От вызова на дуэль до элемента: история пассажа и пиаффе | Prokoni.ru

От вызова на дуэль до элемента: история пассажа и пиаффе

15 ноября 2023 г.
Автор - Елизавета Егармина

Фото с сайта psdressage.com

Два упражнения, включенных в программу большого круга, пиаффе и пассаж, являются показателем выезженности и подготовки лошади в выездке, а также считаются одними из самых зрелищных, красивых и сложных в этой конной дисциплине. Однако оба элемента берут свое начало с давних времен и имеют интересную историю создания и эволюции.

Исторические корни движений большого круга

Пиаффе и пассаж — это два элемента, которые олицетворяют высшую степень подготовки лошади и привносят шарм и элегантность в дисциплину выездки. При этом, эти два элемента особенно сложны для лошадей — многим парам на протяжениевсей карьеры не удается довести их до идеального исполнения.

Происхождение слов «пиаффе» и «пассаж», наряду с большинством других терминов высшей школы верховой езды (курбет, левада, каприоль и другие), истинно итальянское. Изначально для описания действия использовалось словосочетание ”de piede fermo“ означающее "топтание на месте”. Позже оно было преобразовано фонетически и сокращено до ‘пи-фер’, а позже и «пиаффе» в устах французских всадников.

По тому же принципу слово пасседжиатта (passegi), означавшее неторопливое и красиво исполненное движение, близкое к рыси, стало пассажем. С семнадцатого века эти движения стали называться по их французскому написанию, поскольку в то время Франция оказывала значительное культурное, политическое и спортивное влияние на остальную Европу. Представители европейской аристократии, всерьез интересующиеся лошадьми, приезжали учиться в Королевскую академию при Версальском дворце под Парижем и увозили с собой домой французский жаргон. Позже англичане переняли производное немецкое написание: piaffe.

Считается, что пиаффе и пассаж берут свои начала с незапамятных времен, когда лошади, особенно теплокровные породы, демонстрировали горячий нрав и «гарцевали» практически на месте. Это выглядело эффектно, поэтому всадники старались придумать разные способы, которыми можно было бы научить лошадь выполнять такое действие по команде. Мотивы «обучающих» варьировались от привлечения внимания дам до вызова врага на дуэль.

Лошади, которые естественным образом совершали такие движения, всегда были востребованы. Вероятно, именно поэтому большинство кавалерийских офицеров предпочитали ездить верхом на жеребцах даже в то время, когда преимущества меринов стало более очевидным.

С пиаффе связан миф о том, что это движение является естественным агрессивным поведением, связанным с ожиданием драки двух жеребцов. На самом деле лошади, провоцирующие друг друга, вряд ли когда-нибудь инстинктивно выполняют пиаффе. Естественная реакция заключается в том, чтобы пригнуться к земле и поставить ноги шире, готовясь к быстрому выпаду. Поэтому спокойное выполнение ритмичного и «воздушного» пиаффе не имеет ничего общего с агрессией лошади или сопротивлением требованиям всадника.

Стандарты для исполнения пиаффе и пассажа были установлены породами барочного типа (группа лошадей, происходящих от и сохраняющих черты лошадей, которые приобрели известность в Европе в эпоху барокко — фризы, липпицианы, кладрубы и другие) и иберийского происхождения (порода лошадей, зародившаяся на иберийском полуострове, она же порода лузитано). История Испании и Португалии является неотъемлемой частью развития верховой езды. Именно умение вождей кельтско-иберийских воинов ездить верхом обеспечило им превосходство в бою, политическую власть и вызвало восхищение покоренных народов во время победных парадов. Считается, что именно кельто-иберийцы изобрели дополнительные средства управления (развязки и мундштучное оголовье) приблизительно в пятом веке до нашей эры, что помогало им достичь наибольшего сбора лошади. Еще одной из заслуг являются первые аналоги стремян.

Любому, кто побывал на конном шоу в Испании или Португалии или присутствовал на кавалькаде в Центральной Америке, станет ясно, что пары могут выполнять пиаффе и пассаж с легкостью и без промедления.

Формирование пиаффе и пассажа в качестве элементов

Трансформация пиаффе и пассажа от показательного трюка до выездкового элемента началась практически случайно. В шестнадцатом веке король Фернандо Арагонский отправил свои войска для защиты Неаполитанского королевства от французских захватчиков. Его легкой кавалерии удалось разгромить конницу французских рыцарей. После победы в Италию в качестве трофея была доставлена небольшая испанская лошадь по кличке Дженнет.

Пораженные талантом испанских лошадей, итальянские мастера верховой езды эпохи Возрождения, в том числе Федерико Гризоне, его ученик граф Фиаски, а позже и Пиньятелли, постепенно начали разрабатывать системы тренировок, направленные на воспроизведение природных пассажа и пиаффе испанской Дженнет.

Фредерико Гризоне стал одним из первых преподавателей верховой езды при испанском дворе и в 1550 году опубликовал книгу “Правила верховой езды” (Gli Ordini di Cavalcare). Гризоне создал свой собственный метод тренировок с длинными стременами (известный как A la Brida — в уздечке). Эта ранняя версия выездки практиковалась в Испании и Португалии параллельно с более давней традицией A la Gineta — школе верховой езды, в которой использовались короткие стремена, а целью была дрессировка лошади для боя.

В 1559 году во Франции запретили рыцарские турниры, поэтому аристократы стали искать другой способ доказать не только свою доблесть, но и свое превосходное образование с помощью светского времяпрепровождения. Одним из популярных развлечений и стала верховая езда. Среди элементов верховой езды, привезенных из Италии, самым популярным стало именно эффектно смотревшееся пиаффе.

Пиаффе, пассаж и терре-а-терре (очень собранный и «приподнятый» галоп, при котором обе передние и обе задние ноги двигаются почти одновременно) часто использовались во время парадов и регулярно появлялись на официальных портретах всадников.

Эти движения были также удобны всаднику, поэтому завоевали популярность среди тех, кто предпочитал сохранять элегантную осанку, а не беспокоиться о своем равновесии в седле.

Переход к мягкому способу обучения пиаффе и пассажа

Впоследствии многие всадники, хоть и были выходцами школы Гризоне, стали придерживаться более мягких методов дрессуры. Практика итальянского стиля выездки эволюционировала из своего грубого начала и позже стала известна как верховая езда по-французски, в связи с доминирующим французским влиянием на искусство верховой езды в семнадцатом и восемнадцатом веках. Понятие легкости во время верховой езды и исполнения пассажа и пиаффе в особенности, продемонстрированное выдающимися тренерами (Казо де Нестье и маркиз Де Ла Бинь) было позже объяснено в книге Ла Гериньера как заслуга расслабления лошади и отказа от вспомогательных средств.

Во время Великой французской революции и вторжения Наполеона на Пиренейский полуостров значительная часть поголовья была уничтожена как во Франции, так и в Португалии. Пиаффе и пассаж постепенно утратили свое значение как цели выездки лошадей в большинстве стран Европы, за исключением Испании и Португалии. В этих двух государствах барочные лошади и их умения продолжали свою историю.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования