Небольшая заметка.
Изыскания по изобразительным источникам не мои, а авторитетных историков дамского седла из Англии.
Мной переведено, адаптировано, расширено и дополнено.
Писалось для лекции в Беларуси, но не помню уже в каком варианте вошло, потому что лекцию пришлось очень сильно сократить. Кусок про сериал "Аббатство Даунтон" убрала, потому что про этот "источник", уже писала ранее.
Недостоверность художественных источников
Начну со знакомой многим цитаты:
«…но в это самое время Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что, не поспев за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло. Вдруг положение его изменилось, и он понял, что случилось что-то ужасное… Неловкое движение, сделанное Вронским, сломало ей спину.»
«Бедная Фру-Фру» - думает обычный читатель и «что это за бред?» - подумает читатель-конник. И попробуйте потом докажите своим знакомым, что так невозможно лошади спину сломать, это же Толстой в книге написал, уж он то бред писать не будет и в лошадях всяко получше разбирается.
Давайте вернемся назад, в 14 век
В русскоязычных статьях говорится что манеру ездить в дамском седле в конце 14 века привезла с собой в Англию Анна Богемская. И тут закралась неточность в переводе термина.
Для описания способа езды Анны в англоязычных источниках используется термин sideways, который значит, что дама сидит боком как на лавочке и плечи ее при этом повернуты перпендикулярно движению лошади. Для обозначения дамской посадки используется термин aside\sidesaddle.
Если какую-то манеру езды она и привезла в Англию, то это была не современная дамская посадка, а именно "транспортировочная" посадка боком, так как в средневековье дамы вполне себе ездили верхом в мужской посадке. На фото подобное седло, его называют фермерским или же седлом фермерской жены.
Теперь про век 16-ый.
Екатерине Медичи приписывают два изобретения - второй верхний рог и разворот всадницы прямо по движению лошади. Предполагаемая дата изобретения рога (1580) приходится на 61-й день рождения Екатерины, тогда как есть сведения что она закончила охотиться в 60. Кем предполагаются эти оба факта, конечно же, не известно. Возможно, второй верхний рог она и придумала, есть какие-то "свидетельства" на грани слухов, что фрейлины шептались, что изобретение было выдумано чтобы Екатерина могла демонстрировать свои худые ножки.
А вот изобретение посадки лицом вперед вряд ли могла придумать Медичи. Самый ранний художественный источник, на котором дама изображена именно sidesaddle\aside, а не sideways – гравюра Альбрехта Дюрера «Всадница и ландскнехт», созданная около 1496-97 года, когда Екатерина Медичи (1519 - 1589) еще даже не села в седло.
Однако, доступные изобразительные источники показывают нам посадку дам в седле по-разному в один и тот же временной период, что вообще не дает никакой информации о том, в какой же точно момент посадка всадницы изменилась.
И если Дюрер славится своей скрупулезностью и вниманием к деталям, то к остальным художникам есть вопросы.
Франсуа-Александр Гарсо в своей книге Le Parfait Marechal 1741 года пишет: «Обратите внимание что всадница сидит прямо, лицом вперед, её плечи параллельны ушам лошади, в отличие от изображений, сделанных многими художниками». Что дает основания полагать, что странные позы всадниц на картинах могли быть результатом непонимания художниками положения ног в дамском седле.
Они с изображением лошадей не очень справлялись, куда уж там разобраться как лежат ноги всадницы под юбкой и зачем вообще все эти нюансы учитывать и изображать.
Тут уже далеко не средневековые изображения, но лошади на них передвигаются несуществующим аллюром. К 19 веку уж точно уже все разобрались в фазах галопа лошади, но художник так видит.
Вернемся в век 19-ый и вспомним ужасный и опасный обычай привязывать дам к седлу.
Эта информация встречается во многих опусах об ужасном дамском седле и даже на сайте ГИМа в статье научного сотрудника. Научный сотрудник не стал вникать в предмет своего изыскания и составил свою работу из того что нашлось в рунете.
Действительно, на модных картинках эпохи ампира мы видим дам в седле с непонятным ремнем. Ремень этот использовался для того чтобы препятствовать раздуванию юбки и защитить ее от грязи.
Масла в огонь в этой истории также подлила Анна Сьюэлл в своем «Черном красавчике», упомянув, что всадниц привязывали к седлу и бедняжки гибли не в силах освободиться. Книга художественная, в ней лошади разговаривают. Вспоминаем бедную Фру-Фру и забываем этот «источник».
На данный момент нет ни одного достоверного свидетельства что всадниц привязывали к седлу, ни рассказов современниц, ни писем, ни-че-го.
Стоит ли безоговорочно верить "картинкам" и использовать их как источник? Не знаю как так у реконструкторов принято, а вот я бы, по ряду описанных причин, не стала.