Спортивная бюрократия

Как и обещала открываю тему о спортивной бюрократии. :)

Основные тезисы будут в первом посте. Поэтому всё, что буду вспоминать/узнавать, буду добавлять сюда. И какие-то полезные выводы из обсуждений тоже буду копировать сюда.
Это не учебник и не курсовая работа, а обмен опытом, поэтому формулировки особо вылизывать не буду, но постараюсь совсем уж не косячить.


Начнём с системы нормативных актов, регулирующих спортивную отрасль.

Основным документом для условно любительского спорта является Олимпийская хартия. Этот документ декларирует основные принципы, одним из которых является невмешательство государства в деятельность организаций, занимающихся развитием спорта (национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации по видам спорта и ассоциации спортивных федераций). Данный пункт наиболее рьяно отслеживается Международным олимпийским комитетом, и он же наиболее часто нарушается, так как во многих странах в спорте фигурируют деньги из государственного бюджета, а пословица "кто платит, тот музыку и заказывает" (как показывает практика) актуальна не только для деспотий. Теоретически органы государственной власти вне зависимости от того, выделяются ли из государственного бюджета деньги на развитие физкультуры и спорта или нет, не должны никак влиять на деятельность общественных спортивных организаций (национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации по видам спорта и ассоциации спортивных федераций), если те не нарушают общее законодательство своего государства. То есть спортивная федерация должна спокойно, без какого-либо давления, самостоятельно выбирать своё руководство, формировать бюджетную политику и календарный план, собирать сборные команды, вести региональную деятельность и т.д. На деле всё происходит несколько иначе.

Ступенью ниже взаимодействие субъектов спортивной отрасли регулируется Гражданским кодексом РФ (мы рассматриваем ситуацию в России). И если раньше ГК никаких особых проблем не создавал, то последние изменения, уравнявшие общественные организации с корпорациями, внесли изрядную сумятицу в и без того криво отрегулированную спортивную отрасль. В частности, всем общественным спортивным организациям, включая Национальный олимпийский комитет, пришлось приводить свои уставные документы в соответствие с действующим законодательством, внося совершенно бредовые изменения, откровенно нарушающие права рядовых членов организации.

Ещё на ступень ниже находятся два основных федеральных закона, регулирующих деятельность общественных спортивных федераций:
- Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 года N 82-ФЗ с изменениями и дополнениями,
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ с изменениями и дополнениями.
К большому сожалению эти два закона противоречат друг другу в своей логике. Закон об общественных объединениях развивает логику Олимпийской хартии о независимости общественных организаций. Закон о спорте придерживается логики управляемости общественных спортивных организаций. Из-за этого противоречия в нашей стране достаточно проблематично создать грамотную и рабочую структуру для развития какого-либо вида спорта. Так как чёткое следование логике Закона о спорте приводит к ущемлению прав региональных спортивных федераций, а чёткое следование логике Закона об общественных объединениях приводит к ущемлению прав членов всероссийской спортивной федерации, не являющихся членами региональной спортивной федерации. Неоднократные изменения Закона о спорте в части представительства регионов в главном коллегиальном органе управления всероссийской спортивной федерацией (Конференции) так не решили эту дилему. Сейчас маятник на стороне региональных спортивных федераций, которые могут состоять хоть из пяти членов (фактически семейная ИПешечка), но на Конференции получают 75% мандатов, предназначенных для региона. А члены всероссийской организации, проживающие в регионе, допустим в количестве двухсот человек (та самая спортивная общественность региона), получат только 25% мандатов. То есть в настоящей редакции Закон о спорте сделал реверанс в сторону Закона об общественных объединениях, не учитывая свою спортивную специфику, и в ущерб здравому смыслу. :confused:

-----------------------------------
Переходим к взаимодействию субъектов спортивной отрасли (физлица, спортобщества и клубы, спортивные федерации, олимпийский комитет, органы исполнительной власти в области физкультуры и спорта) между собой.

Физлицо занимается спортом, используя либо свою личную инфраструктуру (например конюшня при доме в деревне), либо инфраструктуру клуба (частного или государственного), либо инфраструктуру спортобщества, объединяющего много клубов по разным видам спорта (также частного или государственного). Физлица и клубы, занимающиеся развитием одного вида спорта объединяются в спортивную федерацию и становятся её членами (членство физических и юридических лиц). Спортивные федерации являются общественными организациями и делятся по региональному признаку на местные, городские, региональные и всероссийские. Федерации более низкого регионального уровня могут быть членами федерации более высокого регионального уровня (например, региональные федерации могут быть членами всероссийской федерации наравне с клубами и физлицами). В рамках своей деятельности федерации взаимодействуют со своими членами и органами исполнительной власти соответствующего уровня (всероссийская спортивная федерация - с Минспорта РФ, региональная - с региональным спорткомитетом). Всероссийские спортивные федерации являются членами соответствующих международных федераций и членами Олимпийского комитета России, и соответственно взаимодействуют с этими организациями, представляя там интересы своих членов (физических и юридических лиц).

Членство в спортивной федерации (в соответствии с Законом о спорте) является добровольным. Поэтому нельзя увязывать занятие спортом, включая участие в соревнованиях, имеющих официальный статус, с обязательным наличием членства в соответствующей спортивной федерации. Однако к обязательному наличию членства можно привязывать дополнительные статусы - судьи или иного официального лица федерации. Кроме того, существует практика квази-членства - так называемая регистрация, которую достаточно давно использует FEI (международная федерация конного спорта) и с прошлого года начала использовать ФКСР (Федерация конного спорта России). Для федерации регистрация выгоднее членства, т.к. она не прописана в Законе о спорте и соответственно её можно более успешно навязать участникам соревнований, плюс, в отличие от членства регистрацию можно продать несовершеннолетним гражданам (членство в спортивных федерациях в соответствии с российским законодательством предусмотрено только для совершеннолетних граждан). Правда, категорическое требование регистрации для участия в соревнованиях может быть расценено как навязанная платная услуга в соответствии с Законом о правах потребителя.

Для юридических лиц членство в спортивной федерации также является добровольным.
 
Последнее редактирование:
Спасибо Юлия, все крайне подробно.
Наверное стоит упомянуть, что членство в региональной или какой либо иной федерации не означает членство в ФКСР автоматическое. И равно как наоборот, членство в ФКСР (или регистрация) на означает членства в региональной федерации.
Важно и то, что ФКСР никоем образом не отвечает за действия региональных ФКС, хотя те и являться коллективными членами (ассоциативными) ФКСР. НО, по своей правовой форме, это отдельные организации. Верно и обратное правило. Более того, по закону региональные ФКС, могут принимать свои нормативные документы в том числе по допуску к стратам ими организуемыми, частично или полностью противоречащие документам ФКСР.
 
Огромное спасибо,Юлия.Очень нужная и полезная тема.Вопросы можно будет задавать по соответствующим темам?
 
Для федерации регистрация выгоднее членства, т.к. она не прописана в Законе о спорте и соответственно её можно более успешно навязать участникам соревнований, плюс, в отличие от членства регистрацию можно продать несовершеннолетним гражданам (членство в спортивных федерациях в соответствии с российским законодательством предусмотрено только для совершеннолетних граждан)

Мне показалось также, что с помощью регистраций ФКСР надеется избавится от членов-частных лиц, потому что по законку об ОО главный управляющий орган ФКСР - это общее собрание всех членов, а это более трудно управляемая энергия, нежели несколько региональных общественных организаций, которые зависят от аппарата ФКСР в своей аккредитации.

Юля, у меня вот какой вопрос: я член ФКСР, я не являюсь членом никаких местных федераций. Правильно ли я понимаю, что аккредитовывая региональную федерацию, ФКСР делает ее своим представителем, делегирует ей ряд полномочий и отвечает за ее действия перед своими членами? Т.е. если мои права как члена ФКСР нарушает общественная организация, членом которой я не являюсь, но она является представителем той организации, членом которой я являюсь, кто будет решать мои проблемы?
 
Закон об общественных некоммерческих организациях вам в помощь.
http://ipipip.ru/zakon-ob-obschestvennyh-obyedineniyah/
И закон об НКО, частично противоречащий закону об ОО.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

Ваши права НКО нарушать никоем образом не может ,т.к. вы не член данной НКО (региональной)

В ФКСР высшем органом действительно является конференция членов, но через представителей- выбранных на съездах региональных ФКС, это как выборы президента США, через коллегию выборщиков, а не напрямую с учетом каждого голоса. Но, по сути если говорить о конференции отчетно выборной, то надо признать, что она ничего не решает вообще, все известно до ее начала и последние сколь ко нибудь значимые события были пр драке Батуриной с Селезневым. Все остальное фикция, по сути встает чиновник от мин. спорта и настоятельно советует проголосовать за определенного кандидата. Либо за месяц до голосования, вдруг выставляют кандидатуру с "царской" фамилией и парой уголовных дел на счету подконтрольных фирм в активе, результат безальтернативного голосования известнее . Двое сидят одна готовится.
ФКСР не аккредитует местный ФКС, это делает насколько я понял местный спорткомитет.
 
Наверное стоит упомянуть, что членство в региональной или какой либо иной федерации не означает членство в ФКСР автоматическое. И равно как наоборот, членство в ФКСР (или регистрация) на означает членства в региональной федерации.
Важно и то, что ФКСР никоем образом не отвечает за действия региональных ФКС, хотя те и являться коллективными членами (ассоциативными) ФКСР. НО, по своей правовой форме, это отдельные организации. Верно и обратное правило.
Я к членству ещё в следующем блоке (про структуру и систему управления федерации) вернусь. Я кусками дописываю верхний пост. :)

Вопросы можно будет задавать по соответствующим темам?
Да. Я хочу наверху только тезисы собрать, чтобы всё основное в одном месте было. А частные случаи удобнее обсуждать в ветке.

Мне показалось также, что с помощью регистраций ФКСР надеется избавится от членов-частных лиц, потому что по законку об ОО главный управляющий орган ФКСР - это общее собрание всех членов, а это более трудно управляемая энергия, нежели несколько региональных общественных организаций, которые зависят от аппарата ФКСР в своей аккредитации.
С учётом ежегодного переколбашивания Закона о спорте, а теперь ещё и ожидания приведения в порядок ГК, изгаженного предыдущим составом ГД (смешали в одну кучу совершенно разные по сути коммерческие акционерные общества и общественные организации, основанные на членстве), выстраивать такие долгосрочные стратегии бессмысленно. За 10 лет своего существования Закон о спорте дрейфовал между полным игнорированием региональных федераций (в Конференции участвовали только представители, выбранные в региональных отделениях), полным игнорированием региональных отделений (в Конференции участвовали только представители, делегированные региональными федерациями) и смешанными вариантами (до недавнего времени был вариант делегата от аккредитованного либо регионального отделения, либо федерации, а сейчас возможны делегаты и от аккредитованной федерации - 3/4 мандата региона, и от регионального отделения - 1/4 мандата).

Правильно ли я понимаю, что аккредитовывая региональную федерацию, ФКСР делает ее своим представителем, делегирует ей ряд полномочий и отвечает за ее действия перед своими членами?
Нет, природа аккредитации совершенно другая. Во-первых, аккредитацию проводит орган исполнительной власти (министерство спорта в республиках или спорткомитет в краях и областях), а всероссийская федерация только согласовывает аккредитацию, давая по сути экспертное заключение, что, да, региональная федерация по соответствующему виду спорта существует не только на бумаге и ведёт деятельность по развитию этого вида спорта в своём регионе в соответствии с правилами и регламентами.

Полномочия аккредитованной федерации делегирует орган исполнительной власти. И не для защиты прав физлиц, занимающихся спортом, а для экспертных согласований по специфическим вопросам. Так в частности с помощью системы аккредитации органы исполнительной власти в области физкультуры и спорта упростили себе жизнь по части принятия решений о присвоении разрядов и званий и судейских категорий. Аккредитованная федерация приносит им готовое и проверенное представление и они могут практически не глядя штамповать приказ о присвоении.

И второй момент аккредитации - орган исполнительной власти с её помощью снимает с себя головную боль по поводу распределения бюджетного финансирования, т.к. не нужно мучительно решать, кому из десятка "одноимённых" федераций выделить три копейки, предназначенные на соответствующий вид спорта (проведение чемпионата, первенств, кубка, командирование сборной команды). Теперь эти деньги автоматом уходят аккредитованной федерации.

Всероссийская же федерация взаимодействует с региональными федерациями по части делегирования своих полномочий посредством членства юрлица и/или заключения договоров между юрлицами.
 
Последнее редактирование:
Можно ли попросить озвучить полномочия комитетов ФКСР по видам и их функционал, в связи с завтрашнем шабашом.
И еще один вопрос, кто такая Егорова Анна, член комитета по выездки? Последнее можно в личку.

Кстати, в моем посте ошибка, из двоих бывших сидельцев, один отбыл срок и вроде как даже возместил ущерб в пару-тройку сотен миллионов рублей. А в отношении второго прекращено уголовное преследование и он отбыл за границу, предположительно на свою вторую родину- т.к. гражданства Швейцарии вроде как не был лишен. Так что в целом с учетом необыкновенного гуманизма отечественной фемиды к тем кто ворует миллиардами, опасения в отношении нынешнего президента и ее возможности разделить печальную судьбу предшественников, пока не оправданы.
 
Последнее редактирование:
Можно ли попросить озвучить полномочия комитетов ФКСР по видам и их функционал
Комитеты по дисциплине - крайне эфемерная субстанция, полномочия которой так не стали прописывать в Уставе ФКСР. Есть Положение о комитете десятилетней давности, в котором ещё фигурирует Президиум, функционал которого сейчас возложен на Бюро. Положение о комитете хотят переделать... не первый год уже.

Фактически комитет - это экспертный и рекомендательный орган, серьёзные решения которого (лишение, взыскания и т.д.) должно утверждать Бюро. То же самое касается и рутинной деятельности комитета - календарные планы, регламенты, состав сборной команды комитет готовит, а утверждает Бюро.

В ситуации с казанскими соревнованиями комитет по выездке может высказать своё фи и вынести два предложения:
1) к ВКС рассмотреть качество судейства на данном соревновании и определить санкции для судей, если оно будет признано неудовлетворительным (например, дисквалификация на какой-то период времени вполне в полномочиях ВКС, т.к. её председатель согласовывает все Положения по всероссийским, и межрегиональным турнирам),
2) к Бюро не согласовывать представление на присвоение МС, выполненного на этих соревнованиях.

Теоретически выездковый комитет может выступить с инициативой решением Бюро инициировать снятие всероссийского статуса с этого турнира (присваивает/снимает всероссийский статус отдел ЕКП Минспорта РФ), но если к тому нет формальных оснований (количество регионов-участников), то вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость портить отношения с республиканским минспортом Татарстана.

P.s.: про Егорову Анну подсказать не могу, лично не знакомы.
 
Последнее редактирование:
Большое спасибо за разъяснения, примерно так и представлял себе полномочия данного собрания.

Касательно Казанской, конкретной ситуации, это вероятно все же имеет право на жизнь в данной теме как и есть реальное применение Бюрократии, во всех смыслах этого термина. Собственно, касательно статуса, то это очень зыбкий путь, насколько я понял сейчас в ФКСР 25-29 членов ФКС региональных, т.к. не понял насчет- региональных отделений ФКСР, как их считать, если говорить об ЕВКС насколько я понял надо 2\3 регионов где есть ФКС аккредитованные ФКСР?
Если это так, то проходят старты под уровень Всеросийских, если нет ,то вопрос остается открытым.

На два основных вопроса как раз и хотелось бы получить ответ.

Про Анну Егорову, вопрос не праздный, все остальные члены комитета, мне известны, за этим исключением, предположу что ее выбрали представлять интересы совпренов- любителей.
 
надо 2\3 регионов где есть ФКС аккредитованные ФКСР
Не обязательно аккредитованные - если есть ФКС или региональное отделение в регионе, уже можно считать, что конный спорт в регионе развивается, и посчитать этот регион в базовую сумму, от которой считать пропорцию. Но здесь ещё другой момент - всероссийский статус сейчас и так с трудом дают, и ФКСР будет очень по-идиотски выглядеть, если придёт снимать всероссийский статус со своего турнира, который в пожарном порядке выбивала несколько месяцев назад. И в дальнейших баталиях за всероссийские статусы ей всё время будут напоминать об этом случае.
 
Сверху