Меня, наверное, люди чье мысли без спроса "пиарю" скоро к ответу призовут... С другой стороны, ну ведь интересно же мужик пишет про работу и лошадь?
Тут не весь текст. Тут кратенько, кусочками:
"... речь пойдет о древнейшей конной профессии. Не подумайте плохого, речь пойдет не о сексуальной эксплуатации кобыл, а всего лишь о перевозках грузов и «переноске» всадников, то есть о том, чем лошади занимаются с момента одомашнивания...
...В настоящее время в качестве причин, вынуждающих лошадей сотрудничать с человеком, в основном, рассматриваются отношения привязанности и отношения доминантности, т. е. всаднику предлагается стать для лошади другом и (или) вожаком. Не отрицая правильности этих рекомендаций, хочу обратить внимание на наличие еще одной важной составляющей в отношении лошади и человека.
Начну, издалека. У отдыхающей собачей стаи всегда бодрствует хотя бы один «сторож». У тех же собак выяснение отношений начинает «задира», далеко не самая сильная собака в стае. Взаимодействие волков во время охоты вызывает искреннее восхищение своей продуманностью и согласованностью. Понятно, к чему я клоню? У животных, ведущих стайный образ жизни, имеется понятие «социальной роли» и от четкого выполнение своей роли каждым членом стаи зависит благополучие всего «коллектива. Жизнь табуна тоже основана на распределении социальных ролей. При нападении хищников жеребец защищает кобыл и жеребят, хотя это противоречит его инстинкту самосохранения, кобылы защищают не только своего жеребенка. Вся система безопасности косяка строится на знании каждой лошадью своей роли и задачи в той или иной ситуации. Естественно, ролевая организации тесно связана с понятием иерархии. Чем выше ранг особи, тем ответственней ее роль. Успешное выполнение задачи повышает ранг животного, неудача – понижает. Вожаком стаи становится не самый сильный и агрессивный, а самый умный и опытный, причем ум и опыт вожак должен демонстрировать постоянно (хотя сила тоже важна, например, для доведения своих идей до сведения членов коллектива). Т.е. эволюционно у социальных животных для повышения собственного ранга в иерархии заложено стремление занять определенную «поведенческую нишу», взять на себя какие-то обязанности....
....Наличие постоянной «работы» приносит эмоциональный комфорт (во мне нуждаются), отсутствие – потенциальная угроза изгнания из коллектива....
...Вернемся к трудовой деятельности братьев наших меньших. Начнем с собак. Кто работал в охране или охотился совместно с собакой, знает, насколько ответственно они могут относиться к порученному делу. И это не вопрос привязанности к хозяину (хотя этот элемент нельзя исключить полностью). Охотничья собака будет работать с любым, у кого в руках ружье. И если кто-то считает, что лезть в ледяную воду за уткой-подранком – удовольствие, пусть хорошенько подумает. Утка прекрасно знает, как выглядят "члены ОСВОД", иллюзий насчет намерений собаки не питает и защищается до последнего. Хорошо подготовленную служебную собаку тоже можно «одолжить». Если собака согласится работать с вами, например, в охране, она будет делать это не менее добросовестно, чем с хозяином. Немецкой овчарке можно поручить охранять вещи и оставить ее на пару часов. Пока собака жива, она от вещей не отойдет.
А теперь вопрос – можно ли поручить что-либо кошке, у которой механизм социального взаимодействия включается только на время спаривания? Никакая привязанность не поможет. Кот может умереть без вас от тоски, но выполнять порученное "задание" не будет. У него просто отсутствует понятие социальной роли.
Перейдем, наконец, к лошадям. Хоть аналогия и не доказательство, но вполне резонно предположить, что работы по перевозке грузов лошадь воспринимает как социальную роль. То, что ее табун смешанный, человеческо-конный, лошадь не очень волнует, домашние животные для того и одомашнены, чтобы не задавать лишних вопросов по этому поводу. «Я работаю, а люди обеспечивают меня едой и безопасностью» - обмен вполне равноценный. Причем лошади прекрасно понимают смысл выполняемой работы. Привезти что-нибудь из точки «А» в точку «Б» – «правильная» работа, особенно, если это сено или комбикорм. Прогулочные лошади с пониманием относятся к своим обязанностям показывать туристам окрестности. У моей знакомой кобыла возила верхом хозяйку, с годовалым сыном на руках, с дачи на прогулку в лес. В качестве средства управления использовались чомбур с недоуздком. В лесу лошадь можно было отпустить пастись самостоятельно, она подходила на голос, семейство загружалось ей на спину и ехало обратно. А вот бег по кругу в манеже эта же лошадь считала абсолютной бессмыслицей, что и пыталась объяснить той же хозяйке доступными конными методами убеждения...
...Подведем итоги. На мой взгляд, основным стимулом сотрудничества человека и лошади, вопреки распространенным убеждениям, лежит не привязанность и доминантность, а выработанный веками эволюции механизм распределения социальных ролей. Можно даже сказать, что потребность иметь социальную роль и выполнять какую-либо работу, заложена в характере лошади..." (с)
Получается, что нужна лошади работа