Статейка о вятках понравилась:
Вятка
Вятка, великолепная вятка, которую мы тоже чуть было не потеряли! Вятская лошадь — наша старая, так называемая аборигенная порода. Она сформировалась в Вятской губернии — теперь это территории
Кировской области и
Удмуртии. Это очень подвижная и выносливая лошадь, но главное — именно эта порода принесла славу русской тройке!
Вятская лошадь
Несколько раз вятка была на грани исчезновения, и в XIX, и в XX веке — сначала из-за попыток «улучшить породу» приливом чужой крови, потом — из-за действий Хрущева, который (кстати, как и Ленин) ненавидел лошадей и нанес огромный ущерб отечественному коневодству. Но, слава богу, всякий раз находились люди, знавшие, оберегавшие и сохранившие эту лошадь. Ездили по крестьянским хозяйствам, собирали единицы характерных для вятской породы лошадей. И смогли восстановить породу, сейчас она признана официально. В Кировской области и Удмуртии вятка фактически обрела статус национального достояния — именно там находятся основные заводчики вятских лошадей.
Я уже говорила, что вятка принесла славу русской тройке. Стоит уточнить, что речь идет в первую очередь о почтовых тройках, где эти выносливые резвые лошади были очень востребованы, особенно в конце XVIII — начале XIX века. Так везде и пишут, мол, русская тройка появилась около 200 лет назад.
Но это неверно, тройка гораздо старше — хотя открыли мы это совершенно случайно. Начну издалека. Был в XVI веке такой барон Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат, который дважды побывал в нашей Московии, как тогда в Европе называли Русь. Приезжал с дипломатическими миссиями в 1517 и 1526 годах, объездил множество городов, а по возвращении написал свой знаменитый «отчет» о путешествии, «Записки о Московии». Книгу впервые издали в Европе в 1549 году, она мгновенно стала популярной, выдержала несколько изданий. Были там и карты — весьма достоверные. Во всяком случае, всё стоит на своих местах. «Записки о Московии» венского издания 1557 года есть в музее Института коневодства. И вот однажды мы начали рассматривать виньетки на карте — интересно же! На полях древних карт обычно изображали явления, характерные для описанной местности. И вдруг видим: три лошади, средняя — под дугой, с оглоблями, по сторонам — две пристяжные, и все три лошади запряжены в экипаж. Значит, уже во время путешествия Герберштейна в первой трети XVI века тройка в нашей стране была обычным явлением! Конечно, в летописях о лошадях говорили редко, но может, если хорошо покопаться, получится найти в древних документах больше информации — в том числе и о тройке. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что нашей уникальной запряжке никак не меньше 500 лет! Какие тогда были лошади — неизвестно, но в последние два столетия «звездами» троек были вятки. А у людей побогаче — орловские рысаки.
Карта Герберштейна из «Записок о Московии» издания 1557 года. Найдите тройку на полях
До сих пор за границей никто не понимает, как наши наездники управляют тройкой — запряжкой, в которой лошади бегут разными аллюрами. Коренник бежит рысью, пристяжные — галопом. Другой такой запряжки в мире нет! Почему тройка стала символом России? Именно поэтому: тройка уникальна.
Но в начале 1990 годов мы почти потеряли наше национальное достояние. В России оставалось всего три человека, знавших, как заложить тройку. Одним из них был Владимир Иванович Фомин, легендарный наездник. Именно он показывал в США нашу тройку, которую в 1958 году Хрущев широким жестом подарил американскому предпринимателю Сайрусу Итону.
И все же преемственность удалось сохранить. Учиться к Фомину поехал Андрей Корчагин — на мой взгляд, это самый талантливый из всех «троечников». Ныне Андрей — шестикратный чемпион России в езде на тройке. Корчагин на удилах просто «играет»! Во Франции целый фильм сняли только о его руках. У наездника с уголками рта лошади должен быть тончайший контакт — и Андрей перед тем, как дать лошади удила, угощает ее кусочком сахара, чтобы рот стал влажным, так лошади не больно. Андрею в работе очень помогает то, что по образованию он ветеринарный врач.
Сейчас у нас появилась целая группа «троечников», которые соревнуются между собой. Но тройки выступают нечасто, а пристяжным лошадям обязательно нужна работа. И не на рыси, а на галопе. Проблема решилась так: Андрей Корчагин ездит и на тройке, и в драйвинге. В драйвинге его пристяжки ходят в паре.
У Андрея теперь вся семья связана с тройками. Вообще, это удивительный человек. Когда нужно было ехать выступать в Париж — а пришлось ехать за свои деньги, — Андрей продал машину, чтобы выступить в Париже на тройке. Ведь выступать надо, это престиж России.
Понимаете, конный спорт — не футбол, он стадионы не собирает. В России он никогда не был особо популярен, разве что в 1920-е годы и чуть позже, пока была кавалерия. Потом — война, потом — Хрущев, который едва не уничтожил и племенное, и массовое коневодство. Потом — 1990-е со своими проблемами. Но в России всегда находились влюбленные в лошадей энтузиасты, которые не позволяли истории прерваться. Бутович, Каштанов, Киборт, Фомин, Корчагин и многие другие — все они понимали, что наши лошади — это достояние и слава России.
Там ещё много чего есть:
http://strana.ru/journal/23310388