Время для перемен - как его узнать?

Пынгвын

Участник
Хотелось бы знать Ваше мнение по такому вопросу.
Наверное, редко бывают КСК, где все шоколадно, равно как редко случаются категорически плохие места для обучения ВЕ. То же самое с тренерами, наверное, нет идеальных. То есть везде есть моменты, которые устраивают, и которые нет. И не всегда можно толком понять, с какими стоит мириться, а с какими нет, особенно, если у ученика опыт небольшой (а то и вовсе никакого нет).
Есть ли какие-то критерии, по которым можно понять, что нужно что-то менять? (Если не брать какие-то явные случаи безобразия типа тренерского хамства или явного несоблюдения ТБ).

Предыстория вопроса.
Сразу скажу, что вопрос больше умозрительный, так как в нынешнем месте занятий мне все очень нравится.
Но дело в том, что везде, где мне приходилось заниматься, мне очень нравилось. Своих тренеров я обожала, доверяла им безмерно и внутренне оправдывала замеченные косяки. Переход в другое место всякий раз происходил не по моему желанию, а по воле обстоятельств.
Любопытно то, что в каждом новом месте я начинала сильно прибавлять. Тут-то и появлялась мысль, а так ли меня учили в предыдущем месте? Тренеры были разные, подходы у них также разные, иногда очень. И по мере обретения нового опыта, а также знаний из книг, Интернета, опытных конников я понимаю, что в прошлых местах все было совершенно не так прекрасно, как я думала. И всякий раз я была благодарна обстоятельствам, из-за которых меняла место и тренера.
Причем тренера не были какими-то плохими. Кто-то был очень отдатлив, но при этом чрезвычайно деспотичен. Кто-то – кладезь мудрости, но невероятно скуп на то, чтобы ею делиться, я до сих пор не знаю, эта немногословность – стратегия или равнодушие. От каждого из тренеров я вынесла как ценный багаж, так и то, чего приобретать не стоило.

Вопрос в том, можно ли понять, что нужно что-то менять, не ожидая особых обстоятельств? И стоит ли вообще ворошить этот вопрос? Но так есть большой риск годами заниматься практически без эффекта или, наоборот, с кучей побочных эффектов, и просто не знать, что так быть не должно и возможно как-то иначе.
Хотелось бы знать об опыте форумчан. По каким причинам вам приходилось менять тренера и место занятий? Как вы понимали, что пора?
 
Отличный вопрос. подпишусь.
У меня обстоятельства как правило приходили сами, но отправной точкой стал момент когда меня ситуация окончательно довела до слез и я вела коня и ревела, да 26-летняя девка шла и ревела. И тут я сама приняла решение, хотя можно было все оставить как есть и звезд с неба не хватать. До этого идею вынашивала года два, взвешивала все, спрашивала, получала отказы и снова спрашивала.
Другое дело я не форсировала события, то есть если бы мне что-то помешало поменять режим конной жизни я бы наверное с обстоятельствами согласилась, но ничего не помешало, а только сопутствовало.

С тренером вопросы тоже решались сначала по моей воле, потом уже сами. По моей воле, когда я отдала тренеру почти все свои накопленные на черный день деньги, но ни за месяц ни за 2 прогресса не ощущалось, а по моим даже самым легким прикидками, даже если считать меня клиническим идиотом (мне должны были хотя бы азы за это время объяснить) я должна была понять хотя бы принципы. Это стало отправной точкой к смене не просто тренера (т.к. все тренера кто был мне по карману и мог ездить в конюшню уже были перепробованы), а вообще всей концепции :) с полей мы перешли в ограниченный выгул, от легкой 50-минутной работы под верхом и 2-часовых прогулок в поля к режиму, утро берейтор-левада-вечером тренировка.

Понять, что я сделала все правильно мне дала лошадь, которая пришла в форму и я, которая за свои 12 лет рабства впервые поучаствовала в соревнованиях и заняла 2 место кубка водокачки.

Было у меня время, когда 2 лошадей арендовала. Так сказать чтобы расширить рамки и понять к чему идти с первой лошадью, взяла лошадь, которая выезжена и прыгала 130 на тот момент и тренера по конкуру) месяц поездила (хотела дольше, но расстояние меня убивало т.к. я без авто была и лошадь продалась), зато для себя цели поставила.
 
Последнее редактирование:
Вопрос в том, можно ли понять, что нужно что-то менять, не ожидая особых обстоятельств? И стоит ли вообще ворошить этот вопрос?
Смотря какие цели у всадника. Какой возраст. Какие временные и финансовые возможности. И частник он или прокат.
По каким причинам вам приходилось менять тренера и место занятий? Как вы понимали, что пора?
Тут ещё должен быть вариант "по каким причинам вы решали, что вам нужны дополнительные занятия".:D
За прошлый год у меня кроме тренировок у основного тренера были занятия у шести других тренеров. Дополнительные занятия от 1 до примерно 30 раз за год у каждого из этих дополнительных тренеров. Дополнительным занятием я называю полноценную тренировку, а не "посмотреть, покуда я тут принимание делаю".
Конечно, основной тренер был в курсе всех моих перемещений. Но я делала так, что это почти не изменяло основного тренировочного расписания.
Так что по поводу работы с разными тренерами у меня уровень "мастер".:cool::D
Но это ни в коем случае не тот путь, который я бы советовала каждому всаднику. Это очень специфический вариант. Подавляющему большинству не подойдёт.
 
Вопрос в том, можно ли понять, что нужно что-то менять, не ожидая особых обстоятельств?
Точно стоит что-то менять, если у вас возникают вопросы базовые, с которыми вы (условно вы, а не вы конкретно) идёте на конный форум, а не к тренеру. Такие тут возникают постоянно. Почему на учебной рыси неудобно сидеть, почему лошадь не отвечает на шенкель, лошадь носится по плацу, что мне делать и тп.
Это не вам конкретно, повторюсь, но раз подняли такую тему, не могу не написать)
 
А на мой взгляд такие вопросы сами по себе мало о чём говорят.

Подавляющее большинство прокатчиков ходят на занятия один раз в неделю. А ВЕ - это так просто сбоку и так сложно, когда оказываешься сам в седле!
Поэтому у человека часто взрыв эмоций, мысли бегают, руки-ноги пока не слушаются и всё такое. А занятие-то только раз в неделю. А голова-то у человека варит все семь дней.:D Вот и выплёскивает человек все накопившиеся сомнения, мысли и вопросы между днями занятий на форум.

А если человек ездит овер лет, а вопросы "детсадовские", то у меня, простите, вопросы к его общей житейской соображалке, которую ни один тренер человеку в голову не вставит.
 
А на мой взгляд такие вопросы сами по себе мало о чём говорят.
А я считаю, что говорят. Я энное количество лет работала тренером в клубе, у которого было просто, извините за мой французский, дохренища косяков. Но наши ученики никогда не заводили темы в стиле "что делать если лошадь тащит". Они в этих темах отвечали. Правда, у нас был свой клубный форум, но и там чаще всего просто общались по интересам, изредка устраивали разборки и описывали тренировки. А все рабочие вопросы решались непосредственно во время занятий или после.
Но я согласна, что это не единственный и не главный признак. В конце концов есть стеснительные люди, которым проще завести тему, чем обратиться к тренеру с вопросом.

По теме мне кажется, что время перемен наступает, когда возникает соответствующее внутреннее ощущение. Доверять тренеру - это очень правильно. Но это не значит закрыть для себя другие источники информации. По мере роста своего уровня как всадника совершенно нормально расти в представлениях как должен быть построен тренировочный процесс, как правильно содержать лошадей и так далее. И искать наиболее полное соответствие своим представлениям.
Если при этом сохранять чувство благодарности к своим первым тренерам, даже если они в чем-то были не правы, то вообще все прекрасно.
 
Но наши ученики никогда не заводили темы в стиле "что делать если лошадь тащит". Они в этих темах отвечали
Так темы разные бывают.
Если человек пишет "помогите, меня все лошади таскают", "помогите, меня лошадь зажимает в деннике, не могу потом не поседлать, не выйти", то да, это звоночек.
А если тема "да как же сесть на эту чёртову учебную рысь" или "а вы садитесь с земли или приступочки", то такие темы могут заводить ученики даже внимательного и грамотного тренера. Может они хотят поболтать на тему, потому что скучают по лошадям, может мнения собирают и т.д.
Если при этом сохранять чувство благодарности к своим первым тренерам, даже если они в чем-то были не правы, то вообще все прекрасно.
+100500!
 
Если есть возможность, раз в полгода-год делать рейды по другим конюшням, брать по одному уроку у других тренеров. Тогда почувствуете, надо ли менять что-то, или на старом месте тоже всё нормально.
 
Сразу скажу, что вопрос больше умозрительный
Вопрос в том, можно ли понять, что нужно что-то менять, не ожидая особых обстоятельств
по моему опыту, это когда ты не достигаешь уже желаемого, и одновременно уже начинаешь видеть опасность деградировать в ВЕ\ты уже увидел свои косяки и осознаешь их.
И стоит ли вообще ворошить этот вопрос?
думаю, что стОит. Ведь считается, вообще, что нет предела совершенству. А если стоит своя конкретная цель? то уж конечно стоит.
Наверняка, все исходит из своих целей и задач, что на каждый данный момент имеются, кмк.
 
На мой взгляд:

1. Ученику должно быть морально комфортно с тренером

2. Темп и программа тренировок должен подходить ученику

3. Тренер прислушивается к пожеланиям и переживаниям своего ученика

4. Ученик достигает с этим тренером поставленных (собой!) целей. Это очень важный пункт. Когда цели диаметрально противоположны (катать шагом попу или прыгать 180), то все просто и понятно. А вот когда человеку, на уровне крепкой любительской ВЕ, нужно понять, что же он все-таки хочет, то тут все оказывается не так то просто ... Ни один тренер не подойдет, пока ученик не осознает собственные желания и стремления. Будет ощущение, что вроде бы все неплохо, но чего-то все равно не хватает.

Если выпадает хотя бы один из этих пунктов, стоит задуматься о замене тренера.

Ну и еще очень важно говорить с тренером. Мысли читать тренера не умеют. Если, например, хочется прыгнуть палочку, то нужно сказать об этом, а не вздыхать что "вот я уже полгода езжу, а меня только шагом и рысью, что ж он никак не догадается палочку положить". Если ученик молчит, то для тренера это сигнал, что все в порядке продолжаем в том же ритме.
 
.
А если тема "да как же сесть на эту чёртову учебную рысь" или "а вы садитесь с земли или приступочки", то такие темы могут заводить ученики даже внимательного и грамотного тренера. Может они хотят поболтать на тему, потому что скучают по лошадям, может мнения собирают и т.д.
Как показывают данные темы здесь, неа. Как раз им надо менять тренера, а то и конюшню. Ибо если сажают ученика, который не справляется с таскучей лошадью,или дают поседлать агрессивное животное, то это тоже повод менять конюшню.
Кто тут любит просто на эту тему поболтать, это сразу видно.) Я например) Но я не задаю тут вопросов, я прекрасно отдаю себе отчет, что никто на форуме никогда не сможет помочь с подобными проблемами, не зная всадника, лошадь и ситуацию. Как можно тут ответить на вопрос "как мне смягчить руку"? Да только тренер глядя на пару может подсказать. а если не может, значит, надо менять тренера. Или лошадь. Или конюшню.
 
Вопрос очень хороший. Объясню с колокольни чайника - своему тренеру ты полностью доверяешь (а иначе невозможно заниматься), следовательно, для тебя он - основной источник информации. Да, можно (и нужно) читать литературу и форумы, но если тренер говорит - делай так, то ты или слушаешься, или меняешь тренера, тк начитавшийся книжек чайник не может спорить с тренером, если только речь не идёт о базовых и элементарных вещах. Вот и получается, что очень сложно оценить себя и тренера со стороны, пока сам не наработал некий уровень. А если тренер на айс, то на работать этот уровень невозможно. Замкнутый круг.

Для любителя, который хочет выезжать на старты, есть простой способ узнать своё место в этом мире - боевое поле. Если ты в самом хвосте списка много несколько стартов подряд, это повод задуматься. Да, возможно, рановато поехал или на слишком сильные старты, но все же - старты это возможность посмотреть на всадников своего уровня со стороны. Как только начинаются разговоры, что "судьи куплены", "мы ещё пару лет поработаем и поедем на ЧР" - это сигнал к смене тренера. Ну и в целом, если вы активно занимаетесь год, изначально в нормальной физ.форме, а измеримого прогресса нет, то это тоже повод задуматься.

Человеку, который ездит для себя и не планирует стартовать, намного сложнее. Спрашивать мнение о тренере внутри своей тусовки чревато - у других людей могут быть свои интересы, ну и известную стервозность конной тусовки тоже никто не отменял. Нужно снимать видео, стараться смотреть на себя со стороны, хотя это сложно без определённых знаний. Сравнивать с видео всадников своего уровня. Часто бывает, что люди смотрят видел топов, а потом расстраиваются, что так не могут. Это путь в никуда.

К слову, не все зависит от тренера. Может быть не подходящая новичку лошадь, у самого всадника могут быть большие проблемы, которые быстро не исправить, график тренировок может быть слишком расслабленным - это тоже надо учитывать. Поэтому оптимально с самого начала составить с тренером план. Не все на это готовы, но оно сильно помогает. Например, при тренировках 2 раза в неделю по часу, через месяц уходим с корды, через два осваиваем галоп, через шесть скатываем сырую ППД или прыгаем 50-60 см и пр. Сроки пишу совсем от балды, для примера. В этом случае всаднику легче отслеживать свой прогресс. Не скатали ППД в первом приближении через полгода - почему? Ага, я много тренировок пропускал / лошадь болела / другие объективные обстоятельства. А если все было идеально, то можно спросить тренера, в чем проблема. Возможно надо было больше заниматься посадкой, поэтому на корде провели не месяц, а два. Возможно, человек зажимается на галопе, и надо было потратить много времени на этот аллюр. Тогда можно сдвинуть своё целеполагание и вместе с тренером скорректировать сроки.

Ну и стоит иногда стараться брать тренировки у независимых и незаинтересованных тренеров. Выбрать хорошего профи с реальными достижениями и отзывами, съездить на мастер-класс или провести выездную тренировку. Пусть за большие деньги, но это даёт представление о своём уровне.
 
Смотря какие цели у всадника. Какой возраст. Какие временные и финансовые возможности. И частник он или прокат.

Тут ещё должен быть вариант "по каким причинам вы решали, что вам нужны дополнительные занятия".:D
За прошлый год у меня кроме тренировок у основного тренера были занятия у шести других тренеров. Дополнительные занятия от 1 до примерно 30 раз за год у каждого из этих дополнительных тренеров. Дополнительным занятием я называю полноценную тренировку, а не "посмотреть, покуда я тут принимание делаю".
Конечно, основной тренер был в курсе всех моих перемещений. Но я делала так, что это почти не изменяло основного тренировочного расписания.
Так что по поводу работы с разными тренерами у меня уровень "мастер".:cool::D
Но это ни в коем случае не тот путь, который я бы советовала каждому всаднику. Это очень специфический вариант. Подавляющему большинству не подойдёт.
А я бы очень советовала уже сложившимся всадникам ,с устойчивой психикой и с четким мировоззрением как оно должно быть .
 
Последнее редактирование:
Если не говорить про совсем новичка (мне лично повезло, я на уровне шаг-рысь в прокате попала в троеборную конюшню к сильным тренерам, там вопросов, на которые мне не смог бы ответить мой тренер, мне бы еще даже не удалось придумать). Потом были свои лошади, как я сейчас понимаю - тупиковый был вариант, но тогда, по бедности, казалось, что это тоже крутой опыт. Ну да ладно.
Вот реальный затык, когда ты уже много можешь и знаешь, но уровень не растет и старые косяки вылезают, и чувствуешь, что вот он - потолок. И вот тогда надо смотреть:
1) Лошадь. А под другим всадником есть ли (хотя бы был ли) результат лучше твоего? Нет? Не факт, что улучшится и твой.
2) Ты сам. Чего не хватает? Физики? есть спортзал, велик, бассейн. Попочасов? Это проблема для взрослого любителя. Реально для прогресса нужно минимум 3 часа в неделю. Я занимаюсь 2, это только-только чтобы не откатиться назад, прогресс возможен очень медленный и только на хорошо подготовленной лошади. Проблемы посадки и работы, которые никто не исправляет? Чаще всего именно из-за этого я меняла тренеров. И хорошо еще, что я во-первых, чувствую себя и лошадь, а во-вторых, смотрю видео, поэтому сама вижу, в чем проблема. И сознаю, когда ее не помогают исправлять. поэтому -
3) Тренер. Хороших тренеров объективно мало (особенно в сочетании с хорошей лошадью). Конкурным интересно работать на препятствиях. 80% из них на разминку даже не смотрят. 99% из виденных мной - корректируют только посадку на подходе к прыжку и в прыжке. Никто не дает базу работы с лошадью дальше пары вольтов и "Галопируй! Нет галопа!". Что-то из этого иногда можно получить, имея свою перспективную на высоты лошадь. Может быть.
Выездковые часто также не обучают именно работе с лошадью, гимнастированию, работе над аллюрами. Элементам - да. Ну и сиди на своих максимум 63% с элементами. Есть противоположный вариант, когда годами учат посадке, тупо потому что нет хорошей выездковой лошади, чтобы подготовить человека к езде. Есть еще вариант "Хорошо! Молодец! Еще вольтик!" -и так хорошо-молодец всю тренировку (т.е. в принципе ни первого, ни второго :))

Кстати, насчет занятий с разными тренерами. Ну это неоднозначный вопрос, потому что у нас нет единой системы и разные тренера могут даже сажать человека по-разному. И за одну тренировку в этот процесс даже не успеешь включиться. Мне вот повезло попробовать позаниматься с тренером моего тренера. Вот это очень круто и полезно, т.е. в рамках одной системы посмотреть на работу с разных сторон.
 
Ибо если сажают ученика, который не справляется с таскучей лошадью,или дают поседлать агрессивное животное, то это тоже повод менять конюшню.
Мне кажется, дело даже не в этом. Какие-то форс-мажоры бывают везде, полностью от них не застрахуешься. Но дело не в них, как таковых, а в том, что по какой-то причине ученик избегает разговаривать с тренером о том, что его беспокоит. Видимо тренер либо не располагает задавать вопросы, либо просто посылает с этими вопросами в сад.
Даже если лошадь потащила и всадник не справился, или высадила, дальше по идее должен последовать "разбор полетов" по инициативе тренера. Почему растащила? Как можно было справиться с ситуацией? Что всадник сделал не так? Какие выводы сделать на будущее? И наконец, будем пробовать дальше ездить на этой лошади или пока возьмем более спокойную?
Вряд ли после такого разбора всадник будет создавать тему "помогите, тащит!" Потому что ему уже помогли.
 
Ну да. если тренер посылает в сад и не отвечает на вопросы по теме, это тоже повод менять тренера)
 
Хороших тренеров объективно мало (особенно в сочетании с хорошей лошадью). Конкурным интересно работать на препятствиях. 80% из них на разминку даже не смотрят. 99% из виденных мной - корректируют только посадку на подходе к прыжку и в прыжке. Никто не дает базу работы с лошадью дальше пары вольтов и "Галопируй! Нет галопа!". Что-то из этого иногда можно получить, имея свою перспективную на высоты лошадь. Может быть.
Выездковые часто также не обучают именно работе с лошадью, гимнастированию, работе над аллюрами. Элементам - да. Ну и сиди на своих максимум 63% с элементами. Есть противоположный вариант, когда годами учат посадке, тупо потому что нет хорошей выездковой лошади, чтобы подготовить человека к езде. Есть еще вариант "Хорошо! Молодец! Еще вольтик!" -и так хорошо-молодец всю тренировку (т.е. в принципе ни первого, ни второго :))
О, да, очень хорошее замечание.
Но тут дело такое... Всадник сам должен волевым усилием осознанно вытолкнуть себя на уровень "не упражняюсь, а работаю лошадь". Главная примета такого всадника - это сочетание ответственности, отсутствия парализующего страха ошибок и полного погружения в весь процесс работы с лошадью.
В СДЮШОРах переход к этому состоянию выстроен самим рабочим процессом, а вот для взрослого любителя не всё так понятно: когда, почему и каким образом.
Ну и заниматься надо для этого уровня не менее 4 раз в неделю, а лучше больше.

П.С. С другой стороны, многим всадникам-хоббикам этого всего и не хочется.
 
У меня критерий простой: когда появляется гнетущее чувство. Я пару-тройку месяцев могу на него медитировать, разбирать по кусочкам и анализировать, но в итоге, если оно не уходит, все равно становится ясно, что нужно новое место и новый опыт.
 
П.С. С другой стороны, многим всадникам-хоббикам этого всего и не хочется.
Многие всадники-хоббики не осознают, что это нужно и годами толкутся на одном месте. Когда наконец осознают - уходят. Очень обидно бывает понимать, что N лет потрачено впустую.
 
Поддерживаю предыдущего оратора - сама потратила много лет, не осознавая, что стою на месте. Доверие к тренеру и любовь к лошади ослепляют. И потом, не так просто оставить любимую лошадь, которая выросла при твоем участии и в которую была вложена вся душа. Такое решение дается не просто.
 
Сверху