Поле
Pro
Или все-таки от кобылы породы Голландский рысак?
Журнал "Конный мир" :
Голландские "рысаки"
Мало кто знает, что именно с фризских лошадей началось рысистое коннозаводство. История рысистого спорта начинается в 1650 году: тогда в Голландии на льду замерзшего озера состоялись первые бега. А полтора века спустя фризские рысаки-гардтраберы прославили свою породу на весь мир и стали родоначальниками практически всех призовых рысистых пород.
Итак, боевой рыцарский конь средневековья и одна из лучших каретных пород является в новом качестве: теперь фризы стали знамениты благодаря мощной резвой рыси, носившей название "гардтраб". До появления специализированных рысистых пород, таких как орловская или американская, лошади, способные идти ровной, резвой, машистой рысью, были редкими исключениями, случайной "игрой природы". И лишь среди фризов такие уникумы попадались достаточно часто. Конечно, это вовсе не значит, что фриз превратился в настоящего рысака: он оставался достаточно тяжелой и мощной каретной лошадью, и далеко не каждый представитель породы имел право называться гардтрабером, так что употреблявшееся иногда в отечественной литературе название "голландская рысистая лошадь" весьма условно. И все же на фоне других упряжных пород того времени рысь фризов производила впечатление.
"Для настоящей и красивой рыси потребно, чтобы лошадь на бегу поднимала голову и шею, свободно двигала плечами и коленями, вытягивала тело и, поднимая копыта, прижимала их так, чтобы ноги следовали одна за другою, подобно крылам ветряной мельницы", - так описывает ход гардтрабера автор начала XIX века. Если от каретных лошадей требовалось показывать на рыси утрированно высокие, а следовательно, непроизводительные движения (как говорится, идет круто, да все тута), то рысь фриза, сохраняя в определенной степени парадность и красоту, уже отличается энергичностью и хорошим продвижением вперед. Эти особенности хода фризские лошади сохранили до наших дней, существует даже такое понятие - "фризская рысь".
Первоначально состязания гардтраберов проводились под верхом. Вместо седла на широкую спину коня клали пестрый шерстяной ковер, в хвост вплетали "цветной пучок". Впоследствии в употребление вошел высокий двухколесный экипаж, названный на французский манер - "шез", то есть "кресло" (в смысле "кресло на колесах"). В каждом заезде участвовали только два соперника, дистанция была прямая и короткая - 325 метров. Чтобы победить, нужно было стать первым два раза из трех, за проскачку лошадь лишалась приза.
В XVIII - начале XIX веках соревнования гардтраберов были чрезвычайно популярны: они проводились во многих городах и деревнях Фрисландии. В местных газетах первой половины XIX века историки нашли почти три тысячи упоминаний о таких состязаниях! Главным призом самых крупных бегов были серебряные или золотые бичи. В 1823 году голландский король Вильгельм I утвердил в память битвы при Ватерлоо ежегодный приз - "Королевский золотой бич".
Из истории коннозаводства,
и не только отечественного
Однако вернемся в конец XVIII века, во времена популярности фризских гардтраберов и зарождения специализированных рысистых пород. В 1783 году граф Алексей Григорьевич Орлов приобрел в Голландии жеребца и восемь кобыл, которым суждено было сыграть совершенно особую роль при создании орловского рысака, ведь одна из привезенных лошадей стала матерью родоначальника породы Барса. Орлов использовал в своей работе десятки представителей самых разных пород и типов, но все же способность к резвой рыси его лошади получили в первую очередь от голландских кобыл.
То, что большинство этих кобыл, и в том числе мать Барса, были не типичной для фризской породы серой масти, не должно нас сильно смущать: в прошлом единообразие масти вовсе не было отличительной чертой фризов, немало попадалось среди них гнедых и серых, а в средние века, говорят, встречались даже чубарые. Последняя гнедая фризская кобыла была записана в племенную книгу в 1928 году. Серая масть могла распространиться в породе во время испанского владычества под влиянием андалузской и берберийской крови. Профессор В.О.Витт предполагает, что Орлов специально подбирал в Голландии серых кобыл, у которых кровь берберийских предков проявлялась сильнее - ведь фризы все-таки были рыхловаты, грубоваты, громоздки. Впрочем, может быть, графу просто не нравилась вороная масть.
Орловский рысак унаследовал от фризских предков и некоторые черты экстерьера: крупный рост и костистые ноги с большими копытами, украшенные довольно большими для полукровной лошади шелковистыми щетками. Возможно, и вороная масть распространилась среди орловцев благодаря голландским кобылам. Повторное прилитие фризской крови орловскому рысаку было предпринято уже после смерти графа Орлова: в 1825 году управляющий Хреновским конным заводом В.И.Шишкин выписал из Голландии несколько вороных кобыл, которых широко использовал в племенной работе.