Yulia (yuliok)
Pro
Как и обещала открываю тему о спортивной бюрократии.
Основные тезисы будут в первом посте. Поэтому всё, что буду вспоминать/узнавать, буду добавлять сюда. И какие-то полезные выводы из обсуждений тоже буду копировать сюда.
Это не учебник и не курсовая работа, а обмен опытом, поэтому формулировки особо вылизывать не буду, но постараюсь совсем уж не косячить.
Начнём с системы нормативных актов, регулирующих спортивную отрасль.
Основным документом для условно любительского спорта является Олимпийская хартия. Этот документ декларирует основные принципы, одним из которых является невмешательство государства в деятельность организаций, занимающихся развитием спорта (национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации по видам спорта и ассоциации спортивных федераций). Данный пункт наиболее рьяно отслеживается Международным олимпийским комитетом, и он же наиболее часто нарушается, так как во многих странах в спорте фигурируют деньги из государственного бюджета, а пословица "кто платит, тот музыку и заказывает" (как показывает практика) актуальна не только для деспотий. Теоретически органы государственной власти вне зависимости от того, выделяются ли из государственного бюджета деньги на развитие физкультуры и спорта или нет, не должны никак влиять на деятельность общественных спортивных организаций (национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации по видам спорта и ассоциации спортивных федераций), если те не нарушают общее законодательство своего государства. То есть спортивная федерация должна спокойно, без какого-либо давления, самостоятельно выбирать своё руководство, формировать бюджетную политику и календарный план, собирать сборные команды, вести региональную деятельность и т.д. На деле всё происходит несколько иначе.
Ступенью ниже взаимодействие субъектов спортивной отрасли регулируется Гражданским кодексом РФ (мы рассматриваем ситуацию в России). И если раньше ГК никаких особых проблем не создавал, то последние изменения, уравнявшие общественные организации с корпорациями, внесли изрядную сумятицу в и без того криво отрегулированную спортивную отрасль. В частности, всем общественным спортивным организациям, включая Национальный олимпийский комитет, пришлось приводить свои уставные документы в соответствие с действующим законодательством, внося совершенно бредовые изменения, откровенно нарушающие права рядовых членов организации.
Ещё на ступень ниже находятся два основных федеральных закона, регулирующих деятельность общественных спортивных федераций:
- Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 года N 82-ФЗ с изменениями и дополнениями,
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ с изменениями и дополнениями.
К большому сожалению эти два закона противоречат друг другу в своей логике. Закон об общественных объединениях развивает логику Олимпийской хартии о независимости общественных организаций. Закон о спорте придерживается логики управляемости общественных спортивных организаций. Из-за этого противоречия в нашей стране достаточно проблематично создать грамотную и рабочую структуру для развития какого-либо вида спорта. Так как чёткое следование логике Закона о спорте приводит к ущемлению прав региональных спортивных федераций, а чёткое следование логике Закона об общественных объединениях приводит к ущемлению прав членов всероссийской спортивной федерации, не являющихся членами региональной спортивной федерации. Неоднократные изменения Закона о спорте в части представительства регионов в главном коллегиальном органе управления всероссийской спортивной федерацией (Конференции) так не решили эту дилему. Сейчас маятник на стороне региональных спортивных федераций, которые могут состоять хоть из пяти членов (фактически семейная ИПешечка), но на Конференции получают 75% мандатов, предназначенных для региона. А члены всероссийской организации, проживающие в регионе, допустим в количестве двухсот человек (та самая спортивная общественность региона), получат только 25% мандатов. То есть в настоящей редакции Закон о спорте сделал реверанс в сторону Закона об общественных объединениях, не учитывая свою спортивную специфику, и в ущерб здравому смыслу.
-----------------------------------
Переходим к взаимодействию субъектов спортивной отрасли (физлица, спортобщества и клубы, спортивные федерации, олимпийский комитет, органы исполнительной власти в области физкультуры и спорта) между собой.
Физлицо занимается спортом, используя либо свою личную инфраструктуру (например конюшня при доме в деревне), либо инфраструктуру клуба (частного или государственного), либо инфраструктуру спортобщества, объединяющего много клубов по разным видам спорта (также частного или государственного). Физлица и клубы, занимающиеся развитием одного вида спорта объединяются в спортивную федерацию и становятся её членами (членство физических и юридических лиц). Спортивные федерации являются общественными организациями и делятся по региональному признаку на местные, городские, региональные и всероссийские. Федерации более низкого регионального уровня могут быть членами федерации более высокого регионального уровня (например, региональные федерации могут быть членами всероссийской федерации наравне с клубами и физлицами). В рамках своей деятельности федерации взаимодействуют со своими членами и органами исполнительной власти соответствующего уровня (всероссийская спортивная федерация - с Минспорта РФ, региональная - с региональным спорткомитетом). Всероссийские спортивные федерации являются членами соответствующих международных федераций и членами Олимпийского комитета России, и соответственно взаимодействуют с этими организациями, представляя там интересы своих членов (физических и юридических лиц).
Членство в спортивной федерации (в соответствии с Законом о спорте) является добровольным. Поэтому нельзя увязывать занятие спортом, включая участие в соревнованиях, имеющих официальный статус, с обязательным наличием членства в соответствующей спортивной федерации. Однако к обязательному наличию членства можно привязывать дополнительные статусы - судьи или иного официального лица федерации. Кроме того, существует практика квази-членства - так называемая регистрация, которую достаточно давно использует FEI (международная федерация конного спорта) и с прошлого года начала использовать ФКСР (Федерация конного спорта России). Для федерации регистрация выгоднее членства, т.к. она не прописана в Законе о спорте и соответственно её можно более успешно навязать участникам соревнований, плюс, в отличие от членства регистрацию можно продать несовершеннолетним гражданам (членство в спортивных федерациях в соответствии с российским законодательством предусмотрено только для совершеннолетних граждан). Правда, категорическое требование регистрации для участия в соревнованиях может быть расценено как навязанная платная услуга в соответствии с Законом о правах потребителя.
Для юридических лиц членство в спортивной федерации также является добровольным.
Основные тезисы будут в первом посте. Поэтому всё, что буду вспоминать/узнавать, буду добавлять сюда. И какие-то полезные выводы из обсуждений тоже буду копировать сюда.
Это не учебник и не курсовая работа, а обмен опытом, поэтому формулировки особо вылизывать не буду, но постараюсь совсем уж не косячить.
Начнём с системы нормативных актов, регулирующих спортивную отрасль.
Основным документом для условно любительского спорта является Олимпийская хартия. Этот документ декларирует основные принципы, одним из которых является невмешательство государства в деятельность организаций, занимающихся развитием спорта (национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации по видам спорта и ассоциации спортивных федераций). Данный пункт наиболее рьяно отслеживается Международным олимпийским комитетом, и он же наиболее часто нарушается, так как во многих странах в спорте фигурируют деньги из государственного бюджета, а пословица "кто платит, тот музыку и заказывает" (как показывает практика) актуальна не только для деспотий. Теоретически органы государственной власти вне зависимости от того, выделяются ли из государственного бюджета деньги на развитие физкультуры и спорта или нет, не должны никак влиять на деятельность общественных спортивных организаций (национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации по видам спорта и ассоциации спортивных федераций), если те не нарушают общее законодательство своего государства. То есть спортивная федерация должна спокойно, без какого-либо давления, самостоятельно выбирать своё руководство, формировать бюджетную политику и календарный план, собирать сборные команды, вести региональную деятельность и т.д. На деле всё происходит несколько иначе.
Ступенью ниже взаимодействие субъектов спортивной отрасли регулируется Гражданским кодексом РФ (мы рассматриваем ситуацию в России). И если раньше ГК никаких особых проблем не создавал, то последние изменения, уравнявшие общественные организации с корпорациями, внесли изрядную сумятицу в и без того криво отрегулированную спортивную отрасль. В частности, всем общественным спортивным организациям, включая Национальный олимпийский комитет, пришлось приводить свои уставные документы в соответствие с действующим законодательством, внося совершенно бредовые изменения, откровенно нарушающие права рядовых членов организации.
Ещё на ступень ниже находятся два основных федеральных закона, регулирующих деятельность общественных спортивных федераций:
- Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 года N 82-ФЗ с изменениями и дополнениями,
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ с изменениями и дополнениями.
К большому сожалению эти два закона противоречат друг другу в своей логике. Закон об общественных объединениях развивает логику Олимпийской хартии о независимости общественных организаций. Закон о спорте придерживается логики управляемости общественных спортивных организаций. Из-за этого противоречия в нашей стране достаточно проблематично создать грамотную и рабочую структуру для развития какого-либо вида спорта. Так как чёткое следование логике Закона о спорте приводит к ущемлению прав региональных спортивных федераций, а чёткое следование логике Закона об общественных объединениях приводит к ущемлению прав членов всероссийской спортивной федерации, не являющихся членами региональной спортивной федерации. Неоднократные изменения Закона о спорте в части представительства регионов в главном коллегиальном органе управления всероссийской спортивной федерацией (Конференции) так не решили эту дилему. Сейчас маятник на стороне региональных спортивных федераций, которые могут состоять хоть из пяти членов (фактически семейная ИПешечка), но на Конференции получают 75% мандатов, предназначенных для региона. А члены всероссийской организации, проживающие в регионе, допустим в количестве двухсот человек (та самая спортивная общественность региона), получат только 25% мандатов. То есть в настоящей редакции Закон о спорте сделал реверанс в сторону Закона об общественных объединениях, не учитывая свою спортивную специфику, и в ущерб здравому смыслу.
-----------------------------------
Переходим к взаимодействию субъектов спортивной отрасли (физлица, спортобщества и клубы, спортивные федерации, олимпийский комитет, органы исполнительной власти в области физкультуры и спорта) между собой.
Физлицо занимается спортом, используя либо свою личную инфраструктуру (например конюшня при доме в деревне), либо инфраструктуру клуба (частного или государственного), либо инфраструктуру спортобщества, объединяющего много клубов по разным видам спорта (также частного или государственного). Физлица и клубы, занимающиеся развитием одного вида спорта объединяются в спортивную федерацию и становятся её членами (членство физических и юридических лиц). Спортивные федерации являются общественными организациями и делятся по региональному признаку на местные, городские, региональные и всероссийские. Федерации более низкого регионального уровня могут быть членами федерации более высокого регионального уровня (например, региональные федерации могут быть членами всероссийской федерации наравне с клубами и физлицами). В рамках своей деятельности федерации взаимодействуют со своими членами и органами исполнительной власти соответствующего уровня (всероссийская спортивная федерация - с Минспорта РФ, региональная - с региональным спорткомитетом). Всероссийские спортивные федерации являются членами соответствующих международных федераций и членами Олимпийского комитета России, и соответственно взаимодействуют с этими организациями, представляя там интересы своих членов (физических и юридических лиц).
Членство в спортивной федерации (в соответствии с Законом о спорте) является добровольным. Поэтому нельзя увязывать занятие спортом, включая участие в соревнованиях, имеющих официальный статус, с обязательным наличием членства в соответствующей спортивной федерации. Однако к обязательному наличию членства можно привязывать дополнительные статусы - судьи или иного официального лица федерации. Кроме того, существует практика квази-членства - так называемая регистрация, которую достаточно давно использует FEI (международная федерация конного спорта) и с прошлого года начала использовать ФКСР (Федерация конного спорта России). Для федерации регистрация выгоднее членства, т.к. она не прописана в Законе о спорте и соответственно её можно более успешно навязать участникам соревнований, плюс, в отличие от членства регистрацию можно продать несовершеннолетним гражданам (членство в спортивных федерациях в соответствии с российским законодательством предусмотрено только для совершеннолетних граждан). Правда, категорическое требование регистрации для участия в соревнованиях может быть расценено как навязанная платная услуга в соответствии с Законом о правах потребителя.
Для юридических лиц членство в спортивной федерации также является добровольным.
Последнее редактирование: