Может ли навредить неопытный чел в иппотерапии ребенку с дцп?

  • Автор темы Автор темы Анж
  • Дата начала Дата начала
В свое время мою спокойную возрастную лошадь брали под иппотерапию. Меня очень попросили, я дала. Лошадь водила коновод. Ребенком занимались родители. Мама имела большой опыт занятий своего ребенка. У них были медицинские рекомендации, в том числе с рекомендацией иппотерпии и обширные выписки. Я -врач, иппотерапией не занимаюсь и заниматься никогда не планирую. Я прочитала выписки и 2 раза присутствовала, чтобы убедиться в безопасности мероприятия.
Что хочу сказать. Ребенка принесли в КСК , девочка выла. Ужасный звук на одной ноте, ребенок ушедший в себя, из угла рта слюна. Первая мысль была их развернуть. Еще очень хотелось развидеть
Потом девочка увидела лошадь, только когда ее поднесли вплотную, и это перекошенные плачущее личико преобразилось. Вой оборвался. Ребенок будто осветился изнутри. Все, воя больше в этот день не было. Девочка пыталась обнимать, гладить лошадь, как могла. Попыток ткнуть в глаз или чего то подобного не было. Из потенциально неприятного для лошади, она брала гриву и поскольку движения отчасти спастические, было дерганье. Моя лошадь реагировала на это совершенно спокойно. В начале правда лошадь останавливалась и беспокоилась при смещении центра тяжести на спине при упражнениях
Потом привыкла
Результат меня сильно удивил. Просто очень сильно. Первая мысль при виде воющего ушедшего в себя ребенка, развернуть их. На выходе я имела счастливого ребенка и и улыбающихся родителей. Никакими мячиками и тазиками ничего подобного достичь невозможно
Поэтому я полностью за иппотерапию при соблюдении техники безопасности, медицинских рекомендаций и здравого смысла
И я считаю, что мы с позиции здоровых и благополучных, не имеем никакого права решать за других, как им жить. Лишать больного ребенка общения с животным, заменяя его общением с тазиком. И очень важно было для родителей видеть, как преображается их особенный ребенок
 
Последнее редактирование:
Лишать больного ребенка общения с животным, заменяя его общением с тазиком
Общение не равно верховая езда. Общение не заменить, да.


Но в общем и целом я придерживаюсь мнения, что лично я никого не лишаю) хотите общаться-покупайте лошадь и общайтесь, в чем проблема?)
Хочу ли я ответственность такую для себя, чтоб общались с моими лошадьми? Ну скорее всего нет. Плюс я не уверена, что моим коням это понравилось бы не в формате «изредка гости».


Отдельно иногда меня отталкивает отношение к лошади у родителей, как к ээ тренажёру, который должен. Нет, не должна лошадь ничего. И прекрасно, если она захотела общаться и поделиться частицей счастья)) но нельзя это требовать. А вот с инвалидами и родителям инвалидами я сталкивалась с проблемой «мне должны».
 
А кто их лишает-то? Кто хочет заниматься иппотерапией или просто предоставлять свою лошадь для общения особенным детям - тот это делает. Кто не хочет - должен на чувство вины подсесть?))). Дело, несомненно, благое, но - не каждый умеет, не каждый хочет...и уж тем более не каждый должен.
Если смотреть с точки зрения благополучия лошади - то лошадям это точно не нужно.
 
Последнее редактирование:
Если хозяин лошади не хочет давать свою лошадь под иппотерапию, он в своем полном праве. Никакого чувства вины
Очевидно, есть лошади, которые отнесутся негативно. Если ребенок резко тычет пальцем в глаз, любой, хоть обычный, хоть особенный, ему не место рядом с лошадью
Просто в этой теме резко высказывается мысль, что незачем особенным детям лошади, пусть занимаются развивающими методиками с мячиками, это одно и тоже.
Развивающие методики, разработанные специалистами, однозначно нужны. Только они направлены в значительной мере на другое, и не могут заменить общение с лошадью. И надо использовать все, что помогает ребенку развиваться
И естественно, есть дети, которым иппотерапия и общение с лошадью не нужна и не помогает
 
У нас есть подопечный, которого родители возили плавать с дельфинами. К сожалению, ничего, кроме водобоязни, он не приобрел. Поэтому каждый банный день для него - стресс. А есть мальчик, который дико радуется пылесосу. Я с ним играю, с помощью пылесоса. Выглядит это странно, но ребенок счастлив))).
 
Развивающие методики, разработанные специалистами, однозначно нужны. Только они направлены в значительной мере на другое, и не могут заменить общение с лошадью. И надо использовать все, что помогает ребенку развиваться
В реале это работает не так однозначно, как выглядит на письме.
Элементарный пример: вместо условных десяти способ развития применяются условно пять... пять способов дают результат хуже десяти? далеко не факт...
Поэтому на самом деле использовать надо не всё, а только то, что работает наиболее эффективно... и иппотерапия в этот список, к сожалению, не входит даже тогда, когда практикуется исключительно как психологическая энимал-терапия... если не считать психологическую реабилитацию заключённых и военных, да и там... ещё проверять и доказывать непочатый край...
И ещё... факт грустный, но упрямый... официальная дефектология работает только с теми методиками, которые закрепляют позитивный эффект и делают его достаточно долгоиграющим.
То есть действительно эффективная методика - это не курс таблеток, которые надо принимать регулярно, а иначе...
Поэтому улучшения сразу после одного занятия выглядят порой очень впечатляюще, но на самом деле ещё ни о чём не говорят, говорит хоть о чём-то - прогресс устойчивый, долговременный и не затухающий от отсутствия, гм... постоянной спецподдержки.
И вот именно поэтому многие профессиональные дефектологи иппотерапию не уважают и не назначают.
А ещё потому, что любой опытный специалист такого профиля является циничным реалистом, и понимает ещё один упрямый факт: будет очень здорово, если хоть один родитель потянет со своим ребёнком хоть одну семейную реабилитационную программу... то есть потянет её как следует, а не абы как...
И поэтому никто из серьёзных специалистов в тяжёлых случаях не прописывает ту же иппотерапию даже "на всякий случай", т. е. как полезное добавление вроде кружка выходного дня... потому, что всё внимание, всё доступное время и все силы родителей - надо концентрировать только на самом эффективном...

P, S.: когда я копал это всё сам - порой попадал в очень неприятные ситуации, а также ставил в такие ситуации близких знакомых, которых просил спросить, выяснить, поговорить и так далее...
Например, один преподаватель-дефектолог однажды отрезал: если мой студент на моём экзамене хотя бы просто упомянёт иппотерапию в списке возможностей для работы с детьми-ДЦПшниками - сразу минус балл к оценке.
И да, этого преподавателя можно изругать как угодно и назвать ихтиозавром, который закрыт новым веяниям и тэпэ... а можно попробовать его понять и оспорить... и лично у меня получилось его понять, а вот оспорить - нет...
 
Последнее редактирование:
Развивающие методики, разработанные специалистами, однозначно нужны. Только
Все упирается в то, что применяется комплекс методов реабилитации, а не что-то одно. Поэтому объективно говорить, что помогла анималтерапия - неправильно. Это притом, что я не отрицаю эмоц. воздействия.
Выглядит это странно, но ребенок счастлив))).
У подружки дочка дико радовалась возможности складывать игрушки в бумажный пакетик) Вот просто сложил, выложил и сложил. Никогда не знаешь, что увлечет)

И вот именно поэтому многие профессиональные дефектологи иппотерапию не уважают и не назначают.
О, хосппади, Кэп, ну откройте вы учебник что ле. Нагуглите там "Принцип комплексности". Почитайте, почему применяется психолого-педадогический-медицинский подход. И нет, это не три лица одного дефектолога. Это три разных специалиста. А в ряде случаев, врача так и вовсе два - психиатр и невролог.
Дефектолог НИКОГДА ничего не назначает. Он не врач. Априори не врач. Он выпускник пед. вуза. Он обучает ребенка.
 
И что?
Да, нужен комплексный подход, ПМПК и всё такое прочее, а вот с дефектологом Вы слегка промахнулись, поскольку он бывает не только педагогом с дипломом, но и учёным.
Поэтому я снова не понимаю Ваших негодующих восклицаний.
 
только педагогом с дипломом, но и учёным.
Феерия. Кандидат наук (доктор наук) он педагогических. Нет, ну реальный пример, дефектолога со степенью по экономическим наукам я знаю. Но пример очень спорный. \т
Если человек стремится стать ученым, то он должен сформулировать гипотезу и проверять ее экспериментальным путем. И строго в узкой области.
(и не каждый дефектолог, врач, инструктор стремятся быть учеными).
 
Мой племянник реабилитируется уже 3,5 года каждый будний день. Не ходячий, не говорящий, не держащий голову (последствия врачебной ошибки по удалению доброкачественной микроопухоли на коре головного мозга: нейрохирург задел ствол мозга и таламус). Когда делали операцию, племяннику было 2 года. Сейчас 6,5 лет. Сначала пробовали реабилитироваться в России в одном из лучших реабилитационных центров страны, потом вынуждены были уехать в Испанию для реабилитации в известнейшей клинике Гутманн. Используется огромное количество различных тренажеров, методов, видов занятий, начиная от физических упражнений, заканчивая музыкальными. Иппотерапия не предлагалась, но в последние два месяца к ним на дом стали приходить волонтеры со специально обученными собаками для общения. В основном это лабрадоры или ретриверы. Племянника кладут рядом или частично на собаку, он пытается ее трогать. Но общение ему нравится и это видно.
В нашем случае на данном этапе иппотерапия явно лишняя. Все мышцы расслабляются и разрабатываются в бассейне. Но не исключаю, что в дальнейшем, если ребенок сможет себя держать, то иппотерапия может помочь.
 
Кстати, буду рада, если ещё поделитесь где можно почитать про то, что ВЕ не является имитацией ходьбы.
Извините, что пропала. Где почитать о том, что движения таза человека при естественной ходьбе и при езде шагом на разных лошадях практически не имеют общего:

«Human pelvis motions when walking and when
riding a therapeutic horse»
Brian A. Garner, B. Rhett Rigby

Почему это важно? Потому что, чтобы научиться ходить, нужно ходить, чтобы научиться есть ложкой суп, нужно есть ложкой суп, чтобы научиться самостоятельно обуваться, нужно натягивать ботинки… Лошадь, безусловно, важна при реабилитации с использованием лошади, но первостепенное значение имеет образование и квалификация специалиста. Минимум навыков, на мой субъективный взгляд, выглядит так:

1. Умение интервьюировать, найти «боли» семьи, превратить их в цель реабилитации на лошади. Тогда не только 30 минут на/около лошади ребёнок (или взрослый?) будет работать над навыком, но и дома вся семья приложит усилия.

2. Верно сформулированная цель. Она звучит так: «Миша (Таня, Серафима Павловна) через 2 недели (8 занятий, полгода занятий…) будет/сможет есть ложкой суп и не проливать/подниматься по лестнице домой на 2 этаж без помощи/проситься в туалет у знакомого взрослого. Почему так конкретно? Потому что это и есть реабилитация: качественное изменение жизни конкретного человека с конкретными трудностями, а не процесс в надежде, что дельфины очень полезны, а лошадка все сама сделает.

3. Чтобы достичь поставленной цели, нужно верно оценить состояние клиента/пациента (образование!), оценить реабилитационный потенциал (образование!), знать, как формируется навык и верно сформулировать задачи на занятия (образование!), найти подход, ключик к клиенту (опыт, отчасти образование).

4. Достигнуть цели — это и будет оценкой эффективности проделанной работы. Не достигли цели в заранее оговорённый срок? Значит, либо цель поставлена неверная, либо работа велась неправильно.
А зачем тогда лошадь? Если будете мимо Сокольников пробегать 30 октября, заходите на «Эквирос» (мастер-классы бесплатные, но вход по билетам выставки — 200₽, насколько я знаю). Мы как раз 2 часа будем рассказывать про развитие преимущественно моторных навыков (ходьба, перешагивание и огибание преопятствий).

11:00 Мастер-класс «Всё начинается с движения: использование лошади для достижения разных реабилитационных целей»; Елена Богаченкова, специалист по иппотерапии и развивающей верховой езде, инструктор-методист по АКФ (г.Клин)

11:30 Мастер-класс «Что на самом деле хотят клиенты от занятий с лошадью и как превратить этот запрос в цель?»; Елена Анисимова, психолог, соавтор проекта «Свободная Ипповенция» (г.Тула)

12:00 Мастер-класс «Почему «тренировать силу мышц» больше не может быть целью иппотерапии и над чем важнее и нужнее работать? Разбор на примере клинического случая с атаксией»; Елизавета Шлепотина, анималотерапевт, студентка медицинского факультета РУДН (г.Москва)

12:30 Мастер-класс «Новые для России подходы в реабилитации с использованием лошади: развитие и совершенствование навыков ходьбы, постановка целей по МКФ и оценка эффективности проделанной работы»; Екатерина Хитрова, врач ЛФК и СМ, эрготерапевт, Бобат-терапевт (Н.Новгород)
Марина Лукина, специалист по иппотерапии, логопед, физический терапевт (Н.Новгород)

Будет онлайн-трансляция в «Телеграм», но за качество не могу ручаться, к сожалению.
 

Вложения

  • C37D8FA0-CCFE-4DF4-A1F9-8652CAB8C819.png
    C37D8FA0-CCFE-4DF4-A1F9-8652CAB8C819.png
    613,3 KB · Просмотры: 44
Последнее редактирование:
Сверху