Уууу... Чего вы, милые дамы, в такой чудесный вечер друг другу настроение портите, а? ИМХО, налицо непонимание. Зюлейка написала пример про себя скорее для развлечения, чем прямо по теме - по-моему, тут на форуме уже все в курсе, что она спортивных целей не ставит. А Martlet в ответ поделилась
своей проблемой о проспортивных формально учениках, которые занимаются самообманом. Видимо, нередкий случай - сегодня случайно попала на подобную ситуацию, там аж тренер развернулась и сказала: "Делай, что хочешь". И как-то сильно подозреваю, что слова Темы Лебедева к Зюлейке и ее примеру никакого отношения не имели и не имеют, и никто этого не подразумевал.
Во! И Снегурочка о том же!
А я вот лучше ближе к теме. С терминами - есть проблема. Слава Богу разные "одержки" и "постановления" мне разжевывали, зато я, к примеру, в силу индивидуальных занятий, практически не в курсе стандартных манежных фигур. И задачи типа: "заезд налево назад" "перемена по короткой диагонали" поначалу заставляли меня теряться: я не понимала, куда лично я должна ехать. "По головному" в смене еще понятно, а вот если про это не сказали, то оно подразумевается или надо "параллельным курсом"? На ходу ориентировалась, конечно, но было дискомфортно. На индивидуалках тренеры, конечно, быстро подстраивались и начинали объяснять "по-простому", а вот в смене прокатской было сложно)))
И вот про какую очень актуальную вещь для возрастного начинающего скажу: раскоординированность+слабые навыки самоконтроля приводят к тому, что выполнение команды тренера бывает очень причудливым несмотря на все старания. Из последних личных примеров:
(Делаем принимание) "Смотри в сторону движения! Ну сколько можно одно и то же повторять!!!". Где-то на 10 раз подряд тренер не знает, то ли биться лбом об стену, то ли прибить меня
, а я уже готова заплакать, потому что если пару раз я действительно просто забыла проконтролировать этот момент, то во всех остальных случаях я, как мне казалось, старательно смотрела, куда просят. Наконец ситуация выясняется. "Смотри" в моем понимании - это означало чисто глазками, я даже голову почти не поворачивала, только косила взгляд. "Смотри" в понимании тренера - означало "развернись туда верхней частью корпуса".
Еще. "Сработай рукой вниз, вдоль холки. Не вижу. Сработай". Работала так (на оголовье), что мизинец как-то пришлось несколько дней бутадионом мазать - натрудила
. Толку долго было нуль. А все потому, что "работа рукой" для меня-чайника = потянуть-отпустить, и раз "не вижу", значит надо тянуть сильнее. А сильнее получалось дольше+сильно зажималась рука вплоть до плечевого пояса. Бедная кобыла, короче
. Про "короче и быстрее" мне при этом тоже говорили постоянно, но в мозгу оно никак не складывалось воедино, и предпочтение отдавалось более сильному стимулу: "Не вижу! Ты не работаешь!" - значит надо посильнее, поднапрячься...
Ну и самая сложная для исполнения команда - это команда "не". Практически неисполнимы рекомендации типа: "Не дергай локтями", "не тряси руками", "не подпрыгивай на ягодицах", "не хлопай шенкелем по боку" и т.п., потому что все эти движения возникают непроизвольно в результате движения лошади и бессознательных попыток тела найти при этом комфортное положение. Соответственно, чем сильнее я начинаю стараться сделать это самое "не", тем больше фиксируюсь на злосчастной части тела, тем больше ее зажимаю и напрягаю, и тем сильнее она мешает нам с конем жить
.
Работает то, что можно легко перевести в "+": "держи себя локтями" "локти, как столбы качелей, а ты - между ними" (Татьяна Троф). "Не дергай, а срабатывай кистью" (=действуй не так резко, плавнее и мягче), "едь животом вперед" "сядь в лошадь и катись с ней вместе" (это про прыжки на ягодичных мышцах), "Провались в пятку" (это про летающий шенкель) и т.п.