Может быть, когда-нибудь... IT и Montenegro again

Всем привет, меня зовут Рита, и я никто.
Ну, то есть, во мне действительно все обычно - я стандартный конелюбитель, я плохо прыгаю, плохо умею делать базовые выездковые элементы вроде уступок, средне езжу и своим большим достижением, в принципе, считаю, что я перестала дрожать от ужаса в седле и могу даже иногда пободаться со вредной кляченкой.
На сим перечень моих заслуг заканчивается.

Зачем мне блог? Ну, как говорится, коготок застрял, фсей птичке конец... Раз уж начал обитать на форуме, то хочется завести дневник. Хотя записей здесь, скорее всего, будет очень мало, потому что я бесполезная и категорически не люблю быть под прицелом и отчитываться о достижееееееениях. Лошади это мое хобби, и мне будет совершенно неудобно переводить его в экселевский формат отчетов. Или, там, думать, что обо мне подумают, раз я ничего не умею. Здесь нет достижений, в этом дневнике! Никаких разоблачений, хитрых тайн, целеустремленности и стрессоустойчивости, просто полянка, куда можно прийти поделиться мыслёй.

Своей лошади у меня нет и не планируется в обозримой перспективе. Причин для этого несколько - мой теперишний муж против своей лошади, моя собственная зарплата не так высока, чтобы решаться на такой сенсационный поступок. Я слишком люблю хорошо кушать и позволять себе комфорт и удобство, чтобы быть нищим коневладельцем, у которого болит голова, где б достать на постой и дожить до завтра. Да.

На данный момент в моей жизни имеется арендованная лошадь Люся, спасенная Эквихелпом. Люсе 8 лет, она помесь орловца и тяжа, у нее проблемы с ногами - хронический ламинит + небольшой лизис копытной кости + артрозы на всех 4-х ногах. Это не мешает ей быть любимой бусечкой в полную аренду. Я не езжу на ней верхом не потому, что у меня высокие принципы, а т.к. лень и у нее нет седла, но больше, все-таки, лень. Основная владелица лошади, вроде бы, этому не против, поэтому у Люси прекрасная жизнь - она много жрет, много гуляет в табуне в прекрасном душевном клубе в подмосковье. И дозволяет мне учиться об себя...

Остальное чуть позже, если будет вдохновение.
 
Последнее редактирование:
А вот меня очень заинтересовало начало) Очень жду продолжения))
 
Спасибо! Приятно, что опус заметили и оценили :)

На нашумевшую тему погрузок. Говорят, Люся была знаменита тем, что плохо грузилась. По крайней мере, когда мы попытались ее перевезти с места на место, меня и мою подругу-тренера предупредили, чтобы мы обвешались транквилизаторами, как револьверами, и готовились к "жесткой перестрелке".

Nevertheless, кобыла, хоть и упиралась, при адекватной технике погрузки поупиралась, поупиралась, и решила, что мдее, фиг бы, в общем, с нами. "Поехали!" (с).

 
Видео про погрузку прямо впечатляет! :)
Привет вам от бывших соседей с той конюшни, на которой снималось это видео :))
 
Продолжаем разговор.

Вообще, одно из великих открытий, связанных с Люсей, это то, что, если ты стараешься рассуждать здраво, смотришь на работу опытных людей и изучаешь психологию лошади, то ты, прежде никогда не нянчивший толком лошадей с земли, вполне можешь разобраться с этим кубиком-рубиком. Брать в полную аренду просто лошадь без тренера было страшновато, ведь ты легко можешь привить лошади какую-нибудь плохую привычку. Однако вышло так, что некоторые проблемы за 4 месяца получилось решить, и ничего не напортить. А мне - приобрести опыт, как корректировать некоторые вещи с земли. В чем-то Люся очень похожа на молодую лошадь, поскольку с ней равномерно и полноценно никогда не занимались, и, поначалу, она была "лошадь-панк" - мама - Анархия, папа - стакан портвейна...

Например, она могла по дороге из левады на плац развернуться, кинуть ноги в человека, и унестись в закат. Пропустив через голую руку наивного дурачка всю корду. Было... больно.

8gJDn9WQcgY.jpg



На корде Люся устраивала треш, меняя направление как угодно, куда угодно, с какого угодно пируэта. На галоп Люся реагировала резко и бурно, пытаясь увезти кордового прокатиться на животе.


Как человек, который только мог попу катать под строгим надзором тренеров, а тут остался 1 на 1 с лошадью, я испытывала, первое время, страх перед таким поведением. Конечно, я не совсем камикадзе, у меня была опытный тренер на подстраховке - Даша, и я была готова в случае полного провала просить ее исправить лошадь. Но хочется жеж самой. Научиться справляться с лошадью с земли, научиться не бояться ее на корде.

Специально для тех, кто вдруг подумал, что так и надо - брать и без тренера учить чему-то лошадь, не умея учить сам, не находите в этой истории призыв к этому! У меня был тренер на подстраховке, я бы незамедлительно обратилась бы к нему, если бы ситуация приняла угрожающий оборот. И по сей день я готова это сделать, и спрашиваю совета, если, вдруг, заканчиваются ресурсы и нужен свежий взгляд. Не вижу в этом ничего зазорного.
 
Последнее редактирование:
Интересно вас почитать!

Здравствуйте. Читателям всегда рады. Люблю тех, кто слушает мою болтовню. :rolleyes:

...Конечно же, как и любому гуманисту, мне нравится работа Ани Беран. Она проницательный тренер, спокойна, последовательна и доброжелательна одновременно. Несколько, может быть, сдержанна в общении, но это уже из серии личных предпочтений в людях. Я не шибко люблю всю эту элитарность и классику™ в манерах и стиле - ибо сама бы лично замучилась ежедневно гладить твидовый пиджак... Наверное, для меня лично ее труд и Марка Броссии является в нынешнем мире самым качественным, обоснованным и полезным для лошади. Аня Беран подтверждает мои ощущения о том, что не нужно ускорять лошадь, тренировать прибавки в первую очередь. Ее книги, интервью с ней это бальзам просто какой-то на сердце.




Второй, кто мне нравится из мастеров мирового уровня - это Филипп Карл. Блин, классный, эпатажный мужик! Не понимаю, когда его осуждают за излишнее критиканство, по-моему, быть интеллектуальной брюзгой это невероятно харизматично. Если у тебя, конечно, из нужного места руки, а у него из нужного. Его книгу "Twisted Truths of Modern Dressage" можно легко советовать на прочитать, ибо, даже если не знать языка, то вполне можно справиться с помощью переводчика.

Еще остался Бент Брандеруп, но что-то в Бенте не так, какого-то огонька нет, что ли... Его работа кажется мне слишком скупой по отношению к лошадям, ваянием скульптур Апполона из мрамора. В общем, не впечатляет мой романтично устроенный мозг этот, бесспорно, талантливый тренер.

Уилл Фарбер мне не нравится, это все знать, даже Ксюша Давыдова из Седел Страда. :D На мой лично вкус он похож на какого-то мошенника, которому бы лишь бы навариться на элементарных вещах, и который изо всех сил отрицает существование законов физики каких-либо других методов. Но я могу сказать, что его работа это, все-таки, лучше, чем многие другие варианты работы с лошадью. Поэтому Уилла можно смело практиковать, думаю, будет больше пользы, чем вреда.

Мнение про Уилла, это, конечно, мое индивидуальное мнение и только. Многие мои знакомые и даже друзья любят Уилла, работают в его ключе, мы просто с ними обсуждаем его стиль деликатно, и я не высказываю каждый раз свое мнение категорично. Вот в дневнике тоже был, наверное, первый и последний категоричный раз. :)
 
Про Люсю.

Что было сделано за 4 месяца. Или, вернее будет сказать, что было сделано со мной? У меня:

- Уменьшился страх резких движений лошади рядом, я, бывает, еще переживаю местами, просто потому, что я более зажатый человек и пугливый, нежели задаток гуру, но я-таки почти постигла дзен! Даже если у лошади капитально сносит крышу - стоим, созерцаем прекрасные козлы мустанга, навязываемся лошади волной по корде и занудно повторяем "Люююуууусьяяяяя, шааааааааагом". К счастью, на корде ее включает теперь обычно только в темноте (она боится собственной тени при работе в сумерках). Или, когда рядом тоже кто-то веселится, может подыграть.

- Уменьшилось количество общего раздражения на лошадь до практически невесомых промилле. Хотя, иногда за концерты с попытками скакать как хочется ногами в человека, хотелось стукнуть хорошенечко.

- Я разобралась со своим телом, скоростью реакции. Могу лучше контролировать подачу команд и, одновременно, следить за лошадью.

- Уменьшилась общая суетливость.


У лошади:

- Лошадь перестала вырываться при вождении в руках. Решилась проблема выпасом в табуне по 12-15 ч. в сутки, вождением на кавессоне и блоками хлыстом, как учит Антонина Шевченко. Вообще работой с дистанцией. Сейчас лошадь спокойно водится на недоуздке на провисшем чомбуре.

- Лошадь перестала всей валиться собой на человека, если что-то пошло не так. Потому что у человека есть хлыстик, и он может сделать по серенькому бочку в яблочко многозначительное свись-свись и шлеп-шлеп.

- Лошадь научилась останавливаться от поднятия руки от локтя вверх, ускоряться, если ускоряется человек, замедляться, если замедляется человек. Правда, конюхи, которые водят коней своими способами, этот навык несколько смазывают. Но он все равно работает, как ни странно.

- Лошадь вспомнила, как уступать плечом и попой.

- Лошадь делает развороты вдоль стенки, когда человек делает как бы шаг назад и разворачивается, а лошади надо развернуться следом так, чтобы не задеть человека. Очень, очень, очень хорошее упражнение на умение подавать команды телом, на навык минимизации команд, на собственное спокойствие. Развороты вдоль стенки Лю делает даже на свободе.

- Это умение мы перенесли на корду, Лю умеет менять направление, не подходя к человеку (на шагу). Просто перекладываю корду и бич, делаю шаг назад, поворачиваю плечи, и, в 70% случаев, лошадь тоже поворачивается и топает в нужную сторону.

- Лю научилась останавливаться на корде от команды "Стоооой", + от жеста и от корпуса человека. Вообще, команда "Стой" у Лю впиталась в подкорку.

- Лю учится бегать галопом, и делает даже сносные подъемы без растаскиваний. Держать галоп ей трудно, у нее сильная естественная асимметрия влево, и иногда за ней приходится даже пробежаться, чтобы она не сбилась и не потеряла мотивацию. Естественно, это все по большому кругу. Правда, бегать я устаю ровно так же, как и Лю - не может поддерживать полноценно траекторию. Поэтому, здесь у нас полное взаимопонимание и солидарность. Но радует, что она слышит негромкую команду "Лю, галоп!". И реагирует, соответственно, на маленькие команды.

- Лю практикует сгибания в шее и затылке на месте, опускание головы, и имеет в этом плане успехи. Работаем над тем, чтобы четче была разница между сгибанием в шее и сгибанием в затылке.

- Люся худо-бедно умеет работать на свободе, ходить за человеком, может прыгнуть на свободе небольшую палочку.

- Лю практически перестала пытаться кусаться - стараюсь ее не кормить, когда она напряжена и суетится, и даю обычный втм, чтобы не так вкусно и ажиотажно было...


Вооот. Это из более-менее стабильного, о чем имеет смысл писать. :)
 
Последнее редактирование:
Расскажите, как вы ее научили смене направления на корде без подхода человека, вам помогал второй чел?:)
 
Честно, откровенно, интересно!

Оой, спасибо. :)

Расскажите, как вы ее научили смене направления на корде без подхода человека, вам помогал второй чел?

Как ее научили - это вообще в принципе правильная формулировка вопроса, ибо опыта с другими лошадьми у меня нет, и какую-то внятную тактику и стратегию я могу рассказать исключительно в парадигме Люси. Изначально мы начинали с самого нуля, ибо я 0, Люся 0, задача усложняется сразу вдвое...

Из амуниции, чтобы делать такие развороты, нужен будет кавессон или капцунг, это самый оптимальный вариант для каких-либо продуктивных занятий на корде.

Можно попробовать с лошадью сразу начинать их делать на корде, на шагу и небольшом удалении от человека, если лошадь спокойная, не склонна беситься, и изначально чутка и настроена на взаимодействие. Очень упрощенный вариант для бытового использования, видела его несколько раз. Но все равно, тут нужно, чтобы лошадь внимательно следила за сигналами тела человека - за расположением его плеч, поэтому контролируем себя. Плечи чуть развернуты по ходу движения лошади - это знак, чтобы лошадь двигалась дальше.
Затем, чтобы развернуться, перекладываем корду и бич, делаем поворот плечей параллельно корпусу лошади, делаем плавный шаг или несколько назад, привлекая внимание лошади и подтягивая ее кордой за собой. Тут важно, чтобы первое время длина корды не была настолько длинной, чтобы вы в ней сами не запутались и смогли четко коснуться лошади бичом, и суметь ее направить в нужную сторону.
Когда лошадь шагает мордой к вам, так же плавно поворачивайте в нужную сторону, плечи уже развернуты в новое направление, рука с кордой показывает в нужную сторону (совсем ее вытягивать на всю длину не нужно, просто от локтя до кисти по направлению), небольшим поднятием бича и щелчком по лошади нужно ее выслать. Если лошадь поняла и развернулась, наконец - то нужно остановиться и похвалить. Поначалу лошадь может тянуть, останавливаться, пытаться утащить куда-либо, поэтому, если такое происходит так, что начинает происходить хаос или лошадь плохо схватывает - обычный бытовой вариант разворота может быть не для вас (наш случай с Люсей как раз). Это значит, что надо сделать подготовительную работу, чтобы у лошади было в порядке с дистанцией, чтобы вы реагировали быстрее на ненужные перемещения, и т.д. И это все меееедленно и нууудно. Позже напишу, как можно (теоретически - у меня опыт только с Люсей! Смотрите сразу, чьи советы берете) сделать это, если лошадь невоспитанна и вообще чихать хотела на внимательность к человеку.

P.S. Перед каждым таким постом можно смело вешать дисклеймер.

Дисклеймер (англ. Disclaimer) — письменный отказ от ответственности за возможные деликтные последствия того или иного поступка в результате действий заявившего данный отказ либо третьих лиц. Под деликтными понимаются любые виды ответственности заявителя.

Ну, ибо...
 
Последнее редактирование:
Как мы учили развороты на корде с Люсей.

Изначально, мы вообще учились тому, что лошадь выдерживает дистанцию с человеком, и ходили с ней по стеночке. Любая попытка обогнать, навалиться, корректировалась взмахами хлыста в бок лошади, а также перед ее мордой, давление сразу снималось, когда лошадь делала то, что нужно. Этот метод использует Тоня Шевченко, можно подсмотреть в ее видео, правда, раньше это было сделать проще, сейчас ее и Марины Красильщиковой новый курс Эквифлоу достаточно солидно стоит уже... Если вы в Москве или МО, то могу дать координаты Даши из ролика с погрузкой Люси, она этой техникой владеет и лично научит и покажет.

Мы работаем на кавессоне, купленном у Марины Красильщиковой. Можно купить любой другой кавессон или капцунг, который не громоздкий и более-менее четкий. Для исправления каких-то сложных проблем лучше покупать более строгие варианты капцунгов, для обычной работы подойдет, в принципе, кавессон с велосипедной цепочкой внутри.

Я учила сначала слышать жест поднятия руки. Это минимальная команда, микро-требование, если лошадь его не слышит, и спокойно прет, как танк, вперед, дальше идти не имеет смысла.

Когда лошадь спокойно останавливается от жеста, слышит и понимает его на шагу и на рыси, соблюдает дистанцию, то можно переходить к разворотам вдоль стенки. В немецкой книжке автора Kathrin Roida по работе в руках такое упражнение называется "Schulterkontrolle", контроль плеча, и является одним из подготовительных хоть к какой-то работе на корде.

Оно заключается в следующем - человек ведет лошадь вдоль стенки, допустим, справа лошадь, слева человек, в его левой руке чомбур, в правой руке хлыст для коррекции. Затем, на ходу, человек перекладывает хлыст и чомбур, начинает медленно поворачиваться плечами к лошади, и, одновременно, делает несколько шагов назад. Затем, человек поворачивается полностью в нужном (противоположном начальному) направлении и продолжает движение. Задача лошади спокойно развернуться вместе с человеком, чтобы ему не нужно было тянуть за чомбур. Лошадь привыкает разворачиваться вместе с человеком. Когда она это делает на близком расстоянии, можно брать корду и пробовать развернуться издали. Лучше постепенно увеличивать дистанцию между собой и лошадью.

Avkx-OpprVc.jpg


Лайфхак 1: хлыст в момент разворота концом с рукояткой, в первое время, можно поднять практически на уровень глаз, чтобы лошади была мотивация как-то извернуться, но не задеть человека.

Лайфхак 2: у лошадей имеется естественная асимметрия, и в сторону, обратную той, в которую лошадь согнута, развернуться лошади будет сложнее.

Лайфхак 3: нужно брать около стенки сначала радиус разворота побольше, т.е., делать побольше шагов назад, чтобы лошади было понятнее. Прям фактически на месте сделать разворот нулевой лошади не понятно и сложно.


Лично для меня, это одно из просто полезных упражнений и для человека в том числе. Оно вызывает адаптацию к нахождению лошади рядом, к ее габаритам, учит терпению и вообще, оно не такое сложное, как кажется. Такая интересная загадка начального уровня :) как прописи заполнить в тетрадке в 1-м классе.
 
Последнее редактирование:
Спасибо за такой подробный ответ, у меня есть капцунг, правда достаточно массивный. Редко его использую, как-то меня эта массивность напрягает, можно даже сказать, что он не прижился у нас на конюшне. Но лежит, ждет своего часа.
 
Редко его использую, как-то меня эта массивность напрягает, можно даже сказать, что он не прижился у нас на конюшне

Ну, да. В принципе, главное, чтобы не елозил сильно, а так, дело ловкости рук и привычки. Вот такие самые неудобные, по-моему...

doc_text_150_1614_3.jpg
 
Очень хорошие приспособления но как то в глубинках все упростили просто переходник корды одели сверху (дешево и сердито ) хотя твои подробные описания пойдут на пользу многим ).
 
Очень хорошие приспособления но как то в глубинках все упростили просто переходник корды одели сверху (дешево и сердито )

Угу, тоже подходит, я так делала, цепляла за петли нащечных ремней уздечки. Просто качественный кавессон или капцунг, правильно подогнанные, оказывают более точечное давление за счет плотного прилегания цепочки или пластины.
 
Сверху