Что из русской литературы вы читаете?

юки написал(а):
Все-таки рановато, имхо, в школе читать Войну и мир, Тихий Дон, Преступление и наказание...
Знаешь, не уверена. Рановато в том смысле, что три четверти пройдет мимо? Но что-то останется, и это что-то, возможно, заставит к ним вернуться позже. Беда в том, что преподают так, что набивают оскомину. Почему я с восторгом читаю "Идиота", но при словосочетании "Преступление и Наказание" мне становится дурно? Идиота я (хоть, как я теперь понимаю, и без особого успеха), читала в том же возрасте. Почему я в школьном возрасте проглатывала Гоголя, и с удовольствием перечитываю сейчас... но не напоминайте мне про "Мертвые Души", меня стошнит. Самое смешное, что у меня была замечательная учительница, проблема была в программе: во всех этих стандартных штампованых сочинениях типа "Катерина - луч света в темном царстве".. да, вот хоть Островский - совсем же детский писатель, ну почему надо было и это отравить?! Не знаю, может быть сейчас все изменилось... надеюсь.
 
lisa написал(а):
Беда в том, что преподают так, что набивают оскомину. Почему я с восторгом читаю "Идиота", но при словосочетании "Преступление и Наказание" мне становится дурно? Идиота я (хоть, как я теперь понимаю, и без особого успеха), читала в том же возрасте. Почему я в школьном возрасте проглатывала Гоголя, и с удовольствием перечитываю сейчас... но не напоминайте мне про "Мертвые Души", меня стошнит.

Лиза, есссс!
Я вообще придерживаюсь точки зрения, что творчество - это процесс.
И - от таланта читателя, слушателя и иже с ним зависит то, каким получится конечный продукт, а именно впечатление и воздействие на личность.
И это одна из причин, по которй я терпеть не могу схему преподавания литературы в школе. Вот почему именно "пройденные" произведения потом перечитывать не хочется, хотя другие творения того же автора - с удовольствием? На мой взгляд, это потому, что вместо индивидуального процесса происходит нечто вроде подгонки результатов под правильный ответ в математическом примере... Вот Печорин - лишний человек, и все тут. А то, что он замотанный, невезучий, глубоко закомплексованный и глубоко трогательный большой мальчик, вечный подросток - воспринимать forbidden. Хватит ли силы у многих вернуться к уже "испорченному" материалу снова?
 
Не знаю, а у меня наоборот все... У меня была отвратительная учительница литературы, даже вспоминать ее противно. Но в первую очередь я перечитываю то, что проходили в школе (от Мертвых душ, кстати, просто тащусь! Так жалко, что они не дописаны...). Просто в школе я все это читала ради того, чтоб оценку поставили (в первую очередь, а уж потом для себя), и очень много просто в силу возраста понять не могла.
 
"Преступление и наказание" в школе когда читала, честно прочла треть книги, потом поняла, что больше не могу - мне от нее просто физически плохо было... Оказывается, я не одинока :D Сейчас читаю что попадется, практически - что приносят коллеги/знакомые. Что-то идет, что-то нет... Вот сейчас подсела на Панова про Тайный город - дурацкая такая книжка, но не оторваться :roll:
 
Вот странно, многих от Достоевского в школе просто тошнило, а в более зрелом возрасте с удовольствием читают и ничего, нравится. Почитайте у Достоевского "Бесы", "Братья Карамазовы", на меня, в свое время, произвело впечатление. Куприн - моя любовь с первой строчки, очень понравилась трилогия Черкасского: Хмель, Черный тополь, Конь рыжий (не о лошадях), но это все на любителя. Исторические книги всегда любила читать: Русь изначальная, Россия молодая, В начале славных дел. Да, перечислять можно до бесконечности.
Сейчас читаю, вернее уже прочитала, всего Б. Акунина. Особенно понравился Фандорин в Японии.
 
раз уж вы о школе и учителях заговорили :D У меня замечательная учительница по литературе! Ходишь на лит-р, как в театр. Она действительно любит свою работу. И наш 10А. К сожалению, мы - её последний класс и она ежегодно пугает нас своим уходом. Но всегда остается.
С ней очень интересно разговаривать, даже не о книгах, а - например - о лошадях. Она, наверно, могла бы стать замечательным психологом. О ней постоянно спрашивает моя подруга, хотя подруга её и видела-то раза два. в общем, если я стану учителем, вновата в этом будет она и пятые классы, у которых ведет русский моя мама. :D
Зовут мою учительницу - Бедная Любовь Васильевна.
 
Поднимаю очень интересную мне тему. Все-таки русская литература, особенно классическая – самое близкое и уютное чтение для меня.
Интересно было узнать о предпочтениях форумчан. Вдруг мелькает что-то любимое, пусть и не самое популярное – и радуешься, как ребенок.

Итак, начну с любимого, а там уж как вспомнится.
Любимый русский писатель – И.А. Гончаров. Не понимаю, почему он не числится, так сказать, в первой шеренге классиков. У него мало произведений – только три романа («Фрегат «Паллада» - все-таки не роман), все три о совершенно разных вещах и в разном стиле, но нет ни одного «послабее». А какой язык! Ну, просто непревзойденно, на мой взгляд. Вот как про Пушкина говорят, что он произвел революцию в поэзии своим поэтическим языком, так и язык Гончарова – прост, понятен нам безо всяких поправок на разделяющее нас время. Никакой вычурности, писательского снобизма и наворотов. Представляю, чего стоит эта легкость, когда каждое слово кажется единственно верным и возможным в этой сцене или диалоге. Большая часть его героев – живы для меня, как живые люди, которых я знаю; Марфенька и Вера из «Обрыва» - как подруги юности, которых я просто давно не видела, но помню так хорошо. Райский опять же – как образ «лишнего человека» - по-моему, ярче и живее, всех Базаровых и Онегиных вместе взятых. А какой юмор в «Обыкновенной истории»! Такая блестяще ироничная книга!
«Обломов» был у меня в мягкой обложке, так я его до того зачитала, что сперва отвалилась обложка, а потом и на странички стал потихоньку рассыпаться. «Обрыв» был в хорошем издании, в твердом переплете, но и он потрепан прилично, а все мной одной.
Ладно, остановлюсь усилием воли.

Сразу скажу, что поэзии я вообще не любительница, выделяю только Ахматову и Гумилева; ну, поэзия современных бардов – не в счет, видимо.

«Но вас гнетет и призывает проза…»
Достоевский. Любимое – «Идиот», «Игрок» (просто очень увлекательно и несколько выбивается из стиля писателя – без особого психологизма), и еще «Записки из Мертвого Дома» (тоже очень познавательно и интересно).

Толстой – «Анна Каренина». Причем интересно, что не вся, а кусками. Терпеть не могу Анну, впрочем и Вронского тоже. Люблю линию Левина, Китти, еще все эти господа – Стива, Долли и пр. Еще из Толстого – «Смерть Ивана Ильича». Потрясающе.

Тургенев – нравится один только роман, возможно, самый попсовый - «Вешние воды». Каждый раз заставляет переживать, и, по-моему, все очень точно и безжалостно описано, и еще очень ярко и красочно.

Салтыков-Щедрин, но не рассказы, а «Господа Головлевы». Депрессивный роман, беспросветный, но зачитан тоже в прах. Затягивает как темный омут, плетет цепочку слов…

Куприн – только «Поединок». Щемяще жизненно. И тоже весьма познавательно, в плане некоторого рассеивания романтического флера над «белой гвардией».
Ну, «Изумруд» не в счет – понятно, что все не раз прочитали.

Кстати, зачитывалась романом «Что делать?» Чернышевского. Знаю только одного человека, который разделяет эту симпатию. Но привлекает меня не вся эта муть про Рахметова и революцию, и не, упаси Боже, сны Веры Павловны, а очень необычные, здравые и актуальные и сейчас взгляды на семейную жизнь и любовь. Ну и еще интересны описания устройства этих коммун у Чернышевского.

Чехов – пожалуй, нет. Вот признаю вроде бы мастерство писателя, изящество речи, а любимого произведения – нет.
Бунин – тоже нет. Любопытно было читать «Темные аллеи» в период созревания, но и тогда уже не оставляло такое ощущение, что хочется умыться. Трудно объяснить, почему.

Лескова очень люблю. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».

Грин в свое время хорошо шел. Но не «Алые паруса». Рассказы многие нравились, и еще очень нравился роман «Золотая цепь». Я вообще питаю слабость к книгам с живым, сильным, харизматичным главным героем.

Булгаков – «Белая гвардия» и «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита» - все-таки, скорее нет. Нравятся, безусловно, многие знаменитые места, но все в целом – и не понятно мне, в сущности, и не все интересно, и многое вызывает отторжение.

О, чуть не забыла. Очень нравится Макаренко – и «Педагогическая поэма», и «Флаги на башнях», и «Книга для родителей» (которой я зачитывалась задо-о-лго до появления у меня каких-либо детей, даже в проекте). Вообще странно почему – никогда, совершенно точно, не хотела быть учительницей или воспитательницей, да и детей не слишком люблю. Но просто взахлеб читала, глотала, и, кстати, он очень хороший писатель, очень живым и сильным языком пишет, с таким своеобразным юмором. Потом читала еще книги Фриды Вигдоровой – «Дорога в жизнь», «Черниговка», «Это мой дом». Это своеобразное продолжение «Педагогической поэмы», тоже очень и очень увлекательное и хорошо написанное. Реально пробивает до слез во многих местах. Много раз перечитывала, потом книгу у меня «зачитали». И вот через много лет нашла в Сети и с огромным удовольствием перечитала. Если кто-то любит «Педагогическую поэму», могу Вигдорову выслать на мыло, у меня файлы сохранены, получите гарантированно интересное чтение.

Несомненно, кого-то забыла, но хватит пока.
 
Шли на [email protected].

Так сочно пишешь про Гончарова, что я прямо вспомнила, как лежала на пузе над "Обломовым" и никак не могла оторваться.

А еще не понимала, почему же он многим не нравится.
 
Эсхара, отправила. Правильный порядок романов: «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка».

Гончаров не то, что не нравится кому-то, скорее, его вообще знают и читают мало.

А может, и не нравится. Кажется, кто-то его в школе проходил. Мы – не проходили. «Школьные» произведения многих отвращают от чтения их. Боюсь, я уже никогда не осилю «Войну и мир» после «роли старого дуба» или «дубины крестьянской войны» или как там…

Или когда писатель просто описывает унылую осеннюю погоду, а тебя заставляют писать, что это он оплакивает угнетенных крестьян таким образом. Утрирую я, конечно.

Или ту же «Грозу» взять. Ну чего, блин, проще – тетка загуляла от мужа. Ну какой там луч света в темном царстве, а?

Гончаров может не нравиться тем, кто любит произведения с активным действием. А какое действие в «Обломове»? Да весь сюжет можно в одном абзаце уместить. Это кажется так. А вот попробуй.

Но действительно, все так неторопливо, некуда ему торопиться, так он любовно баюкает своих героев, и читателя расслабляет, обволакивает…Возникает ощущение присутствия, реально текущего времени.

Еще многие не любят длинных описаний. Но у Гончарова они не нудные, они не играют роли второстепенной обязаловки, типа: должен я представить героя и все тут. Как Тургенев тот же (имхо, имхо). Как в «Дворянском гнезде». Вот будет с самого начала нудно описывать всех героев одного за другим, как действующих лиц в пьесе, ну и толку-то? Все равно никого не получается представить себе (у меня так) и всех их путаешь почти до самого конца.

У Гончарова не так. Надо пять страниц или десять про одного героя написать, чтобы читатель его как перед собой увидел, - значит, надо. Я ж говорю – никуда не торопится он. Но на всем продолжении этих пяти или десяти страниц – ни одного пустого, сухого слова – все живо, образно. И нет у него героев второстепенных – всех он любит одинаково.

Так, опять заставляю себя остановиться.
 
Да, с почтой не так удобно, как с форумом. Никак не могу получить.
Но, надеюсь в финале разберусь с форматами, кодировками и получу удовольствие от чтения.
 
Последнее прочитала "Плаху". Понравилось. Книгу дала знакомая, сказала, что книга убойная( убойная - в смыле пореветь можно, люблю я такие книги), про волчицу. Начало, действительно, было про волчицу. Потом про человека... Запутано как-то... Про религию (молитвы всякие, обращение к Богу) пропускала, иногда целую страницу. Терпеть не могу про Бога читать. В целом, роман понравился. Советую почитать. :wink:
 
А я вот не так давно прочитала "Анну Каренину"- очень впечатлило, хотя семейные ценности у меня далеко не на первом месте.
За что ж вы так на Каренину-то??? Хотя есть предположение,что это все Толстой, у него женщины не во что не ставятся и во всем виноваты...
А еще из любимых произведений "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце" (это все Булгаков), "Сто лет одиночества" (Маркес, у него, кстати, много рассказов приятных есть, но некотырые оставляют болезненность прямо какую-то), "Старик и море" (Хемингуэй). вот.
 
Ну, про Анну Каренину я всего лишь написала, что Я ее не люблю. Она мне неприятна. Мне кажется, ее не любит и автор. То есть, он понимает, что ею движет, как это все происходит, и описывает очень точно, но любить – не любит. И Вронского тоже. Может, мне так кажется. Вот Левина – любит, и возможно, передает ему какие-то свои черты, уж очень глубоко описаны все переживания Левина, как близкие и личные. И Китти любит, хотя да, у Толстого своеобразный взгляд на женщин вообще.

А Анна… Самая главная к ней претензия – ее отношение к детям. Конечно, в те времена и в той среде, в сущности, не совсем матери детей и воспитывали-то… Но потребность детей в матери и ее любви, думаю, никуда не девалась. А материнский инстинкт – он, знаете ли, даже у животных в соответствующие периоды жизни перебивает половой инстинкт. Как она могла так поступить с детьми? Я просто на себя примеряю, и мне этого не понять. Сейчас у меня есть дочка, и от одной мысли (теоретической, вот сейчас, например, примеряя на себя ситуацию Анны), что я могла бы каким-то своим поступком разлучить нас – меня просто в дрожь бросает. Хотя я читала много раз эту книгу и до того, как стала мамой, и ощущения были сходными. Ладно еще Сережа, он все-таки с отцом и с родней растет, а девочка? Она же незаконорожденная к тому же, и мать ее не любила, а дальше какова ее судьба будет?

С мужем она нехорошо поступила. Не будем рассматривать его чувства, почему-то считается, что он, «механический человек», не способен на живое чувство. Хотя я вот этого не считаю. Но ведь она не крепостная девка, которую совсем насильно замуж вытолкали, вон как Китти мужа себе трепетно выбирает. Ну ладно, не любит она мужа, сердцу не прикажешь. Но за что так его жизнь ломать-то, во всех отношениях? Раньше можно было подумать, что, оказывается, хочешь гусара с усами себе. В конце концов, в то время, кажется, любовные интрижки были вполне в порядке вещей, при условии соблюдения приличий. И муж ведь ее об этом просил. Нет, она такая цельная и непритворная натура, давай, круши все вокруг!

Вронского она не любила, просто хотела иметь его, всего и без остатка, с потрохами, и чтобы все видели. Имхо.
Еще она просто неприятна мне даже на физическом уровне, как образ торжествующей самки.

Да и с жизнью она покончила-то не от осознания всего того, что натворила, а просто с дури. За что боролась, на то и напоролась, короче.

Все вышесказанное – исключительно ИМХО. Прошу не обижаться обладателей противоположного мнения. Не обращайте внимания, я просто слишком близко к сердцу воспринимаю литературу.
 
Виктория Платова "Любовники в заснеженном саду" и "Бай-бай, Беби".
 
Спрошу здесь. А нет ли аналогичной темы о литературе зарубежной? Поиском не ищется. Если кто помнит подобную, то, может, подскажете, как она примерно может называться?
Думала об этом весь вечер, хотя перечислила для себя быстро, все оставшееся время думала сначала о том, почему мой список иностранной литературы так однобок и избирателен, потом о том, как формировался круг моего чтения вообще, что на него влияло. Подумать об этом интересно. Многое просто забыто.
 
Primary написал(а):
Кстати, зачитывалась романом «Что делать?» Чернышевского. Знаю только одного человека, который разделяет эту симпатию.
Я тоже в свое время с большим интересом прочитала эту книгу.
 
Еще раз перечитываю Бунина, Темные аллеи..
Да, жил бы он в наше время — снимал бы порнушку :?

Нашла наконец-то Мотылька Анри Шарьера. Там же есть и Ва-банк. Советую почитать, интересно, только некоторые подробности вызывают приступы тошноты :lol:

Благодаря многочисленным отзывам в стиле: "Как?! Ты еще не читала? Обязательно прочитай, культовая вещь!" осилила Москва-Петушки Венедикта Ерофеева. Оссподи, какой бред! Бред сумасшедшего алкоголика. Жаль потраченного времени.. :roll:
 
юки написал(а):
Благодаря многочисленным отзывам в стиле: "Как?! Ты еще не читала? Обязательно прочитай, культовая вещь!" осилила Москва-Петушки Венедикта Ерофеева. Оссподи, какой бред! Бред сумасшедшего алкоголика. Жаль потраченного времени.. :roll:
Я тоже пыталась, уже давно, когда это печатали в каком-то толстом журнале. Но читать не стала - сразу же видно, что просто эпатаж, как пена наверх всплыла.
 
Действительно, в силу возраста многие произведения в школе были непонятны. Да и проглатывались по быстрому, чтобы на уроке хотя бы знать, о чём речь :) . Какой ужас!
Многое хочу перечитать.
Только недавно прочитала "Лолиту" Набокова. Трудно назвать ещё какую-либо книгу, разумеется кроме "Поднятой целины" и "Героя нашего времени",к которой я бы летела домой, чтобы снова погрузиться в чтение.
Из последних меня очень впечатлила "Священная книга оборотня" Пелевина.
 
Сверху