Tananda написал(а):
Народ, а как часто на тренировке случаются моменты, когда надо выполнить команду тренера " в считаные доли секунд"?
На конкурных тренировках - постоянно. Особенно если идет серьзеная работа с незнакомыми (или мало знакомыми) лошадьми. Нет, ну можно, конечно, свернуть с пятого препятствия на маршруте, подъехать к тренеру и переспросить "Извини, я что-то плохо расслышал - где тут контроль держать, на левом поводе или на правом?" Но что-то сомневаюсь, что тренеру это будет так уж приятно...
Кстати, это в какой-то степени касается и манежки, и даже разминки - там нет считаных долей секунд, но прерывать работу ради того, чтобы подъехать к тренеру и переспросить... А как же лошадь? Так вот ее на полдороге каждый раз и "обламывать"? Переспросить можно и нужно - но ни в коем случае не прерывая того, что делаешь! И еще один момент - подъезжая к тренеру, вы переходите на "личные" с ним отношения, отвлекаете все его внимание лично на себя. Это возможно при индивидуальной работе, но если всадников большого одного, это, как правило, некорректно (еще раз оговорюсь - не всегда, а как правило). Поэтому, если чего-то глобального недопонял или хочешь разобраться поглубже - подойди после занятия.
Заставить ученика задуматься над своими действиями, проанализировать их и "намотать на ус" на будущее - не значит
объяснять ученику эти действия и соответствующие причинно-следственные связи. Это значит - дать их
сейчас почувствовать для того, чтобы
потом понять. Сначала - просто тупое повиновение, приводящее к некому конкретному результату. Возможно, не один раз - пока не "проймет", пока оно не пойдет само собой. Затем - ученик задумывается " а почему же так получилось?" и " а в какой именно ситуации надо делать именно так?" и "и зачем это вообще нужно?" Ищет ответ. И находит - но далеко не всегда на "вербальном" уровне (это было бы слишком просто), а на интуитивном. ВЕ - не наука, это искусство.
Тут еще, кстати, есть некая разница между восприятием взрослого и ребенка или подростка. Чем человек старше, тем больше ему нужно "теоретических объяснений". На самом деле, они ему не очень-то и нужны - но ему так психологически проще. У него почему-то значительно лучше получается (грубо говоря) "держать пятку вниз", зная, зачем именно это нужно. Для ребенка же первично не "зачем", а "как".
Возможно, в этом смысле также существенно различаются мировоззрение конкуриста ("сначала делай, потом думай") и выездюка ("сначала думай, потом делай"). Вр всяком случае, конкурный тренер просто
обязан уметь "в мгновение ока оценить ситуацию со всех сторон и дать полный и исчерпыающий совет" (добавлю - а также краткий и вразумительный). И советов этих может быть достаточно много, а далеко не только общее "Сиди" и "Не падай". Кроме того, как ни странно, очень много полезной информации часто передается тоном, интонациями и мимикой. Как именно - не знаю, это уж точно на научном уровне ничем, кроме телепатии, не объяснить :lol:.
Впрочем, согласна с одним - плохо (как я уже и говорила), когда доверие превращается в психологическую зависимость.