходил мой крестник, ему 4,5. Они ТАК бесились.... :shock: И играли. И теперь ребенка начала на улице к детям приставать.
 
red_hat написал(а):
О, год назад я тоже очень переживала по этому поводу. Дочь со мной ездит к коню, дома у нас немка, так что животных любим. Три месяца у меня тут была аномалия (работать устроилась, а потом уволилась) и три раза в неделю ребенок тусовался у прабабушки. Ну и по выходным иногда с двоюродной сестрой, она на год старше. Таким образом прошла некоторая социализация. Но все равно дочь спокойно и ровно относится к детям, она первая оооочень редко пойдет знакомиться, на площадке (по праздникам...) других детей она не замечает особенно. Ей важно, чтобы соблюдали ее личное пространство. Если нарушают, возмущается. Я думаю, тут еще и от характера зависит.

Мне тоже кажется, что от характера зависит. Нам два будет летом, поэтому я пока еще не начала сильно переживать по этому поводу, но заметила следующее: она любит общаться со знакомыми взрослыми, очень любит общаться с девочками, особенно дошкольницами 5-7 лет, демонстрируя им все, что умеет и имеет, а вот к своим ровестникам относится неопределенно (правда, у нас они все мальчишки! Ближайшая к нам девочка - ей 6 месяцев всего). Когда видит кого-то примерно своего возраста - как бы затаивается, и начинает присматриваться. И мальчишки, наши ровесники и чуть постарше, к ней относятся по-разному. Один парень (2 года) - постоянно лезет обниматься, хочет с ней танцевать. Она пытается от него увернуться, а потом начинает плакать, если он настаивает, причем он реально с очень дружелюбными намерениями, без агрессии и резких движений, именно хочет быть с ней рядом. Другой наш приятель (ему тоже год и 9) отнимает игрушки или пытается что-то с нас снять - к нему она относится безразлично- отдает, когда отнимает, но тут же пытается отнять сама. Любит произносить его имя - Аандей (Андрей), но не в его присутствии. Социализации между ними абсолютно никакой - два предмета мебели, играющие сами по себе. Максимум - будут копировать то, что делает другой. Ходить играть она к нему когда любит, а когда не хочет.
Есть еще один двухлетний голубоглазый красавец, они друг на друга смотрят и улыбаются, стесняются друг друга настолько, что вообще ничего не делают в присутствии друг друга. Даже рукой не всегда помашут, когда попросить, только смотрят, как загипнотизированные.
 
а вот моему почти 9 месяцев, начал ползать и ходить за ручки и началось. нам подавай детей, либо понаблюдать за ними, либо подойти потрогать, в общем, тянется к детям, улыбается им.
вот меня в связи с этим волнует следующее: они же впитывают как губка, и если увидит ребенка, стоящего на ушах, кидающегося стульями, вылезающего через окно и отнимающего игрушки, не будет ли он пытаться вести себя также впоследствии?
 
Taujind, мне кажется, он даже если не увидит примера, все равно в какой-то момент может это сам придумать и попробовать. В любом случае - просто объясняем, что так не надо... :)
 
Taujind написал(а):
а вот моему почти 9 месяцев, начал ползать и ходить за ручки и началось. нам подавай детей, либо понаблюдать за ними, либо подойти потрогать, в общем, тянется к детям, улыбается им.
вот меня в связи с этим волнует следующее: они же впитывают как губка, и если увидит ребенка, стоящего на ушах, кидающегося стульями, вылезающего через окно и отнимающего игрушки, не будет ли он пытаться вести себя также впоследствии?

Будет)) Они же повторюшки, стоит одному что-то придумать, как за ним и другие подтянутся. А если еще на особенности возраста наложится - то тем более :mrgreen:
Простой пример: гуляем с мальчиком, ему 2.5. Очень трепетно относится к своим вещам, громко кричит и отнимает, если кто-то поднимет его машинку или лопатку "Мое, отдай! НЕ дам!". За ним моя (1.11) начала так же защищать свое имущество, глядя на них, другая девица (1.6) уже вопит возмущенно, если ей не отдают игрушку ее. Относимся все с пониманием, так как это совершенно нормальные этапы взросления детей.
 
Анюта М написал(а):
Я наверно каждые пару месяцев парюсь на эту тему :mrgreen: Все боюсь, как бы наш Еж не вырос Маугли...
Только что зашла в тему, обратив внимание, КТО её открыл :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
А-а-ань!!! Упасть не встать!!! Забей!!! С вашим образом жизни Маугли захочешь - не сделаешь.

До 2-3 лет (у разных детей по-разному) им мало кто нужен, кроме мамо-папо!!! Иной раз ваще никто не нужен, кроме семьи. Остальных детей достаточно в виде мимолётных встреч на площадке или в магазине. А с 3 лет он тебя и не спросит - сам себе компанию найдёт :mrgreen: На конюшнях дети тоже бывают, потом подрастёт - его будет проще оставить с бабушкой, чтобы она погуляла в песочнице, чем тащить с собой на машине на конюшню. Он сам заявит о своём желании и предпочтении поиграть на детской площадке, а не на навознице :mrgreen:

И тогда да - вам придётся с ним считаться и перекраивать график под его интересы. Но это будет потом, и придёт само, а пока не парься, маленькие вы ещё!
 
:lol: :lol: Тань, ну ты вот прям серьезно меня успокоила!
Блин, вот например вчера ехали на новую для нас конюшню 2 часа в один конец - я решила дать Димке возможность поиграть с Василисой Red Hat примерно его возраста. Ага 8) Посмотрели друг на друга стеклянным взглядом, Василиса пошла заниматься своими делами, а Еж нашел лестницу на 2 этаж и с упоением все время расчистки лазил вверх-вниз! Спасибо хоть в ужасе не просился на ручки при виде девочки! Хотя за меня держался крепко :mrgreen: Этим девочкам палец в рот не клади... :lol:
 
Сверху