Про историю развития искусства верховой езды (классического). Вот перевод Подхайского из его книги. Перевод немного корявенький, потому что мой
, но в принципе читабельный:
Исторический обзор.
В античные времена искусство верховой езды было очень развито, это легко можно увидеть в книге греческого государственного деятеля и командующего Ксенофона (Xenophon), написанной в 400 году до нашей эры. И даже до него Симон (Simon) из Афин написал основательную и детальную книгу об искусстве верховой езды, которую Ксенофон постоянно упоминает. К сожалению, книга Симона была утеряна, точно также как книга Плиниуса (Plinius), которого Ксенофон также упоминает.
Любой профессионал в конном деле, который изучит книгу Ксенофона, написанную 2400 лет назад, не сможет не удивиться точности объяснений и пониманию чувств лошади. Его тренинг основывался на интуиции и добром отношении, принципах, которым к сожалению не всегда следуют мастера современности. Это отношение лучше всего описывается его собственными словами 'Все что делается принудительно и без понимания не может быть красиво. Цитируя слова Симона 'Если танцор принуждается танцевать плёткой и шипами он будет не более красив, чем лошадь, которую тренеруют в таких же условиях'.
С падением греческой империи и позже при большом переселении культурные ценности многих искусств былии утеряны. Искусство верховой езды приходило в упадок все больше и больше пока наконец не перестало существовать. Нужно отдать дань книге Ксенофона за то, что она сберегла идеи конного искусства до наших дней, потому что именно эта книга стала основой для возрождения.
Почти 2000 лет спустя, в 16 столетии, забытое надолго искусство верховой езды вместе с художественным исполнением родились на свет опять. В то время, когда великие мастера изобразительного искусства и скульптуры начали процветать под итальянским солнцем, заново возрождённое искусство верховой езды было представлено свету Неаполитанским дворянином Гризоне (Grisone), который был известен своим современникам как 'отец искусства верховой езды'.
Гризоне детально изучил книгу Ксенофона. И цитирует буквально слово в слово инструкции по посадке всадника и средствам управления. Но его идея, тем неменее, была контроль лошади силой, что доказывается большим количеством жестокого железа, которое он изобрёл.
Наиболее известным из многих учеников Гризоне был Пигнателли (Pignatelli). Он был директором в известной академии верховой езды в Неаполе (Naple), в которую Плювинель (Pluvinel) приехал учеником из Франции. Плювинель, который позже стал мастером верховой езды при Луи 13, следовал инструкциям Пигнателли, но добавил к ним свой собственный опыт. В отличии от своего учителя и предшественника, он придерживался принципа индивидуального подхода к каждой лошади и заменил силу на гуманное отношение в каждодневном использовании. Его идеи отражены в его книге Manège du Roi, которая появилась в 1623 году. Его книга была осмеяна вначале, но с течением времени принципы Плювинеля были приняты и он подготовил путь для Франсуа Робишон де ля Гереньер (François Robichon de la Guérinièr) который впоследствии стал величайшим мастером искусства верховой езды Франции.
Результатом развития гуманности стало то, что методика Герцога Ньюкастла, опубликованная им в его подробной книгe в 1657 году, не смогла создать надёжную основу для искусства верховой езды в Англии частично из-за жестокости его методов. По тем же причинам книга Georg Engelhart von Lohneysen (боюсь переврать имя ), опубликованная в 1588 году, не смогла привлечь последователей.
Влияние Гризоне, Пигнателли и их учеников скоро было потеряно. В начале восемнадцатого столетия искусство верховой езды практически полностью находилось под влиянием Франции. И именно величайший мастер верхового искусства де ля Гериньер написал самую революционную книгу по верховой езде за всю историю. В отличии от стиля письма своих предшественников его книга ясная и легка для понимания. Он построил ее на упрощении и фактах, чтобы сделать ее полностью понятной для читателей. Нет никакой нужды обсуждать учение Гериньера в деталях в этой работе, но не потому что оно совершенно не интересно, а просто потому что его принципы применяются неизмененными в Испанской школе верховой езды и могут быть увидены ежедневно.
Из-за Французской революции доктрина Гериньера была потеряна для Франции. И более того Наполеоновские войны положили конец академиям верховой езды при многих королевских дворах Европы. Только испанская школа верховой езды в Вене точно сохранила до настоящего момента методы Гериньера. Это случилось главным образом благодаря влиянию Макса Риттера фон Вейроттера (Max Ritter von Weyrother) выдающегося всадника, который был главным берейтором (или-как-там-это-называется ) Школы в первой части 19 века. Его влияние, которое распространилось далеко за пределы его страны, особенно чувствовалось в Германии, где Сэйдлер (Seidler), и даже более того Зигер (Seeger) и Ойнхаузен (Oeynhausen) были его учениками. Они были достаточно влиятельны, чтобы противостоять учению Боше (Baucher) и укрепить свой метод так сильно, что позже Плизнер (Plizner) и Филлис(Fillis) не смогли влиять на верховую езду в этой стране. Книга Штайнбрехта (Steinbrecht) опубликованная в 1885 году также основывалась на их учении.
Плизнер, который работал в Королевских конюшнях в Берлине с 1874 года и дальше, слишком сгибал своих лошадей, так как это делал Боше, и разрушал любое движение вперед. Его последователи извиняли его методы тем, что он тренировал лошадей для Императора Пруссии Вильгельма Второго, у которого была парализованная рука и ему приходилось управлять лошадью одной рукой.
Джеймс Филлис познакомился с методами Боше во Франции. Затем он провел 12 лет мастером верховой езды в Военной Академии в Петрограде и впервые появился в Германии в цирке в 1892 году. Он очаровал зрителей цирка и нашел много поклонников среди всадников, которые хотели бы видеть его методы в тренинге военных лошадей. Без сомнения Филлис был великим артистом, но он интересен только в цирковом искусстве, а не классической верховой езде, где все движения основаны на законах природы. Доказательством этого служит множество неестественных движений, которые он практиковал, таких как галоп на трех ногах, галоп назад и испанский шаг. В 1913 году Филлис умер в Париже и был забыт также как и его учитель Боше, в то время как методы Испанской школы верховой езды все еще процветают.
Вплоть до начала Первой мировой войны Кавалеристская школа Пруссии в Гановере была под влиянием Испанской школы верховой езды через своего бывшего главного берейтора Герхарта (Gebhart).
Это историческое развитие верховой езды показывает, что искусство не ограничивается ни одной конкретной страной. Оно расцветает везде, где человек посвещает себя общению с лошадью и знает, как культивировать и развивать эту практику, везде, где есть мастера, и везде, где такие навыки приносят радость тем, кто любит красоту. Исусство верховой езды - действительно, интернационально. Оно принадлежит всему цивилизованному миру, и это обязанность каждой нации сохранять и поощрять его в интересах культуры.