Тренера,подскажите как быть? Или поделитесь опытом :roll:

Lina_rider

Участник
Сразу извиняюсь: тему создаю потому, что вопрос для меня достаточно наболел уже, а вот отвечать на нее смогу не часто, только 2 выходных в неделю :cry: , все остальное время до инета мне не добраться никак :cry: Надеюсь кол-во ответов в тему из-за этого не сильно уменьшится...
А проблема вот в чем:
С недавних пор я работаю как бы это сказать... в общем тренером :roll: хотя называть себя тренером язык не поворачивается: ну какой из меня тренер? :? Но так вышло, что кроме меня - еще менее специалисты согласны работать.
В общем по трудовой я - тренер. По роду выполняемых обязанностей - провожу занятия детям (и не только). Все ученики - перед началом обучения НИЧЕГО не знали про лошадь. На этой стадии я еще могу их поучить: про ту же ТБ рассказать, про аммуницию (что для чего, как одевать и т.д.), про посадку... Но на этом как бы мой запас знаний, в верности которых я уверенна и заканчивается. Даже сесть показать как что-то делать я не могу, потому как не уверенна, что делаю это СОВСЕМ верно. Сама я езжу верхом уже 7-й год. Но именно езжу. Не занимаюсь. Заниматься начала вот только с пол года, и то не всегда выходит регулярно (работа мешает...).

Подскажите что на ваш взгляд самое важное в работе? Чему самому важному надо учить? Я понимаю что вопрос размытый... просто ПЛИЗ, дайте мне, как человеку только начавшему учить других, пару дельных советов? Учитывая что сама я всего лишь чуть меньший чайник чем мои ученики :cry:
Само собой разумеется, что детей учим только ездить. А до этого школы ВЕ в городе (та и вообще конюшни) вообще не было. Вот сейчас пытаемся восстановить, хоть что-то организовать. Назвались КСК, но на на самом деле до конно-СПОРТИВНОГО нам далеко :(
О хотябы каком-то аматорском спорте и речи быть не может, потому как... ну чему я могу научить остальных, если сама этого не умею? Первое что я собиралась сделать - учиться сама.
Но опять же таки проблема: кто будет учить меня? Директор КСК в свое время мастер спорта, но спец она в рысаках, скачках и уж никак не в конкуре... Прыгала, но так "для души"... кое-чему учит, но как показал первый же приехавший тренер (ну типа для обмена опытом, приезжал поучить нас один день) - этого кое-чего КРАЙНЕ мало...
Мне самой не очень приятна вся эта ситуация, я бы даже с удовольствием согласилась остаться без работы если бы на мое место взяли дельного тренера. Но понимаю, что ПОКА для нас это недоступно.
Читаю книжки, стараюсь сама ездить, совершенствовать себя, но понимаю, что без тренера я ничему путнему сама не научусь (больше того, что уже умею). А путний тренер для нас может быть доступен пока только в плане "приехал на день-два, показал-рассказал, уехал". Вот когда первый (и пока последний) раз приезжала девочка (и она не тренер! а просто больше занималась чем я) много чего рассказала, но это только ОДНА тренировка и все... А скоро мои ученики достигнут того же уровня, что и я, им захочется большего... тем более что мой уровень уж совсем не высок :? та и я уже перестану быть для них авторитетом... дальше что делать?
Как быть? Мне хотелось бы развития для нашего КСК, чтоб дети росли, совершенствовались, участвовали в соревнованиях, чтоб у них перспективы были какие-то. Та и для себя б хотелось бы. Я ж говорю, если бы нашелся тренер, согласный в таких условиях работать - я б освободила ему место и с удовольствием искала бы работу :) Но увы, пока никто не нашелся. Побаиваюсь того, что я буду тормозить своих учеников. Т.е. доучу их до своего уровня, а выше - никто не поднимется, потому как сама не умею.
Я могу уйти, возможно и в трудовую еще ничего не записали (еще и месяца не работаю, только сдала трудовую). Но если я уйду, тренировки будет вести девушка, еще менее знающая :? И так будет до тех пор, пока не поднимется уровень, условия работы, зарплата та же.
Не знаю что делать :? скоро месяц как работаю и все не могу решиться: не будет ли базе хуже от такого тренера как я :oops: по этой причине же и трудовую не отдавала долго, отдала только потому, что уже потребовали :)
П.с.: если вдруг, эту тему почитает кто-то из моих учеников (хотя врятли 8) - не рассказывайте на всю конюшню :wink:
 
Re: Тренера,подскажите как быть? Или поделитесь опытом :roll

Lina_rider написал(а):
Побаиваюсь того, что я буду тормозить своих учеников. Т.е. доучу их до своего уровня, а выше - никто не поднимется, потому как сама не умею.
Ерунда. Многие детские тренеры вообще не садятся верхом. Зимой познакомилась с теткой, тетка немножко ездила верхом на самом "элементарном" уровне и ни от кого это не скрывала, более того - скорей этим гордилась. Два года назад она открыла пони-клуб, который развился с невероятной скоростью - сейчас у нее 150 записавшихся, дети успешно выезжают на соревнования "предспортивного" игрового типа регионального и национального уровня.

Чтобы учить детей, совершенно необязательно уметь делать то, чему их учите. Потому что так, как это получатеся у них, у вас все равно никогда не получится - ни при каком личном опыте :wink:. Это отдельная и очень своеобразная область: надо почувствовать (пусть даже и не всегда понимая на "ментальном" уровне) специфику именно детской езды, детской психологии, детского видения мира - и это в сто раз важней, чем уметь прыгать. "Учиться учить" надо именно на опыте учеников, а не на своем собственном. Более того, часто именно от учеников можно научиться чему-то новому для себя лично. Главное - внимательно приглядываться к происходящему и делать выводы. Конечно, в одиночку это безумно трудно.. но можно. Мне проще, у меня есть тренер-"supervisor" :wink:.

Психологический момент - ИМХО основной. Чтоб не боялись, но и не лезли на рожон. Чтоб было сильное желание ездить и быть с лошадьми, но не было чрезмерной "заведенности" на почти болезненном уровне (полсденее у меня не получается, "завожу" их по-черному сама того не желая :?).

Чтоб были самостоятельны. Делать вид, что не замечаешь возникшей проблемы и не слышишь призывов о помощи - чем меньше на них обращать внимание, тем быстрей у них все получится (разумеется, с жесткой оглядкой на безопасность). В то же время, если совсем крындец и они очень стараются и все равно никак - немного помочь, и желательно так, чтоб ваша помощь казалась совсем незначительной. Больше ценить настойчивые попытки что-то осуществить, чем результат.

Чтоб были уверены в себе, но не надувались от гордости как мыльные пузыри, особенно если эта заносчивость "направлена" на других детей. Поэтому полезно иногда вдарять по мозгам, но не самому - а подстраивать такую ситуацию, чтоб на занятии ничего не получалось. Для этого надо хорошо изучить поведение конкретных лошадей - иногда достаточно поменять порядок смены, чтоб у слабого всадника вдруг все начало получаться, а сильный оказался в полном дерьме. Давать нарочно не ту лошадь, на которой ему (ей) сегодня хочется ездить. Несколько занятий подряд под благовидным предлогом не разрешать ездить галопом (рысить, прыгать - в зависимости от уровня). В то же время, не перебирать с этим через край, не ущемлять их внутреннее достоинство. Похвалить, даже (и в особенности) если ничего не получилось - и похвалить от всей души. Даже если это самое "не получилось" входило в ваши планы.

А еще есть разные комплексы - проблема излишнего веса, проблема переходного возраста, проблема занимающихся вместе братьев и сестер или детей и родителей, проблема разведенных родителей, проблема чрезмерно авторитетного родителя (бабушки, дедушки) - особенно когда он присутствует на занятии, проблема детей несложившихся лошадников... но тут хоть том пиши.

С техникой дело обстоит примерно так - есть посадка и есть управление: две коррелированные величины, развитие которых должно происходить в неком максимально гармоничном режиме. Которой из двух отдавать предпочтение и с которой "начинать" - отдельный вопрос. Можно учить контакту и управлению и затем сверху насаживать посадку и технику (нетрадиционный метод). Можно учить технике и затем на основе более ли менее сложившейся посадки строить управление и контакт (традиционный метод). Можно сочетать одно с другим (я сейчас поступаю именно так).

Из специфики детской посадки. Детям часто проще на учебке, чем на строевой. Проще на манежном галопе, чем на полевом. Проще на длинном поводе, чем на коротком - управляют они с самого начала не засчет контакта во рту, а засчет некого общего контакта "всем телом". Сидеть им проще на коротких стременах, а вот высылать - на длинных, так короткие ноги достают дальше - поэтому когда дите худо бедно уселось и не теряет равновесия, я удлинняю стремена. Вообще, полещно менять длину стремян даже в течение одного занятия. Часто делаю короткие заезды бе стремян - не для посадки, балланса и равновесия, а ради создания пресловутого контакта. Им проще долбить лошадь пятками, чем высылать шенкелем, которого практически нет и быть не может - нехай долбят наздоровье, особенно поначалу. По этой же причине они часто высылают лошадь не столько с помощью шенкеля, сколько с помощью неких странных телодвижений в седле, постепенно эти телодвижения сами собой переастают в классическое "сопровождение"... и так, как "сопровождают" они - не сопровождает никто. Как научить этому движению я не знаю, оно сугубо индивидуально - кто-то прыгает как на батуте, кто-то качается из стороны в сторону, кто-то елозит по седлу. Обычно просто говорю - "Подвигайся в седле" - и они сами находят "свое" движение. Многим и говорить не надо, сами соображают.

Еще есть специфика на учебке - поначалу они часто облегчаются ровно в полтора раза реже, чем нужно: слабые ноги не позволяют вставать на одну диагональ из двух, а чувство лошади настолько велико, что они ухитряются "поймать" одну диагональ их трех. Обычно не капаю им на мозги - как ноги чуть накачаются, сами начнут облегчаться правильно.

Из специфики мелких детей. Их лучше сажать "в задницу" - короткие стремена, ноги вперед, корпус назад. Повод держать всей лапой, не под мизинец (некоторые тренеры даже разрешают держать повод "наоборот", большими пальцами "ко рту"). Право-лево показывыть не "зеркально" лицом к лицу, а встав к ним спиной, "как они". Объяснять поменьше, показывать побольше, посадку "лепить" собственными руками - придежать ногу и завернуть пятку вниз, своей рукой усадить на "правильное" место в седле и прогнуть поясницу и т.д. И не поддаваться на то, что они маленькие - чем они мельче, тем хитрож@пистей: в одну секунду обведут тебя вокруг пальца и заставят вокруг них прыгать.

И вообще, построже с детьми, они это любят - как лошади :wink: : сердиться не надо (но можно сделать вид), сюсей-пусей тоже не надо.
 
у нас такая ситуация, что периодически помогаем тренерам работать с новичками. Не знаю, как у вас, мы держим на корде. Важно!! - Вы - тренер, для того человека, кто сейчас на коне - однозначно! и не надо переживать, что мол де прыгать не умею, то се не умею. 7 лет верхом!! громадный опыт. Просто его надо "вытащить наружу", т.е. все ты знаешь, но сказать не можешь ;)
Первый месяц точно - наши новички ездят на корде без галопа. В это время все, что нужно - следить за посадкой - пятка, спина, руки и "заговаривать зубы" :lol: Т.е. у нас, типо помогающих тренеру, задача простая и сложная одновременно :roll: - найти контакт с человеком. А знаний, поделиться с "ноликом" на самом деле предостаточно!
ps наши ученики все взрослые
 
Не могу удержаться: Лиз, блестящее объяснение! Нашла сразу несколько своих ошибок при работе с детьми, а именно гиперопеку и гиперпретензии к строевой...
Присоединяюсь к вышесказаному: главное - видеть общую картину и четко сечь, где коначается "не могу" (реально не могу! ну никак!) и начинается "не хочу" (лень, устал...)
Еще чисто психологический момент: у детей все на порядок лучше получается, когда не смотрят родители.
Лина, не переживай и не комплексуй: тренер - не тот, кто суперхорошо ездит, а тот, кто умеет учить.
 
Я тоже занимаюсь с детьми и с начинающими.. Я например обращаю внимания - а что детям нужно?? Если они пришли к нам просто покататься (лето , многие живут на дачах рядом. будет осень они изчезнут до следующего года) Естественно для них одни занятия.. опять -возраст..физ подготовка разная.. Темболее у нас более индивидуальные занятия..с одним человеком..
С группой которые ходят постоянно и зимой и летом у меня другой подход.. я с ними не спешу.. тут важно чтоб и посадка была . С начала занятия на корде - гимнастика . разогрев всадника.. потом управление на шагу - сбор. шаг прибаленный. сокращенный.. перемены. заезды вольты и регулярно кордовые занятия на рыси - со стременами и без.. занятия для рук ... Итолько потом когда они уже на шагу управляют лошадью и рысят на корде строевой без стремян и учебной - соединяю и они прекрасно начинают рысить по всему манежу.. Следующий этап -подготовка в галоп.. тоже постепенно..
Начинаем разделять конкурные тренировки- кавалети. подход.. и выездковые занятие - изучаем манеж..элементарные элементы выездки..възд на среднюю линию.и т.п.буквы в манеже..элементы детской езды..
Дети учатся сидеть и скороткими и с длиными стременами и имеютт понятия и о выездке и конкуре.. Готовимся к детским соревнованиям....
Lisa - очень хорошо передала все о детях ..спасибо тоже многое для себя взяла....
 
Раньше по выходным помогала своему тренеру в работе с детьми на понях.

Из моих личных наблюдений и опыта.

Очень много зависит от возраста.
Если это совсем только-только 4-5 летки (у нас детей берут на поней с 4-х лет), то они скорее относятся к езде на пони как к развлекаловке, как будто с ними играют. И это нормально.
Все они начинают без стремян. Им так удобнее. Стремена им поначалу только мешают - они все внячале тянут вниз носок.
Сначала шаг в смене. Потом короткими репризами рысь-шаг. Обычно ставят головным того ребенка, который хоть немного умеет управлять. Либо я ходила рядом, как бы помогала вести. Тренер давала команды, наблюдала за всей сменой (5 чел), подходила и поправляла, если надо.
Но на первом этапе ни о какой работе речь не идет. Идет привыкание ребенка к лошади, к седлу, к посадке, к работе ножкой (понятно, что пяткой). Учат прижимать ногу и тянуть пятку.

Родителей лучше отправлять погулять на то время, пока дети занимаются. Или убирать из зоны видимости ребенка.

Во-первых, ребенок постоянно на родителей отвлекается и пытается получить похвалу от мамы-папы: "Смотри, я - на лошадке!"
Во-вторых, родители часто начинают давать советы ребенку. Например, услышали как тренер что-то сказала и началось: "Тебе же сказали, посылай лошадку..." и т.д. и т.п. Ребенок соответственно начинает слушать родителя, а не тренера (по вполне понятным психологическим причинам).
В-третьих, присутствие родителей ребенка очень часто вгоняет в состояние ступора. Если что-то не получается, то ребенок не ищет решение сам, а зовет родителей.

Т.е. с моей точки зрения основным правилом должно быть - делай только то, что сказал тренер.
 
Lisa, Вам пора писать методички. Честное слово, без всякой иронии. Глубокий респект.
Но вот стало интересно - а делать-то чего? Пришел ребенок, его посадили. Первый раз сажают на корду без повода. Облегчается в полтора раза, абсолютно точно подмечено. Так держала на корде и учила именно облегчаться, чувствовать толчки лошади, ну высылать, ну положение ноги поправлю. А если не придираться к строевой, то к чему ж тогда придираться с самого начала? :)
 
Super-tema!
Lina, est pogovorka - Luchshiy trener po plavaniu tot, kto ne umeet plavat! 8) Ne peregivayte, glavnoe - gelanie!

A s detmi ja by posovetovala pomimo ezdy zanimatsja gymnastikoy na loshadi (gde-to na forume tema pro upragnenija byla), eto i posadku ukrepljaet i prosto veselo, im nravitsja :D

P.S. @Lisa: kak vam udaetsja nachodjas ne v Rossii pisat kirillicey???? Podelites please opytom, a to tak dolgo ewe v Evrope git... Zaranee spasibo :roll:
 
Ну спасибо :). С теорией у меня всегда было лучше, чем с практикой, еще со школьных времен :lol:. Есть такое знаменитое высказывание: "Кто умеет делать - делает. Кто не умеет делать - учит, как делать. Кто не умеет учить - учит, как учить".

Да, забыла, осторожней с физическими нагрузками. Особенно на пресс и мыщцы малого таза, в детском и подростковом возрасте это противопоказано. Поэтому, ИМХО, учебка, тем более без стремян - в весьма ограниченных количествах. Лучше чаще, но недолго - например можно полкруга учебка, полкруга строевая. Строевую без стремян я бы вообще не рискнула, разве что эпизодически: несколько темпов - и отдохнуть.

Whip, насчет отправлять родителей погулять - это, по идее, абсолютно правильно. К сожалению, есть такой момент - родители желают получить свою часть удовольствия, глядя на то, как их чадо занимается. А так как платят-то именно родители, а не дети, то это их желание является отчасти законным. Да, их пристутсвие часто мешает - но иногда и ребенку хочется покрасоваться перед родителями, это тоже можно понять. И это желание покрасоваться не всегда причиняет вред его езде, иногда - пользу. Главное, чтобы наличие родителей по возможности не влияло на ВАШЕ поведение на плацу, тогда эти небольшие психологические помехи не будут играть большой роли и будут уравновешиваться положительными психологическими моментами. На самом деле, родителей можно "втянуть в игру" - иногда переброситься шуткой, комментарием, всем вместе посмеяться или кому-то поапплодировать. Все это жутко отвлекает внимание, но если научиться "переключаться" и делать это на автомате (у меня пока это редко получается), то приносит классные результаты.
 
Всем привет! :)
Я немного не понимаю то, о чем вы пишете :? . Я думаю, что для того чтобы учить, надо понимать чему учить, значит надо это знать и уметь. Иначе, как вы сможете объяснить это людям.
 
lisa написал(а):
Да, их пристутсвие часто мешает - но иногда и ребенку хочется покрасоваться перед родителями, это тоже можно понять. И это желание покрасоваться не всегда причиняет вред его езде, иногда - пользу.

Это точно. Мне кажется, что зависит это от того, как выстраиваются отношения ребенок-родитель в семье. И это уже несется во внешний мир и в том числе на тренировки.
Каждый раз - очень индивидуально. Тренер в некоторой степени выступает в роли и детского психолога, и педагога.
 
dog написал(а):
У меня стремена через пару недель получают Не ранее.
Плохо. Детского спортивного врача на тебя нет :twisted:. Перегрузишь девчонкам малый таз, потом будут проблемы с гинекологией. А нам что, мы сопртсменок рОстим.
 
lisa, хотелось сказать спасибо, гоняла недавно ребенка, Ваш опыт очень пригодился. Оно вертелось по седлу с явным удовольствием, и даже само изъявило желание поездить задом наперед :D
 
lisa написал(а):
dog написал(а):
У меня стремена через пару недель получают Не ранее.
Плохо. Детского спортивного врача на тебя нет :twisted:. Перегрузишь девчонкам малый таз, потом будут проблемы с гинекологией.[/quote="lisa"]

lisa, а какие именно проблемы с гинекологией могут быть? Узкий таз и невозможность самостоятельных родов или что-то еще? Напишите, пожалуйста подробнее т.к. я недавно тоже видела подобную тренировку... Мне самой (ТТТ) это уже не грозит, т.к. в детстве (лет 15-16 назад) в моих "тренировках" была как раз обратная проблема - я ездила на очень коротких стременах и никто мне ничего не говорил, не исправлял ошибок... Результат - серьезная травма, последствия на всю жизнь. :( Но это все дела прошлые, а вот сегодняшних девочек жалко.
 
Anna V написал(а):
Всем привет! :)
Я немного не понимаю то, о чем вы пишете :? . Я думаю, что для того чтобы учить, надо понимать чему учить, значит надо это знать и уметь. Иначе, как вы сможете объяснить это людям.
Тренер Бубки врядли сможет прыгнуть такую высоту, как Бубка, но тем не менее он его тренер и он его вывел на эту высоту.
Человек с семилетним опытом для начинающего - это величина мирового масштаба. Не надо комплексовать :wink:
Что можно еще добавить... Не надо учить сразу всему. Если не поймал движеная на строевой рыси, то не надо заморачиваться пяткой и т.д.
Еще мы практикуем упражнение, когда человек уже более менее сидит - одну руку в сторону, потом другую, потом обе.
П.С.
lisa, как всегда в точку :wink:
 
kot написал(а):
Еще мы практикуем упражнение, когда человек уже более менее сидит - одну руку в сторону, потом другую, потом обе.
Хорошее упражнение :) В прошлую субботу испытала на себе. :oops: Я не тренер, но хочу сказать, что это упражнение может научить не висеть на поводе, а, главное, поможет научиться равновесию.
И еще мне понравилось однажды, как один тренер спрашивал у детей таблицу умножения. Смена едет рысью, а дети думают, сколько будет 7*9 и... перестают напрягаться, зажиматься.
 
Katenok написал(а):
И еще мне понравилось однажды, как один тренер спрашивал у детей таблицу умножения. Смена едет рысью, а дети думают, сколько будет 7*9 и... перестают напрягаться, зажиматься.
Katenok, супер! Немедленно беру на вооружение.

Насчет причины ограничений нагрузок на брюшной пресс в детском и подростковом возрасте - если честно, понятия не имею, знаю только что нельзя. В частности, совершенно неуверена, что проблемы могут возникнуть именно в гинекологической области - это было так, для "пристащания" :lol:. Постараюсь разузнать поточнее.
 
Для девушки в период установления цикла, т.е. в течение года, ВЕ не очень полезна. Может установиться нерегулярный цикл из-за повышенных нагрузок. Проверено на собственной шкуре. :lol: Мало того, что нерегулярный, так еще и разброс от 35 до 50 дней. Извините, за интимные подробности. :oops:
 
Сверху