Из книги: "Дрессировка лошади в цирке"
"Во время выполнения прыжков высшей школы над зем¬лей, к которым относится курбет, лансада, баллотада и каприоль, лошадь отделяется всеми четырьмя конечностями. Школьные прыж¬ки исключительны по своей красоте и требуют большого искусства от тренера и смелости всадника (рис. 42). Вопреки мнению о чрезмерной искусственности школьных прыжков и утверждению, что они не присущи для лошади, позволим себе при¬вести высказывание известного немецкого тренера Л. Зенера, приго¬товившего к школьным прыжкам много лошадей: «Школьный пры¬жок так же естествен для хорошо сложенной лошади, как и три ос¬новных аллюра — шаг, рысь и галоп, и не следует боязливо избегать этих прыжков».
Лошадей, которые обладают сильной спиной, мощными задними но¬гами с массивными скакательными суставами, можно начинать учить школьным прыжкам, лишь когда они полностью будут подчиняться шенкелю и поводу, легко выполнять пиаффе при хорошей работе суставов задних ног. Чрезмерно крупные и грузные лошади не годят¬ся для школьных прыжков.
Курбет — школьный прыжок, при котором лошадь поднимается из пиаффе в пезаду, под действием туширования и голоса дрессировщи¬ка делает прыжок вверх и вперед и приземляется на задние конеч¬ности. Французское название этого приема означает прыжок по дуге. Так как лошадь во время курбета не только уравновешивает свою тяжесть и тяжесть всадника на задних ногах, но и отталкива¬ется от земли, воспринимает эту тяжесть при приземлении и снова совершает прыжок, ее тазобедренные и скакательные суставы значи¬тельно сгибаются, испытывая чрезмерное напряжение. Поэтому не рекомендуется слишком часто производить эти прыжки под всад¬ником.
Курбет сначала отрабатывают «в руках». Лошадь, уверенно выпол¬няющую пезаду, ставят в пиляры на развязку, а затем тушируют хлыстом по ее скакательным суставам, заставляя сделать прыжок вверх. После хорошего прыжка лошадь подкармливают и на этом заканчивают работу. Через некоторое время на лошадь можно поса¬дить легкого и очень искусного всадника, который, сохраняя спо¬койную посадку, не мешает ей при выполнении этого трудного прыжка.
Развязку следует пристегивать так, чтобы лошадь имела небольшой упор, соответствующий прыжку. При длинных развязках лошадь будет слишком высоко поднимать пе¬реднюю часть и не сможет уравновеситься так, как это необходимо для отталкивания, или же сделает слишком длинный прыжок впе¬ред, потеряет равновесие и ударится при опускании о пилярный но¬совой ремень и потеряет уверенность. Слишком короткие развязки мешают лошади не только приподнять переднюю часть, но и совер¬шить прыжок. Равномерность развязок обязательна, а при посыле вперед (тушировании) необходимо одновременно воздействовать на обе задние ноги, чтобы отталкивание произошло обеими ногами сра¬зу. В противном случае лошадь может оттолкнуться одной ногой и получится косой прыжок. Лучше всего тушировать двумя хлы¬стами.
Существует много лошадей, идеально выполняющих пезады и лева¬ды и, следовательно, обладающих достаточной силой для выполнения курбета, однако лишь немногие лошади обладают не только силой, но и умением уравновеситься, что необходимо для курбета, а также лов¬костью и смелостью.
Работы в пилярах не следует прекращать до тех пор, пока не появит¬ся необходимая уверенность как у лошади так и у всадника при работе вне пиляр всадник из пиаффе поднимает лошадь на пе¬заду, и когда она уравновесилась на пезаде, заставляет ее оттолкнуть¬ся, усиливая нажим шенкелями, щелкает языком и опускает руки вниз и немного вперед, чтобы лошадь получила необходимую ей сво¬боду повода для прыжка вперед.
Вначале курбет следует выполнять с помощником, который стано¬вится сзади с бичом на некотором расстоянии от лошади. Он не до¬трагивается до лошади, но его присутствие значительно облегчает задачу всадника. После удавшегося курбета всадник снова ставит лошадь на пиаффе и, если позволяет состоянию лошади, требует от нее выполнения еще нескольких курбетов. Заканчивая работу после курбетов, надо обязательно сделать не¬сколько темпов пиаффе. При выполнении курбета следует обращать особое внимание на то, чтобы лошадь все время была в ровных шен¬келях и поводьях, иначе она может неправильно (в одну сторону) оттолкнуться на прыжок и начнет «вращаться».
Лансада — так в езде высшей школы называется прыжок лошади вперед на передние ноги с хорошо согнутых задних ног. При обыч¬ном движении горячая лошадь делает лансады, желая вырвать по¬вод или сбить всадника.
Круппада — прыжок из пезады (на месте), при котором лошадь, отделившись от земли с подобранными ногами, опускается на то же самое место.
Лошадь побуждают совершить прыжок легким тушированием по крупу. При круппаде, выходя на прыжок, передняя часть лошади идет несколько выше, чем задняя. Лошадь подтягивает все четыре ноги под корпус, причем подковы задних ног направлены к земле. Корпус лошади в дальнейшем принимает горизонтальное положение, из которого она приземляется на все четыре ноги точно в то место, с которого оттолкнулась. Круппаде лошадь обучают в пилярах или «в руках». Вначале лошадь из пиаффе поднимают в пезаду, и в тот момент, когда она приготавливаете опуститься, ее слегка тушируют по крупу. Туширование в момент, когда она еще находится в стадии выпрямления, может привести к тому, что вместо круппады получит¬ся левада. За правильное исполнение круппады лошадь следует по¬ощрить и прекратить работу. Не надо забывать в момент туширования щелкать языком, это является условным раздражителем для лошади. После работы в пилярах под легким всадником можно пе¬рейти к исполнению круппады без развязок, причем посыл шенкелями должен несколько опережать начало опускания лошадью перед¬них ног и сочетаться с выдержкой поводом.
Баллотада. Этот школьный прыжок отличается от круппады только иным положением задних ног. В круппаде, находясь в воздухе, ло¬шадь все четыре ноги держит поднятыми к животу, в баллотаде же задние ноги более разогнуты в путовых суставах, лошадь как бы по¬казывает своп подковы и, приземлившись на все четыре ноги, пере¬ходит в пиаффе.
Лошадь, имеющую способность к баллотаде, готовят по тому же ме¬тоду, что и к круппаде.
Каприоль. Этот прыжок часто называют оленьим. На каприоли ло¬шадь поднимается на пезаду, стремительно и сильно отталкивается от земли вверх и вперед. Это самый эффектный и в то же время самый трудный по исполнению школьный прыжок. Выполнить каприоль под силу лишь сильной, хорошо сложенной лошади, имеющей природную легкость движений, спокойный и в то же время энергич¬ный характер и, самое главное, способность к школьным прыжкам. Лошадь в пилярах заставляют подняться сначала на высокую пезаду, а затем на баллотаду или круппаду (некоторые лошади перехо¬дят в каприоль уже из пезады). Уловив момент начала опускания, тренер резким ударом по крупу заставляет лошадь лягнуть задними догами, причем, подчеркиваем, очень важно проделать это именно в момент опускания, в противном случае лошадь сделает только пры¬жок вперед и каприоль не получится. И процессе работы в пилярах на лошадь сажают легкого, крепко си¬дящего в седле всадника, сочетают посыл бичом, голосом и шенке¬лем. В дальнейшем лошадь работает вне пиляр — под всадником и без него, на лонже. Помощник при этом находится позади на безо¬пасном расстоянии и держит лонжу высоко и слегка натянутой. В момент, когда всадник вышлет лошадь на каприоль, помощник щелкает бичом, чтобы лошадь отбивала задними ногами. После того как лошадь начнет стабильно и без сопротивления исполнять каприоль на лонже, можно перейти к работе без нее. Первое время по¬мощник, находясь позади с хлыстом, готов прийти в случае необхо¬димости на помощь всаднику.
В дальнейшем переходят на одно воздействие (шенкель, голос, щел¬чок) и считают лошадь готовой, если она выходит на каприоль толь¬ко от щелчка языком.
Удержаться в седле во время каприоля дело непростое. Посадка всадника должна быть очень прочной, так как лошадь при отталки¬вании и во время энергичного отбивания задними ногами создает сильные толчки, выбивающие из седла (у седла при исполнении ка¬приоля отстегиваются стремена). Особенно важно знание всадни¬ком особенностей своей лошади при каприоле. Желательно заставить лошадь пиаффировать перед каприолем в полном сборе и с предель¬ным импульсом.