"…Итак, дорогие друзья, давайте теперь погрузимся в современный конный мир. Высшую Школу везде называют «выездкой», что по-португальски означает «обучение». Таким образом термин «выездка» некорректен, ибо любая лошадь вне зависимости от выбранной дисциплины должна быть обучена – прыгать, развиваться на манеже, тащить телегу или соху. Но есть мода: в 18 веке носили камзолы и парики, сейчас мы носим рубашки с короткими рукавами и расстегнутым воротником и, мне кажется, даже начинаем ходить в таком виде в гости на ужин. В 18м веке лошади были выезжены так, что на них ездили c поводьями в одной левой руке, а в правой – грациозно держа трость. Сегодня поводья держат в обеих руках.
Боше и его любви к Высшей Школе мы обязаны тем, что сегодня движет современной выездкой. На нее оказывает влияние внедрение чистой крови, наводнившей Европу в виде спортивных и охотничьих лошадей. Мы пытаемся воспользоваться их просторными, стелящимися аллюрами. При этом, еще граф Ор в своем трактате о верховой езде говорил, что в Версале прибавленная рысь пагубно сказывается на сборе лошадей, предназначенных для пиаффирования и школьных прыжков. Боше же сумел адаптировать к современным лошадям все основные принципы Высшей Школы, работу по которой он мог наблюдать за решетками Версаля в исполнении таких мэтров, как Д’Aбзак и прочих на наварских, испанских, короче говоря, округлых лошадях. Ему мы обязаны ключевыми словами выездки, которые на смертном одре он сказал своему дорогому ученику генералу Лотту: «Только так», взяв его за руку и удерживая, и «ни в коем случае не так», притягивая ее к груди.
Верховая езда изменилась, так как изменились лошади. Пассаж стал более широким, с большим подвисанием и меньшим подъемом. То же самое и с пиаффе. Начали практиковать прибавку на рыси на тех лошадях, которые этому способствуют. Немец Ридингер предпочитал и пропагандировал лошадей, способных к Высшей Школе и школьным прыжкам, так как полагал, что эти упражнения способствуют смещению веса на зад. Сегодня такие лошади больше никому не нужны. Повторюсь, что все это мода, причем мода напрямую связана с типом лошадей, которые есть в наличии у того или иного народа. Сегодня есть тенденция к разведению стандартного типа лошади, основанного на смеси немецкой и английской крови.
Сегодня выездка Высшей Школы перестала быть искусством и превратилась в спорт, сложный спорт, требующий от лошади врожденного равновесия, доброго нрава и широких движений, не слишком тонкого склада, дабы принимать совсем не тонкое управление современных всадников, активно прибегающих к силе рук и поясницы. Это никак не сочетается с озабоченностью мягкостью и расслабленностью рта тех авторов, которых я упоминал и цитировал ранее. Большой Приз проехать сложно. Но артистический аспект в нем заменила точность машины, что является духом времени, несущим в выездку немецкую дисциплину и оказывающим влияние на лошадей, которые в большинстве своем отличаются тяжестью и мощью. Они занимают первые места благодаря правильности и рабочим качествам. Для победы первостепенно важно умение рисовать идеальные геометрические фигуры в нужный момент времени. Это очень сложно, но при этом теряется артистическая экспрессия лошади.
Однажды, когда я в очередной раз приехал в Сомюр, шеф-берейтор Кадр Нуар устроил для всадников «видео-урок». На первом видео был полковник Лезаж на англо-арабе Тэне на Олимпийских Играх в Лос-Анжелесе - легкие, незаметные средства управления, незначительное по сравнению с современным натяжение повода. Второй записью было выступление Филатова в Риме – средства управления стали значительно менее тонкими, хотя и значительно тоньше тех, что мы видим у современных всадников. Третье видео было сделано на недавних Олимпийских Играх – здесь как средства управления, так и натяжение повода были значительно заметнее и сильнее. Скорость выполнения теста увеличилась, классические элементы потеряли свою красоту и артистическую экспрессию. Такова мода. Выездка стала спортом. Но самое страшное я скажу вам сейчас. В последнем ролике было видно, как всадница выезжает верхом на лошади из конюшни. Мое изумление вызвало то, как в следующий момент лошадь развернулась на 180 градусов и несмотря на все усилия всадницы и управление поводом рванула обратно. Затем лошадь вновь появилась в воротах под той же всадницей, но в сопровождении личного тренера, который вел лошадь под уздцы… Мне безумно нравится каденция этой лошади во время езды по боевому полю 20*60м, но меня поражает, что олимпийский чемпион управляем только на плацу! Так я был несколько обескуражен тем, чем оказался чемпион мира и Олимпийский чемпион по выездке, заменивший собой то, что словами мсье де ла Гериньера в Высшей Школе называлось: «Грация является прекрасным украшением искусства»…
Нуно Оливейра, Конференция на тему Descente de main в военном центре физической культуры и верховой езды «Мафра», 24 июля 1981 года