Стихотворение, по которому узнают как жили мы...

Alexandra

Новичок
Только вот что за привычка у людей не указывать в интернете авторов...

"Стихи из книги "Посмотри в глаза чудовищ".

Спаси и сохрани...

В Москве взрывают наземный транспорт - такси, троллейбусы, все подряд.
В метро ОМОН проверяет паспорт у всех, кто черен и бородат.
И это длится седьмые сутки. В глазах у мэра стоит тоска.
При виде каждой забытой сумки водитель требует взрывника.

О том, кто принял вину за взрывы, не знают точно, но много врут.
Непостижимы его мотивы, непредсказуем его маршрут,
Как гнев Господень. И потому-то Москву колотит такая дрожь.
Уже давно бы взыграла смута, но против промысла не попрешь.

И чуть алеет рассветный отблеск на синих окнах к шести утра,
Юнец, нарочно ушедший в отпуск, встает с постели. Ему пора.
Не обинуясь и не колеблясь, но свято веря в свою судьбу,
Он резво прыгает в тот троллейбус, который движется на Трубу.

И дальше кружится по бульварам ("Россия"-Пушкин-Арбат-Пруды) -
Зане юнец обладает даром спасать попутчиков от беды.
Плевать, что вера его наивна. Неважно, как там его зовут.
Он любит счастливо и взаимно, и потому его не взорвут.

Его не тронет волна возмездий, хоть выбор жертвы необъясним,
Он это знает и ездит, ездит, храня любого, кто рядом с ним.

И вот он едет.

Он едет мимо пятнистых скверов, где визг играющих малышей
Ласкает уши пенсионеров и греет благостных алкашей.
Он едет мимо лотков, киосков, собак, собачников, стариков,
Смешно целующихся подростков, смешно серьезных выпускников,

Он едет мимо родных идиллий, где цел дворовый жилой уют,
Вдоль тех бульваров, где мы бродили, не допуская, что нас убьют, -
И как бы там ни трудился Хронос, дробя асфальт и грызя гранит,
Глядишь, еще и теперь не тронут - чужая молодость охранит.

...Едва рассвет окровавит стекла и город высветится опять,
Во двор выходит старик, не столько уставший жить, как уставший ждать.
Боец-изменник, солдат-предатель, навлекший некогда гнев Творца,
Он ждет прощения, но Создатель не шлет за ним своего гонца.

За ним не явится никакая из караулящих нас смертей.
Он суше выветренного камня и древней рукописи желтей.
Он смотрит тупо и безучастно на вечно длящуюся игру,
Но то, что мучит его всечасно, впервые будет служить добру.

И вот он едет.

Он едет мимо крикливых торгов и нищих драк за бесплатный суп,
Он едет мимо больниц и моргов, гниющих свалок, торчащих труб,
Вдоль улиц, прячущих хищный норов в угоду юному лопуху,
Он едет мимо сплошных заборов с колючей проволокой наверху,

Он едет мимо голодных сборищ, берущих всякого в оборот,
Где каждый выкрик равно позорящ для тех, кто слушает и орет,
Где, притворяясь чернорабочим, вниманья требует наглый смерд,
Он едет мимо всего того, чем согласно брезгуют жизнь и смерть:

Как ангел ада, он едет адом - аид, спускающийся в Аид, -
Храня от гибели всех, кто рядом (хоть каждый верит сам, что хранит).

Вот так и я, примостившись между юнцом и старцем, в июне, в шесть,
Таю отчаянную надежду на то, что все это так и есть:
Пока я им сочиняю роли, не рухнет небо, не ахнет взрыв,
И мир, послушный творящей воле, не канет в бездну, пока я жив.

Ни грохот взрыва, ни вой сирены не грянут разом, Москву глуша,
Покуда я бормочу катрены о двух личинах твоих, душа...

И вот я еду."
 
Сразу пришел в голову один автор (мой любимый!), по каждому почти стихотворению=песне которого можно судить о нашей сегодняшней жизни. Тимур Шаов.
Навскидку, хоть это:

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=12578
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=22540
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=12570

Да вообще любое, выбирать - трудно.
 
Почитала ваши ссылки. На мой взгляд - напоминает Высоцкого, только несколько хуже.
 
Да не, если слушать - ни малейших ассоциаций с Высоцким, это уж точно. Разве что виртуозное владение словом, умение нанизывать нужные слова - у обоих. Может, похожи в той мере, в какой все песни-стихи бардов похожи друг на друга. Хотя.. и Высоцкий, и Шаов - отношение к бардам имеют весьма условное.
Есть песня у Шаова, тоже одна из самых моих любимых, "Разговор с критиком", в которой он обозначает свое место в авторской песне:

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=22537

Конечно, не все песни воспринимаются в виде стихов.
А так - Шаов это все в таком.. рок-н-ролльном, озорном ключе поет, никакого нерва, надрыва. Помню, как-то давно уже они на Грушинке (с группой Грассмейстер) уже после всех, на закуску, выступали, часов так в пять-полшестого утра начали, народ весь лежал, сонный, осоловелый, так все проснулись и часа два их не отпускали, встали все и плясали.
 
По точке зрения - наблюдатель, который все видит, - очень напомнило это стихотворение песню Михаила Щербакова "Аэродром" (1989 год).

Мы видим, как из стеклянных врат
на поле, где самолёты в ряд,
выходит некто - на первый взгляд,
весьма невзрачного свойства -
и, пользуясь темнотой, тайком
шагает по полосе, причём
в руке несёт чемодан, а в нём -
взрывательное устройство.

До взлёта десять минут, и он
спешит, беззвучно топча бетон;
он к трапу близится, возбуждён,
но бдителен до предела,
и лезет крадучись в самолёт,
и бомбу в брюхо ему кладёт,
и прочь неслышно бежит, как кот;
а дальше - не наше дело.

Мы видим то, что уйдёт от глаз
людей, чего не узрит подчас
контроль (имея высокий класс
и чуткие мониторы);
зажёгся запад или померк,
среда на свете или четверг,
не дремлем мы - особые сверх-
секретные спецприборы.

Нам виден всякий дефект, распад,
диверсия - или другой разлад,
но мы не из тех, кто бьёт в набат
и мечется оголтело;
на наших глазах, не входя в контакт
ни с кем, субъект совершает акт,
и мы констатируем этот факт,
а дальше - не наше дело.

Мы видим, как самолет застыл
на старте, как он крыла раскрыл
и замер, будто совсем без сил
(хоть выглядит исполином);
слуга моторов, а не речей,
он верен воле, не важно чьей,
поскольку ведает связь вещей,
доступную лишь машинам.

И вот - почувствовав эту связь,
он дрогнул, и подался, кренясь,
и вся структура его взвилась
и радостно загудела;
взлетает он, серебрист и наг,
и бомба в нём говорит "тик-так";
момент - и всё покрывает мрак,
а дальше - не наше дело.




А по ощущению безнадежности - тоже песню. Алексей Иващенко, "Сказал Господь".

Сказал Господь: "Да будет свет! Чик-чик", - и посветлело.
Сказал Господь: "Да будет звук!" - и мир заговорил.
Сказал Господь: "Ну а теперь - вперед, пора за дело", -
И создал тех, из-за кого всю кашу заварил.

Сказал Господь: "Вот это да! Oh yeah. Апплодисменты!"
И, как заботливый пастух, овец своих пася,
Он контролировал, как мог, весь ход эксперимента,
Пока не понял наконец, что тот не удался.

Сказал Господь: "Нехорошо. Я так переживаю".
И улетел к другим мирам - сказать, что будет свет.
А я на камушке сижу и не подозреваю,
Что я один, совсем один. Что всё. Что Бога нет.
 
Primary написал(а):
Да не, если слушать - ни малейших ассоциаций с Высоцким, это уж точно. Разве что виртуозное владение словом, умение нанизывать нужные слова - у обоих. Может, похожи в той мере, в какой все песни-стихи бардов похожи друг на друга. Хотя.. и Высоцкий, и Шаов - отношение к бардам имеют весьма условное.
Есть песня у Шаова, тоже одна из самых моих любимых, "Разговор с критиком", в которой он обозначает свое место в авторской песне:

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=22537

Конечно, не все песни воспринимаются в виде стихов.
А так - Шаов это все в таком.. рок-н-ролльном, озорном ключе поет, никакого нерва, надрыва. Помню, как-то давно уже они на Грушинке (с группой Грассмейстер) уже после всех, на закуску, выступали, часов так в пять-полшестого утра начали, народ весь лежал, сонный, осоловелый, так все проснулись и часа два их не отпускали, встали все и плясали.

Так я же не про надрывные песни Высоцкого говорю, а про шуточные, где очень хорошо переданы диалоги. И мне показалось, что они у Высоцкого лучше.

Нет, проблемы с прочтением у меня не было. Но, послушать, видимо, тоже нужно.
 
В том все и дело, что у меня не осталось ощущения безнадежности после прочтения этого стихотворения, поэтому я его сюди и перепечатала. Осталось ощущение невероятной силы человека, который, вполне возможно, дествительно здесь один.

Вот, кстати, еще одно:

"Наше время изумляет, разрывает нас на части,
Мы гордимся этим веком, наша жизнь полна чудес,
Но на душу населенья чести, мужества и счастья
Не убавил, не прибавил удивительный прогресс.

Стала совесть откровеньем, стала музыка комфортом,
Только правда, как и прежде, героизм и маета.
Самых дальних разделяет только путь к аэропорту,
Самых близких разлучают эгоизм и суета.

Прощай, двадцатый век - святоша и безбожник,
Обманщик и мудрец, философ и факир,
Прощай, двадцатый век - убийца и художник,
Оставишь ли в живых безумный этот мир?!

Век двадцатый воплощает гениальные идеи -
Относительны и время и космическая даль,
Но печально абсолютны все великие злодеи,
Убиваемые мысли, убивающая сталь.

Исчезали Атлантиды, и династии, и боги...
Невозможно исчисленьем сущность времени понять.
В возраст нашего столетья уместились две эпохи -
На беду ему - семнадцать, и на счастье - сорок пять.

Прощай, двадцатый век - убогий и прекрасный,
Прощай, двадцатый шаг к безмерной высоте,
Прощай, двадцатый век - великий и ужасный,
Мелькнувший над землей в крови и в нищете.

Мы спешили, улетали в неустроенные дали
И бесстрашно проникали и в пространства и в века,
Все что можно изучили, что нельзя - предугадали,
Только сердце, наше сердце не постигли мы пока.

Век двадцатый нам зачтется, третья тысяча начнется,
И в любви и в огорченьях потекут опять года...
Книга старая прочтется, с веком век пересечется.
Наша юность в нашем веке остается навсегда...

Прощай, двадцатый век, ты стал великой былью.
Мы стоили тебя, когда ты был не прав.
Прощай, двадцатый век, ах, мы тебя любили!
Прости своих детей за их нелегкий нрав".

А. Дольский
 
Сверху