Тяжело вздохнул...
Сперва про горку.
Если груженая повозка с лошадью идет под гору - далеко не всякая лошадь захочет своими ногами вкапываться, чтобы затормозить, скажем, обычную пролетку (а это минимум (!) 300 кг), груженую нормативно. Считаем: один чел. рядом с кучером плюс три чел. легко помещаются на заднем сиденье, это уже пять - а часто есть еще откидное сиденье, спиной к движению) - итого в сумме набрать вес под тонну (300+6x75=750 кг минимум) - не проблема. :roll:
На длинном спуске градусов в 15-20 - передок уже вовсю наезжает лошади на задние ноги, шлея там или не шлея, а упираться со всей дури в лошадиный круп сапогом - удовольствие ниже среднего.
Лично один раз так встал на два колеса в плавном повороте под конец спуска... никому повторить не пожелаю.
Далее... при весе под тонну хорошие тормоза могут серьезно замедлить даже не одну лошадь, а пару: сопротивление движению будет грандиозное, особенно если тормоза на все четыре колеса и с гидравликой, что вовсе не сложно.
Еще надо помнить простую вещь, известную, в общем, любому автомобилисту:
замедление (даже небольшое) - может выручить ничуть не хуже, чем полная остановка.
Шлея та же... при повышенных нагрузках имеет тенденцию смещаться с нужного места, перекашиваться и т. д - как ее не пригоняй...
Еще - есть огромная разница: в экстремальной ситуации тянуть лошадь со всей дури только за рот - или все-таки помогать ей тормозом, причем вовсе не обязательно тормозить вмертвую, с юзом и заносами.
Еще: подъем! Встала лошадь колом на подъеме, не желая тянуть, да и пошла себе назад - и покатились все назад вместе с ней, и телега в таком случае тут же становится боком, а потом - и раком. :roll: А будут тормоза - стали и стоим, думаем, и лошадь отдыхает, а не держит... или высаживаем людей.
Вот картина только одного из самых некогда нашумевших разносов в экипаже без тормозов:
http://news.tut.by/otklik/112331.html
Есть еще ряд соображений, но этого хватит, мне кажется...