Vers
Опытный
Уже в двух темах на форуме ( "Ипповенция:кто-то что-то слышал" и "О стоимости постоя лошадей. Дорого или дешево. Московская область.") были задеты темы гуманистического подхода к обучению и его противоположности, которую называют по разному: авторитарным методом, манипулятивным, силовым, насильственным, методом поощрений и наказаний( кнут и пряник). Обсуждения которых навели на мысли, что многие слабо представляют или вообще не понимают на чем базируется принципы и методики гуманистического подхода. Хотелось бы попробовать прояснить, что это за метод и почему ему отдают предпочтения во многих странах.
Но думаю, лучше начать с авторитарного подхода, так как он понятен и знаком многим, а его принципы и механизмы важны для понимания гуманистического подхода. Интересно, что сторонники авторитарного подхода чаще всего искренне видят в нем единственно возможный способ организации процесса обучения.
Авторитарный метод - это модель объектно-субъектная. В этой модели обучающийся всегда является объектом приложения энергии субъектов(педагогов, тренеров,взрослых). Ответить на вопрос почему такой «объект» все таки учится несложно. Именно потому, что этого хочет «субъект». Это учеба по принципу « а то хуже будет».
И понятно, почему так часто приходится сталкиваться с неприятием гуманистического подхода, ведь довольно часто под гуманистическим подходом понимают модель «перевертыш» субъектно – объектной модели, где субъектом уже будет непосредственно ребенок, ученик, а объектами взрослые, педагоги. В такой модели как бы весь мир существует для ребенка и все крутится вокруг него, но это не является гуманистическим подходом, это такая же модель манипуляции и насилия просто наоборот.
Гуманистический подход – это субъектно – субъектная модель .Принципиальным моментом в гуманистическом подходе является взаимопризнаваемая субъектность всех участников процесса. На практике эти принципы выражаются в том, что процесс организовывается не как целенаправленное обучение, а как совместное исследование. А субъектность, личный интерес, взаимодействие, выбор, исследование – являются одними из основных принципов гуманного обучения.
В гуманистических методиках игра проходит красной нитью через всю деятельность. Основная причина этого, что в игре предполагается практически постоянный личностный выбор и личностный интерес, также игра не может обойтись без четких и понятных рамок. Игра необходима вовсе не для того, чтобы развлечь участников, облегчить им жизнь или дать возможность отдохнуть. Игра используется в качестве важнейшего инструмента, который призван создать определенное настроение, состояние, дать новый материал для продвижения процесса и,наконец, структурировать рамки.
Первая система обучения(авторитарная) в значительной мере связана с системно-ориентированном характером обучения, когда обучаемые являются пассивными реципиентами знаний, умений и отношений, транслируемых им системой через преподавателя. Вторая система(гуманистическая) направлена, прежде всего, на личностно-ориентированное обучение, и в ней создается знание, конструированное на основе опыта. Гуманистические методики сами по себе не предполагают отказа от стандартов.
В рамках авторитарных методик происходит очень быстрая подмена мотиваций обучаемых. Вместо интереса к изучению и исследованию материала , обучение происходит за счет мотивации «не получить по шапке» или за хорошим поощрением виде оценки или чего-либо еще. Сам процесс и удовольствие от обучения, изучаемый материал отходит на второй план, если не теряется совсем. Ученик делает это( учится, принимает участие, демонстрирует модель поведения) не для того, чтобы изучать, участвовать, а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание.
Что же касается наказания, то тут все совсем просто: в гуманистическом подходе такого понятия попросту не существует. Ведь это тот самый случай, когда более сильный диктует свою волю более слабому, пользуясь средствами насилия в качестве основного инструмента. Плюс на самом деле наказаниями не так много можно достичь, как принято считать.
Хочется надеяться, что не возникнет путаницы между наказанием и элементарной защитой своих и чужих прав. Естественно, если обучаемый опасен или нарушает границы других, в профессиональные обязанности педагогов входит защита и себя ,и других участников процесса. Однако считать это наказанием попросту неверно.
Обучаемый и его поведение напрямую зависит от рамок. Свобода, как и вообще процесс гуманистического подхода в обучении, возникают только в понятно структурированных и жестких рамках. «Жестких» означает НЕ тесных, НЕ жестоких и НЕ регламентирующих каждый шаг и поведение в целом, а напротив понятных, ободряющих к исследованиям.
В гуманистическом подходе вопросы рамок относятся к полю содержания, а не техники и дисциплины. Поэтому не стоит путать рамки с запретами. Поведение участника зависит не от запретов и регламентирующих правил, а от грамотного структурирования системообразующих рамок. Рамки, в отличие от правил, призваны не ограничивать, а ,напротив, раскрывать.
В данной теме я говорила в основном про обучение людей, но гуманные методики используются и в обучении животных. Тема гуманистических методик обучения довольно обширна. В рамках форума сложно вместить все, но данной темой хотелось донести, что гуманистические методики – это не вседозволенность и не «сюсю-мусю». Вообще на тему гуманистического подхода написано много книг и большое количество исследований. Так что при желании можно изучить историю гуманистического подхода, методики и успешные примеры, а также известных деятелей и их идеи.
Но думаю, лучше начать с авторитарного подхода, так как он понятен и знаком многим, а его принципы и механизмы важны для понимания гуманистического подхода. Интересно, что сторонники авторитарного подхода чаще всего искренне видят в нем единственно возможный способ организации процесса обучения.
Авторитарный метод - это модель объектно-субъектная. В этой модели обучающийся всегда является объектом приложения энергии субъектов(педагогов, тренеров,взрослых). Ответить на вопрос почему такой «объект» все таки учится несложно. Именно потому, что этого хочет «субъект». Это учеба по принципу « а то хуже будет».
И понятно, почему так часто приходится сталкиваться с неприятием гуманистического подхода, ведь довольно часто под гуманистическим подходом понимают модель «перевертыш» субъектно – объектной модели, где субъектом уже будет непосредственно ребенок, ученик, а объектами взрослые, педагоги. В такой модели как бы весь мир существует для ребенка и все крутится вокруг него, но это не является гуманистическим подходом, это такая же модель манипуляции и насилия просто наоборот.
Гуманистический подход – это субъектно – субъектная модель .Принципиальным моментом в гуманистическом подходе является взаимопризнаваемая субъектность всех участников процесса. На практике эти принципы выражаются в том, что процесс организовывается не как целенаправленное обучение, а как совместное исследование. А субъектность, личный интерес, взаимодействие, выбор, исследование – являются одними из основных принципов гуманного обучения.
В гуманистических методиках игра проходит красной нитью через всю деятельность. Основная причина этого, что в игре предполагается практически постоянный личностный выбор и личностный интерес, также игра не может обойтись без четких и понятных рамок. Игра необходима вовсе не для того, чтобы развлечь участников, облегчить им жизнь или дать возможность отдохнуть. Игра используется в качестве важнейшего инструмента, который призван создать определенное настроение, состояние, дать новый материал для продвижения процесса и,наконец, структурировать рамки.
Первая система обучения(авторитарная) в значительной мере связана с системно-ориентированном характером обучения, когда обучаемые являются пассивными реципиентами знаний, умений и отношений, транслируемых им системой через преподавателя. Вторая система(гуманистическая) направлена, прежде всего, на личностно-ориентированное обучение, и в ней создается знание, конструированное на основе опыта. Гуманистические методики сами по себе не предполагают отказа от стандартов.
В рамках авторитарных методик происходит очень быстрая подмена мотиваций обучаемых. Вместо интереса к изучению и исследованию материала , обучение происходит за счет мотивации «не получить по шапке» или за хорошим поощрением виде оценки или чего-либо еще. Сам процесс и удовольствие от обучения, изучаемый материал отходит на второй план, если не теряется совсем. Ученик делает это( учится, принимает участие, демонстрирует модель поведения) не для того, чтобы изучать, участвовать, а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание.
Что же касается наказания, то тут все совсем просто: в гуманистическом подходе такого понятия попросту не существует. Ведь это тот самый случай, когда более сильный диктует свою волю более слабому, пользуясь средствами насилия в качестве основного инструмента. Плюс на самом деле наказаниями не так много можно достичь, как принято считать.
Хочется надеяться, что не возникнет путаницы между наказанием и элементарной защитой своих и чужих прав. Естественно, если обучаемый опасен или нарушает границы других, в профессиональные обязанности педагогов входит защита и себя ,и других участников процесса. Однако считать это наказанием попросту неверно.
Обучаемый и его поведение напрямую зависит от рамок. Свобода, как и вообще процесс гуманистического подхода в обучении, возникают только в понятно структурированных и жестких рамках. «Жестких» означает НЕ тесных, НЕ жестоких и НЕ регламентирующих каждый шаг и поведение в целом, а напротив понятных, ободряющих к исследованиям.
В гуманистическом подходе вопросы рамок относятся к полю содержания, а не техники и дисциплины. Поэтому не стоит путать рамки с запретами. Поведение участника зависит не от запретов и регламентирующих правил, а от грамотного структурирования системообразующих рамок. Рамки, в отличие от правил, призваны не ограничивать, а ,напротив, раскрывать.
В данной теме я говорила в основном про обучение людей, но гуманные методики используются и в обучении животных. Тема гуманистических методик обучения довольно обширна. В рамках форума сложно вместить все, но данной темой хотелось донести, что гуманистические методики – это не вседозволенность и не «сюсю-мусю». Вообще на тему гуманистического подхода написано много книг и большое количество исследований. Так что при желании можно изучить историю гуманистического подхода, методики и успешные примеры, а также известных деятелей и их идеи.