Лошадь в русском фольклоре

  • Автор темы Автор темы nevi
  • Дата начала Дата начала

nevi

Administrator
Команда форума
Человек не обделен как фантазией, так и наблюдательностью. Весь окружающий мир он сравнивал с самим собой, с обществом и метко выражал наблюдения в образах животных. Лошадь как самый близкий партнер человека удостоилась обращения к ней в большей мере, чем остальные братья наши меньшие. Свидетельство тому – множество пословиц и поговорок, загадки о лошадях, присловья, заговоры, приметы.

1. Поговорки, пословицы, и присловья

Какие только пласты людского бытия в этих пословицах не затронуты! Из более чем тысячи пословиц ниже приведены лишь некоторые, объединенные в группы.

О коневодстве:

* Большая лошадь хозяину не ко двору: травы не достанет
* Встанешь рано – жеребенка найдешь
* Жир и покой – худшие враги лошади
* За глаза коня не покупают
* Изъяны коня снаружи, пороки человека – внутри
* Кони узнают друг руга по ржанию
* На лошадь не плеть покупай, а овес
* Не отведывай счастья, не купи коня хрома
* Не окормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого
* Не торопись ехать, торопись кормить
* Прежде чем купить коня, построй конюшню
* Призовых лошадей узнают на скачках

Обращение с лошадьми:

* Бойся коня сзади, козла спереди, а плохого человека со всех сторон
* Борони по солнцу – лошадь не вскружится
* В степи конский череп найдешь – и тот взнуздай покрепче
* Держи коня за гриву – за хвост не удержишь
* Заносчивого коня построже взнуздают
* И слепая лошадь везет, если зрячий на возу сидит
* Обойдешь, оглядишь, так и на строгого коня сядешь
* От хозяйского глаза и конь добреет
* Не гони коня кнутом, а гони его овсом
* Когда всадник падет духом, его конь не может скакать



Ценность лошади:

* Без коня казак кругом сирота
* В доме без лошади нужда хозяйничает
* Достоинство лошади не в седле, красота женщины не в одежде
* Каков всадник, такова и лошадь
* Конный пешему не товарищ
* Конь в хозяйстве – что печь в доме
* Рай на земле – у лошади на спине
* У кого нет коня, у того нет ног
* Хорошие лошади никогда не бывают плохой масти
* Хороший конь – мечта храбреца

Отношение человека к лошади:

* Береги лошадку, не наваливай в насадку
* Вставая утром, глянь прежде на коня своего, а потом – на отца
* За конем смотри как друг, а садись на него как враг
* Казак голоден, а конь его сыт
* Лучше сам не доешь, а коня накорми
* Тот, кто бьет лошадь, может ударить и друга

Приведя пословицы, относящиеся к лошади нелишне вспомнить, что любая пословица имеет двоякий смысл. Потому что они – отражение людского бытия. Так же поговорки и присловья о лошадях употребляются в переносном смысле – для характеристики людей. В них – всплеск эмоций, отголоски мифов. Они кратки, как выстрел, и широко употребимы в разговорной речи.


* Бред сивой кобылы
* Были и мы когда-то рысаками
* Верная лошадка
* Вожжа под хвост попала
* Встать на дыбы
* Выбить из седла
* Глуп как сивый мерин
* Дуй в хвост и гриву
* Закусить удила
* Здоров как конь
* Как ломовая лошадь
* Не в коня корм
* Охомутала
* Строптивая (темная) лошадка
* Укатали сивку крутые горки
* Топает как конь


Скорый на выдумку народ составил и скороговорки, в которых если быстро повторять чувствуется ритм скачки: «От топота копыт конска», «От топота копыт пыль по полю летит».
В языке, кроме народных выражений, существуют и такие известные, как «авгиевы конюшни», «мир галопа – волшебный мир», «парнасский иноходец», «троянский конь».

2. Приметы

Наблюдения за поведением животных давало пищу для размышлений и обобщений. Лошади, например, «подсказывали» погоду.

* Зимой лошадь ложится – к теплу
* Копыта у лошади потеют – к теплу
* Лошадь трясет головой и закидывает её к верху – к дождю
* Лошадь фыркает – к дождю
* Лошадь храпит – к вьюге

По поведению лошади судили о разном; примешивались и суеверия, отголоски языческих поверий.

* Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади
* Если больной бредит дорогой (о конях), то умрет
* Если жеребенок много по зорям играет, волки съедят
* Кони ржут к добру
* Конь воина обнюхивает – убитым быть
* Лошадь талой воды напьется – всё обойдется
* Проданную скотину веди задом со двора
* Ржет конь к печали, топает – к погонке

Можно считать эти приметы наивными, спорными, принимать их или нет. Например, то, что лошади спят стоя – к холоду. Да они в основном спят стоя! Так уж устроен их механизм расслабления во сне, что им совсем не обязательно ложиться. Но ведь было же в поверьях что-то рациональное, если они дошли до наших дней.




3. Загадки

Приметы, проведения аналогий и параллелей в различных явлениях, общность мира животных и человека дали простор житейским задачкам – загадкам:

* В мясном горшке железо кипит (удила)
* Две головы и шесть ног: две смирно стоят, а четыре ходят (всадник)
* Кленово полено, соломы беремо да лык пучня (хомут)
* На сарае две куколки играют (уши коня)
* Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (лошадь)
* Одна птица кричит: «Мне зимой тяжело!»
Другая кричит: «Мне летом тяжело!»
Третья кричит: «Мне всегда тяжело!»
(сани, телега, лошадь)
* Побегунчики бегут, покатунчики катят, рогатиков везут холатиков колоть (лошадь, колеса, вилы сено)
* Ушами прядет да хвостом вертит (лошадь)
* Шесть ног, две головы, один хвост (всадник с лошадью)

4. Заговоры

Верили наши предки в знахарство при лечении животных, причем не только в примочки, припарки, настои да отвары, а и в нашептывания знахарей во время лечения.
Словно мелодия, бьется старинная закличка о коне: «Клюся мой, клюся! Ушки домиком, губы волосатые! Клюся мой, клюся! Глазки добрые, реснитчатые! Клюся мой, клюся! Ноздри – пятаки, шея вольная!». Клюся – так в древности называли лошадь.

Оригинал тут - http://wwwboards.auto.ru/housing/1533522.html
 
Казак сам не ест, а лошадь кормит.
Сытая лошадь меньше съест, конь тощий – хозяин скупой.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Без хлебного корму лошадь на кнуте едет.
Лошадь человеку крылья.
Не деньгами коня купишь, а удачей.
С чем лошадь покупается, то с нее не сымается.
Сенным конем не ездить, соломенным волом не орать.
И хороший всадник с коня упасть может.
Проданную скотину веди со двора в задние ворота (задом).
Не спеши ездить, спеши кормить.
Изъяны коня снаружи, пороки человека – внутри.
Добрую лошадь одной рукой бей, другой - слезы утирай.
Каким бы сильным ни был железный конь – он не родит жеребенка.
Добрый конь годится и под воду, и под воеводу.
На лошадь не плеть покупают, а овес.
Хорошая чистка - коню пол-корма.
Не корми лошадь тестом, да не нуди ездом.
Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет (примета – не брать в путь кошку).
Старый конь борозды не портит. Но и новой не прокладывает.
Обойдешь, огладишь – так и на строгого коня сядешь.
Жир и покой – худшие лошадиные враги.
И слепая лошадь везет, коли зрячий на вожжах.
Не давай коню тощать – в дороге не встанет.
От хозяйского глаза и конь добреет.
Можно привести коня к воде, но невозможно заставить его пить.
Лошади все делают хорошо, они не люди.
Только за хорошим конем на дороге пыль поднимается.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ (не только русский фольклор, конечно)
Не спеши вдеть в стремя ногу! Тот презренья заслужил, кто, собравшись в путь-дорогу, накормить коня забыл (надпись на кинжале. Северный Кавказ).
Наездник, ты коня не горячи, когда усталый он идет в ночи. Коль ты среди опасных троп, без цели не пускай коня в галоп (орнамент на шапсузском седле).
Если верный конь, поранив ногу, спотыкнулся, а потом опять, не его вини – вини дорогу и коня не торопись менять (Расул Гамзатов).
Калигула! Твой конь в сенате не мог сиять, сияя в злате: сияют добрые дела (Г. Державин о коне римского императора Гая Цезаря Калигулы – Инцитате).
Не гладь коня рукой, а гладь мешком с овсом – так не пойдешь пешком (Демьян Бедный).
Судьба уже подарила нам величайшее счастье - любить лошадей (Н.Лукьянченко).
Для лошадей и влюбленных сено пахнет по-разному («Непричесанные мысли»).
И куда б нас мечта не носила – долетая до новых планет, будем мерить мы вашею силой неуемную силу ракет (Ю. Шкловский).
Конный спорт — един¬ственный, где слава делится поровну на двоих, на всад¬ника и лошадь (Б. Дедюхин «Слава на двоих»).
Чувство лошади — таинство: один сядет, а лошадь не хочет скакать в полную силу, другой возьмет в руки повод — будто подменили коня. Руки и посыл — умение взять от лошади все, на что она способна, — это талант сродни слуху музыканта или видению художника (Б. Дедюхин «Слава на двоих»).

Фарь, комон - то же что и клюся, - лошадь.
 
В цыганских семьяхдо сих пор муж может сильно побить жену, если она через оглоблю переступит.
 
О чего нашла на сайте Народные приметы и суеверия:

ЛОШАДЬ

В день Нового Года выстирай кухонное полотенце и просуши его на ограде. Если затем ты вытрешь им своих лошадей, они будут толстыми и холеными. (Уэльс).

В йоркширском Райдинге всего лишь около 80 лет назад еще был распространен следующий способ лечения болезни, поражавшей лошадиные копыта. Его описание заверено авторитетом преп. Г. Ормсби.Хозяин лошади должен был в полночь выйти в свой сад и "вынуть" дерн у подножия самой большой яблони, а затем осторожно повесить его на самую высокую ветку дерева, все в молчании и одиночестве. Когда дерн "осыпался" на землю, болезнь покидала животное.Этот способ лечения был известен во многих других районах Северной Англии, но с дополнением, что дерн следовало брать в том месте, где больное животное щипало траву.Денем ("Folk Lore of the North of England") утверждает, что многие крестьяне не применяли для лечения зараженных копыт никаких других средств и игнорировали все советы ветеринаров, считая, что подвешенный дерн помогает лучше.

В Олкомбе династия сельских кузнецов на протяжении многих поколений владела талисманом, с помощью которого можно было вынимать гвозди из "стрелок" лошадиных копыт и мгновенно исцелять раны. Суеверие, связанное с этим талисманом, гласит, что применять его может только один человек.В 1940 г. лечением лошадей занималась дочка последнего кузнеца и лечение (пусть и основанное на суеверии) всегда было успешным.

Без коня не родит земля, а без хлеба - нет жизни крестьянину.
В традиционной земледельческой России коня почитали за основного кормильца: "Лошадь - человеку крылья" .Забота о лошади предписывалась крестьянину самой жизнью, что и отразилось в многочисленных русских народных пословицах: "На лошадь не плеть покупают, а овес. Не лошадь везет, а хлеб (или овес). Казак сам не ест, а лошадь кормит. Не потчуй лошади ездом, а корми тестом; не гладь рукой - посыпай мукой" .Народная фантазия опоэтизировала коня, наделив его даром целительства и способностью защищать от нечистой силы, порчи и сглаза (см. ПОДКОВА). Так, на кликуш во время истерических припадков повсеместно в России надевали хомут с потной лошади (см. БЕЗУМИЕ), дымом от конского копыта окуривали больных лихорадкой (см. ЛИХОРАДКА) и т. д.

Согласно народному убеждению, лошадь обладает особой интуицией и по ее поведению можно предугадать всевозможные перемены как в семейной жизни, так и в погоде: "Если дорогой распряжется лошадь - в доме нездорово или жена неверна". "Лошади фыркают в дороге - к радостной встрече. Лошадь трясет голову и закидывает ее кверху - к ненастью. Лошадь храпит - к ненастью. Лошадь фыркает - к дождю. Зимой лошадь ложится - к теплу". (Ср. английское поверье о лошадях, становящихся "крупом к загородке" перед бурей).

"У пожарных команд есть поверье, что если лошади сверх ожидания повернут не в ту улицу, куда их направляют, то значит быть в этой местности пожару; тоже скоро быть близь погоревшего дома пожару, когда кони не стоят на месте и бьют копытами; тоже говорят, что быть в городе пожару, когда они в конюшне не стоят смирно" .

Помимо изнурительного земледельческого труда, лошадь разделяла с человеком все тяготы военного времени. Не случайно в русских волшебных сказках и былинах конь всегда изображается преданным боевым другом, бесстрашно сражающимся с врагом и нередко своим умом и волшебными знаниями спасающим жизнь героя.Вместе с тем бытует и представление, что лошадь - скотина проклятая, по народному выражению, "псово мясо". "Народ говорит, что Богоматерь положила Христа в ясли и прикрыла сеном, чтобы схоронить его от убийц, посланных Иродом. Стоявший у яслей вол, как бы поняв важность момента, перестал есть; но лошадь ела и беспрестанно открывала убежище Божественного Младенца. Поэтому, заключает легенда, Бог проклял лошадь и сказал ей: "Ты будешь всегда есть и никогда не будешь насыщаться"... А вола Бог благословил и сказал: "Твое мясо люди будут употреблять себе в пищу" .

В крестьянском хозяйстве забота о лошадях "отдана" домовому (дворовому): "Лошадь любит домовой дедушка, когда она под цвет волос на голове и бороде хозяина. Лошадь боится ласки, которая сосет кровь из гривы и головы лошади. Лошадь любит козла, который своей вонью и, в то же время пользуясь свободой, изгоняет всех вредных животных" . (См. КОЗЫ).

Но особыми заступниками лошадей в России повсеместно считаются Свв. Фрол и Лавр. Пензенская легенда так рассказывает об истории покровительства этих Святых лошадям: "На второй день третьего Спаса [30 августа, третий Спас - 29 августа] пахал мужик свой "пар", чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на ней целую десятину в один день. На этот сказ, откуда ни взялись два странника с посохами."За что ты бьешь лошадь? - спрашивают они мужика. - Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Фрола и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним"...

По орловскому поверью, почитание этих Святых мучеников вызвано следующим случаем. Оба брата, Фрол и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих, и при том так, что никто этого не заметил. А колодец, между прочим, завалился обычным порядком. Необычна была лишь та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть, - не с овса (так оказалось по справке у хозяина), а именно от этого самого пойла. Стали гонять своих кляч сюда и другие и достигли того же. Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Фрола и Лавр": стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы. Замечательно при этом стремление легенд приурочить этих Святых греческой церкви к сонму Святых русской церкви, как наиболее освоившихся с нуждами русского народа". Православная церковь чествует Свв. Фрола и Лавра 31 августа, в народе этот день называется "лошадиным праздником".

Еще в начале XX столетия "в Москве, на Мясницкой, против почтамта, и около старинной церкви Фроловской, вдоль стены бывшего строгановского училища живописи, можно было любоваться выставкою первостепенных московских рысаков, приводимых сюда для молебствия и до сих пор составляющих любительскую слабость купечества, глубоко вкоренившуюся и в городские нравы. Другой такой разнообразной и блестящей выставки, не похвальбы, а мольбы ради, только один раз бесплатно предоставляемой для обозрения любителям, положительно нигде уже нельзя видеть на всем пространстве Великороссии".

В день празднования Свв. Фрола и Лавра лошадей приводили к церквям по всей России: "До 300-400 голов лошадей приводят в село ... для окропления св[я-той] водою... На "лошадиный праздник" пригоняют их подкормленными овсецом и даже крутопосоленным ячным хлебцем. Гривы и хвосты расчесаны, и в них вплетены девками ленточки или лоскуточки кумача или ситцев самых ярких цветов... За сто верст ... со всех сторон съезжаются сюда служить водосвятный молебен после обедни, а также и после того, как все верхом по три раза успеют объехать кругом церкви. Священник выносит крест со святою водой, благословляет крестом и все время кропит, при чем каждый, проводящий мимо него лошадей, старается о том, чтобы хотя одна капля св[ятой] воды попала на лошадь" .

В некоторых местностях после молебна и окропления лошадей устраивались скачки."Повсюду установлено общим и неизменным правилом кормить в этот день лошадей в полную сыть и ни в каком случае на них не работать (даже на скачках седлать лошадей не принято)" .В отдаленных губерниях России еще в XIX веке сохранялся обычай в день Свв. Фрола и Лавра приносить в жертву лошадь или иное домашнее животное .В ряде областей 15 августа, в день Св. Степана-сеновала "многие поселяне поят ... лошадей через серебро. Искупавши лошадей, они проводят их к студенцам, бросают в воду мелкую серебряную монету и потом поят лошадей из шапки, где также лежит монета. Поселяне думают, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, приходят в милость у домового. Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну".

Выходя из дому, встретить белую лошадь - дурная примета; нужно тут же плюнуть на землю, чтобы отвести беду. (Йоркшир).

Гроздовник срывает подошвы с лошадиных копыт. (Повсеместно).

Если в лошадином стаде начинается мор, его можно прекратить, спалив одну из больных лошадей целиком. (Западный Райдинг, Йоркшир).

Если лошади становятся крупом к загородке - жди бури. (Повсеместно).

Лошадь с одинаковыми белыми "чулками" на передних ногах приносит несчастье своему хозяину; но если чулки находятся на непарных ногах (например, передней и задней), то это приносит удачу.

Лошадь храпит - к ненастью, фырчет - к дождю, трясет головой и закидывает кверху - к ненастью.

Мошонка борова с отверстием, привязанная к дверям конюшни, защитит лошадей от колдовства. (Повсеместно).

ПЕГАЯ ЛОШАДЬ

Если не знаешь, как вылечить коклюш, спроси у человека, который едет верхом на пегой лошади. То средство, которое он назовет, применяй без опаски, оно непременно поможет.

НАВОЗ

Чтобы излечить рану, положи на нее компресс из коровьего навоза и не снимай несколько дней. (Окрестности Слифорда, Линкольншир; однако в старину это поверье встречалось и во многих других местах).
Это средство, кроме того, должно было помогать от изъязвлений на руках и ногах и применялось довольно часто. В других районах страны оно использовалось для лечения от пневмонии. Всего лишь несколько лет назад (и это в XX веке!) врач, вызванный к серьезно простудившемуся человеку, нашел его с головы до ног измазанным коровьим навозом.Очевидно, это суеверие имеет под собой какие-то основания, поскольку коровий навоз (и это знает каждый садовод) является превосходным теплым удобрением и там, куда он вносится, почва становится теплее. Поэтому во многих сельских районах Британии коровий навоз до сих пор используется для лечения животных.
 
Re:

Dofina написал(а):
И куда б нас мечта не носила – долетая до новых планет,
будем мерить мы вашею силой неуемную силу ракет
(Ю. Шкловский).
.

:roll: Как Вы меня удивили, неужели Шкловский знал?
Сильно сомневаюсь.
Говорят, что поэты живут эмоциями, но изредка способны предугадывать.
Вероятно, тот самый случай.
Размер космических ракет по-прежнему зависит от римских колесниц
и промеров лошадей

:lol: собственно я об этом

dc5d3b6c459dt.jpg
:arrow:
0910a591a6bbt.jpg


сорри за офф-топ
Экскурс в историю ...Из журнала "Саквояж".
"По бокам космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Больше двигатели не сделать. Почему?
Двигатели доставляются по ж/д, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8,5 дюйма, поэтому двигатели могли сделать только шириной 5 футов.
Почему расстояние между рельсами 4 фута 8,5 дюйма?
Ж/д в штатах делали такой же, как в Англии, а в Англии ж/д вагоны производили по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи создавались в Англии по образу и подобию конки.
А длина оси конки 4 фута 8,5 дюйма. Почему?
Конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на англ. дорогах (так достигается меньший износ колес),
а расстояние м/у колесами в Англии как раз 4 фута 8,5 дюйма. Почему?
Дороги в Великобритании стали строить еще римляне,
подводя их под размер боевых колесниц, а длина оси стандартной римской колесницы равнялась...правильно, 4 фута 8,5 дюйма! Почему?
В такую колесницу обычно запрягали двух лошадей. А 4 фута 8,5 дюйма-размер как раз двух лошадиных крупов! Делать ось колесницы длинее было неудобно, нарушалось бы равновесие колесницы.
Вот и ответ на самый первый вопрос:
даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения
уже две тысячи лет напрямую зависят
от промеров среднестатистической упряжной лошади."
 
Спасибо всем авторам! Прочла с большим итересом. Знаю теперь, почему наш конь иногда трясет и вскидывает головой.
 
Сверху